Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма Уэлби и его жены

      Фрэнсис Котс.Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, Линкольншир, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса. 1769. Холст, масло. 135.2 ; 152,5 см. Mattheisen Gallery Лондон.
    
Картина написана в 1769 году, когда Котс был на пике своей славы.Основатель в 1768 году и член Королевской Академии Великобритании Фрэнсис Котс представил эту картину в числе семи работ  на инаугурационной выставке Королевской Академии художеств в 1769 году под названием «A portrait of a lady and gentleman at chess». Также она была представлена на выставке в Лондоне в 1881 году. Долгое время картина находилась в частной коллекции. В настоящее время находится в коллекции The Mattheisen Gallery в Лондоне.
         
     В этом портрете проявляется его склонность к основным принципам стиля рококо в праздничности декоративных деталей костюмов и в сентиментальной трактовке темы любви]. Композиция портрета сбалансирована и динамична; энергична фигура Уильяма Уэлби, который только что вскочил на ноги, её дополняет спокойная фигура его супруги.
      На картине изображены двое супругов, закончивших играть в шахматы. Несмотря на то, что действие картины разворачивается в домашней обстановке, персонажи облачены в парадные костюмы. Супруг уже встал из-за стола и указывает зрителю на позицию, стоящую на доске, левой рукой, а правой демонстрирует жест удивления. Его супруга продолжает сидеть за шахматным столиком, пристально глядя на зрителя. Правую часть заднего плана заполняет искусно выписанный занавес.
       В 2013 году появилась небольшая монография, посвящённая этой картине[2]. Её автор пишет об этом портрете:

    «Один из самых очаровательных портретов XVIII века. Более того, это первый известный шахматный портрет в британском искусстве, уникальный среди картин этого времени»

    Уильям Эрл Уэлби  1-й баронет. Представитель древнего дворянского рода из Линкольншира, владелец поместья в Дентоне, недалеко от Грантема. Он был сыном Уильяма Уэлби  и его супруги Кэтрин.
 Долгое время довольствовался управлением своим поместьем, впервые приступил к выполнению государственных обязанностей в 1796—1797, когда он служил в качестве шерифа Линкольншира. В 1801 году стал баронетом. Достаточно долгое время заседал в парламенте (1802—1806), но не отличался глубоким пониманием политики и экономических процессов. Современники отмечали его пассивность на заседаниях палаты общин.
   
            Его супруга Пенелопа (1737—1771), третья дочь крупного землевладельца сэра Джона Глинна. Родила мужу сына и дочь, ещё двое других детей умерли во младенчестве. Пенелопа умерла в 1771 году, всего через год после того, как умер художник Фрэнсис Котс и через два года после создания им этой картины.

      Важным элементом этого портрета является изображённая на нём партия в шахматы. Шахматы достигли своего пика популярности в светском лондонском обществе в 1770 и 1780-х годах.

       Обе фигуры — короли, которые могут двигаться только на одну клетку в любом направлении и никогда не могут непосредственно стоять рядом друг с другом. Игра на самом деле закончилась вничью.

     Поэтому жест Уэлби был прочитан ими как радость, что две фигуры обречены вечно двигаться вокруг друг друга, что может быть интерпретировано как знак долгого и счастливого брака. Интересно, что многие снятые с доски фигуры лежат на столе, хотя принято ставить их, снимая их с доски. Возможно, это является следствием урагана чувств, бушующих в отношениях супругов.

      На картине изображены так называемые «лунные» шахматы или «Селенус», популярные в то время в Великобритании, но мало известные в континентальной Европе.Шахматная доска оформлена в форме книги и может стоять среди фолиантов на книжной полке.

    Искусствоведы аукциона Christie’s были настолько удивлены позицией (при всей её простоте), изображённой на доске, что обратились за помощью и консультацией в Английскую шахматную федерацию


   


Рецензии