Уроки моей бабушки - Узелки

   На протяжении всей жизни я часто вспоминаю свою бабушку. Её нехитрые слова и поступки стали для меня настоящими уроками.
  Из детства запомнился мне узелок, лежавший у неё в шкафу. Он был довольно объёмный всегда тщательно завязан и вызывал у меня жгучее любопытство.   
 - Бабушка, что у тебя в узелке? – я частенько приставала к ней с таким вопросом. Но она как-то всё отшучивалась. Но однажды, когда я уже подросла, ответила: «Там собрано всё необходимое на тот случай если я умру».
 - Какие глупости! Зачем? Ты ведь ещё не скоро умрешь! Так нельзя! И я совсем по-новому взглянула на этот узелок. – В конце концов, это ужасно.
 - Что же здесь ужасного, - удивилась бабушка. Недаром многие святые говорили: - «Имей память смертную». – Это только, кажется, что страшно думать о смерти. Ведь мы просто  переходим от жизни временной к жизни вечной. Для меня самое страшное предстать пред Господом и понять, что многим моим делам и поступкам нет оправдания. А вообще-то мне кажется, люди больше боятся жизни. С одной стороны времени вроде бы не хватает, а с другой стороны нам так часто бывает скучно. И мы напрасно тратим наше бесценное время на пустые разговоры, телевизор и всякие глупости. (Бедная бабушка, в то время она понятия не имела, сколько времени сейчас тратиться в виртуальном, компьютерном мире.) Я, знаешь ли, стараюсь как можно чаще смотреть на этот узелок, для меня это очень важно.
 - Почему? - уже совершенно обескураженно спросила я.
 -  Потому что я сразу вспоминаю о том, что жизнь моя быстротечна. И мне уже не хочется спорить по пустякам, обижаться, ругаться, доказывая свою правоту. Хочется спешить к вам, сказать, как сильно я вас люблю, хочется быть полезной семье и людям.
  Бабушка умерла в 1992 году, когда в магазинах ничего нельзя было купить. Даже сахар, хлеб и хозяйственное мыло, которое отпускали по талонам, не всегда было в наличии.  Всё что она заранее приготовила, тогда очень пригодилось. Разбирая её вещи, под подушкой я нашла ещё один узелок. Знаете такой маленький носовой платок, в который раньше старушки за неимением кошелька завязывали деньги. В эпоху инфляции и денежных реформ, когда уже появились настоящие российские миллионеры,  я нашла в этом узелке 16 рублей, всё что ей удалось скопить. В этом она была вся, ничего для себя и всё для других. До последних дней её отличало неутомимое трудолюбие, умение радоваться жизни и огромная благодарность за всё Богу. Она, прожившая полную лишений и потерь жизнь, часто повторяла: «Белый свет такой-то хороший, а все люди очень добрые».


Рецензии