Прежние старушки - не чета нынешним!

В начале 1990-х проводился такой социологический опрос: "Как бы вы могли охарактеризовать Россию?" Пара студентов радостно, в один голос возопила : страна полоумных старушек!

А знаете, что-то в этом было... Очень даже было. Пенсионеров тогда в Ленинграде-Петербурге насчитывалось около миллиона и двухсот тысяч, следовательно - около миллиона старушек. А старушки тех лет - совсем не чета нынешним! Нынешние - тихенькие, между собой поговорили - и по своим норкам. Тогдашние - о-о-о! Это целое явление. Уверенные в себе, горластые, язвительные. На улицах, в транспорте, в магазинах - всюду их видно - и слышно. Если до того любимые темы у них были: "понаехали тут", да еще "культура поведения", то с началом перестройки, естественно, "политика". Газет начитаются, телевизора насмотрятся - и вперед, на улицу, в толпу. Утверждаю: именно эти "божьи коровки" стали тем роем "нильских светлячков", который синхронно замигал вслед за "демократическим активом" и который создал Ленинграду-Петербургу имидж города славных демократических традиций!

(Читайте-читайте - ничего не пропускайте! «Нильские светлячки» выскочили  не случайно.  «Светлячки» - отнюдь не «божьи коровки»!).

Вот две сцены из тех лет - на трамвайной остановке на улице Пионерской. Худенькая старушка потрясает кулачком: Зорькина - гнать! Хасбулатова - гнать! Зорькина - гнать! Хасбулатова - гнать! И - тресь палкой по асфальту!

Это - перед октябрем 1993-го...

Другая старуха долго, по-ораторски разглагольствовала чуть в стороне, на газоне, а потом, напевая-рыча, пошла по тротуару.

- Я-я-я ... бывало ... всем давала ...

По четыре раза ... в день ...

Известная частушка. Старуха грузная, красная, гремит по асфальту клюкой... Мне аж не по себе стало. Где-то "рванула балды" для храбрости, но видно, вообще  -  приличная...

То же самое, разумеется, происходило по всем городам и весям.

Революция! Локомотив и машинисты "демократического бронепоезда" -  понятно кто. А 1-й вагон вот таков!

Я в своих заметках неоднократно цитировал «Окаянные дни» Бунина.  В революцию 1917-го происходило  то же самое!

"Какая-то паскудная старушонка с яростно-зелеными глазами и надутыми на шее жилами стояла и кричала на всю улицу:

- Товарищи, любезные! Бейте их, казните их, топите их!

Я постоял, поглядел - и побрел домой"...


Рецензии