Бусины. Часть вторая
Мою бабушку по линии матери звали Серафима Ксенофонтовна. Великолепное имя. Родом из подмосковной деревни, бабушка Сима была портнихой, прекрасно шила, имела круг постоянных клиенток, ценивших не только ее мастерство, но и редкий, врожденный такт. Я застала ее и деда уже очень немолодыми людьми и. когда родители на несколько дней «передавали» меня старшему поколению, скучала и просилась «к молодым». Но молодые были заняты собой и забирать меня не торопились. Приходилось ждать. На кухне у бабушки Симы стояла швейная машинка с ножной педалью, немецкая, «Зингер». Я очень любила играть с машинкой, движение педали приводило меня в восторг. Своих же дочерей бабушка учить шитью принципиально не стала – чтобы получали образование. И сестры поступили в престижные, как бы сейчас сказали, ВУЗы- МГУ и Первый медицинский, но всю последующую жизнь могли разве что пуговицу пришить, и то кривенько . Я с шитьем тоже не лажу. Бабушка мной бы гордилась. Порой я думаю, что хорошее во мне – от бабушек, от прабабушки (я знала только одну прабабушку, со стороны отца – Веру, которая сочиняла для меня сказочные истории про братцев Трика, Трука и Трака, и даже, насколько я помню, рисовала их, толстеньких человечков в камзолах). Я уже не могу сказать этим женщинам, как много они мне передали; их давно нет в живых, а пока они были живы, я не понимала степени их влияния, ставшего очевидным много позднее. Они так или иначе присутствуют в моем творчестве, и я счастлива, что моя с ними связь не утрачена.
Бангкок. Этот город пробуждает или страстную любовь, или не менее страстную ненависть, которую, тем не менее, вежливые европейцы скрывают за маской равнодушия: тайцы – очаровательный народ, и неловко огорчать их, ругая столицу. Впрочем, Бангкок в долгу не остается. Тем, кто его любит, он открывает все новые и новые места, полные очарования, тех же, кто не его переносит, без церемоний обдает горячим воздухом, так, что перехватывает дыхание. Я люблю Бангкок. Почему? Но разве возможно свести любовь к словам?! Искрящаяся река Чао Прайя со скользящими по ней лодочками и важно плывущими баржами, сверкающие на Солнце небоскребы, центральный парк Лумпини, где ближе к вечеру бегают, круг за кругом, спортивные тайцы и гости столицы, дворцы и храмы, каналы в отдаленных от центра районах, колоссальные торговые центры - царство ледяного кондиционированного воздуха, пугающе хаотичный и непонятный Чайна –таун, Национальный музей, наземное метро – лихо проносящиеся над перегруженными дорогами вагончики, «Ривер-Сити» - трехэтажный центр антиквариата, как тайского, так и привезенного из других стран Юго-Восточной Азии. И – Лхонг 1919, интереснейшее место, открытое мной в начале этого года. Лхонг 1919 – частично отреставрированное городское поместье влиятельного тайско-китайского клана, дома с открытыми галереями на уровне второго этажа, расположенные вокруг просторного внутреннего двора. Именно в это место прибывали суда из Китая, здесь китайцы делали первые шаги по тайской земле. Здесь сохранились прекрасные китайские фрески, хрупкие, изящные, нежные: птичка на ветке, беседующие под деревом мужчины, красавица, всадник и путник. Внизу – магазинчики, торгующие всякой художественной всячиной, и алтарь богини Мазу, покровительницы мореплавателей. Завершив прогулку по Лхонгу 1919, я решила зайти в храм, который увидела с причала Чао Прайи. Но не тут-то было. Дойти до храма оказалось делом непростым. Вроде бы и рядом, но как туда добраться – непонятно. Глухие стены, тупички – так часто случается в Бангкоке. Ну что же, значит, нужно будет вернуться в следующий раз…
Свидетельство о публикации №220022702122
Элина Шуваева 20.04.2023 20:20 Заявить о нарушении