Волшебное слово живой классики. Статья в газету Та

Волшебное слово живой классики.
На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в третий раз был проведен муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика», в котором приняли участие  юные чтецы прозы с 5 по 11 класс.
       В финал Конкурса вошли 26 учащихся. Итоги  Конкурса подведены по возрастным группам: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Из сельских школ поступили 33 ролика – записи выступлений учащихся. Победители сельских школ оценивались по номинации «За актёрское мастерство».
      
       В  актовом зале ЦТТ «ЮНИОР» состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика»— соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений, который традиционно собирает учащихся 5-11 классов учреждений общего, дополнительного образования и молодежи  в актовом зале ЦТТ «ЮНИОР». Праздник для тех, кто создает  новый образ литературного героя, праздник чтецов, несущих нетленный свет любви и добра, зажженный учителями и конкурсантами, подготовившими встречу с классикой.
       Цель конкурса – пробудить интерес к чтению у детей и подростков, расширить читательский кругозор слушателей, познакомить с произведениями русской,  зарубежной и региональной литературы, которые не входят в школьную программу. Поиск и поддержка талантливых детей, формирование сообщества читающих школьников – задача, поставленная Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и решаемая Управлениями образования и культуры.
       Председатель жюри – Осипенко Марк Валерьевич, руководитель детской студии Народного камерного театра. Заместитель  председателя  жюри  - Лукьянченко Александр Борисович,  режиссер. Профессионалы литературного чтения и зрители были поражены, как дети воспринимают слово – лучшее, что передали нам наши предки, ведь   слово - душа, освещенная светом смысла, солнца, любви. Все понимали правильно взятые паузы, проникновенное интонирование, хорошо слышимый диалог героев текста, увидели красноречивые жесты, погружение в тему отрывков, которые не читали – нет! – проживали дети.
       Победила (1 место) в первой  возрастной Кошкарева Лилия, ученица 6 класса Дудинской школы № 3 (Леонардо да Винчи, «Невод»), поведавшая историю победы рыб над зловещим неводом. Это было классическое исполнение прозы: отлично отработанная интонация, диалоги вожака и рыб, сценический жест, отражающий смысл фраз, грамотное интонирование – все привлекало внимание к девочке, заставляло волноваться за рыб, иронизировать  над тем, как «почесывали затылки»  незадачливые рыбаки, потерявшие невод. Вызывает восхищение удивительное самопожертвование  рыб, спасающих свое бесконечно любимое потомство и победивших человека в его стремлении к материальной выгоде.Здесь передано и перечувствовано всё: боль и радость, легкая ирония и сарказм.
Подготовила свою дочь Кошкарева Татьяна Геннадьевна, учитель  начальных классов ТМК ОУ «Дудинская СШ №3». С первой победой на муниципальном уровне!
       Антонович Ангелина (2 место), Пронина Дарья (2 место)  - ученицы Дудинской СШ №4, Кузьбожевой Натальи Петровны. Каждый год ее чтецы занимают призовые места во всех конкурсах. Педагог подбирает тексты, знакомящие слушателей с историей страны («Театр на Арбатской площади», Софья Могилевская), о девочке, мечтающей разыскать своего отца, наперекор всем жизненным обстоятельствам («Три шага из детства»,Ольга Зайцева). 
        Федорова Юлиана (3 место), гимназистка,   прочла отрывок из книги Е. Пастернак, «Время всегда хорошее». Вам интересно, как живут школьники? «Я полезла на форум школы. Как обычно, интернет ночью жил насыщенной жизнью. Большой Обезьян опять разругался с Птицей. Долго ругались, до двух часов ночи. Вот везет людям, никто их спать не гонит». Оказывается, обыкновенные люди, но Юлиана проникновенно преподнесла историю переживаний, когда учитель сказала: «В связи с излишней компьютеризированностью школьников и для проверки их знаний учредить в конце каждого учебного года экзамены».  Представьте, устные экзамены – через три недели! «Класс завис. Так и разошлись в полном ужасе». Готовила Юлиану Федорова Виктория Олеговна  - мама и директор Дудинской гимназии  по совместительству.
        Белых Елизавета, ученица Дудинской гимназии,  заняла 1 место во второй подгруппе. Она читала отрывок из рассказа Майка Гелприна «Свеча горела». Грустная история домашнего робота-гувернёра, который самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности и решил с ней бороться. «Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…» Утилизирован не робот, а человек, передавший всю красоту мира людям, прививший любовь к настоящей литературе. В устах Лизы — это приговор нашему времени, всем, кто не читает и тем самым увеличивает число бездуховных.  Литература – это единственный предмет, формирующий душу и сознание.  Великие  писатели и поэты понимали это. Их язык – ниточка, связующая не только поколения, исторические моменты, но и культуру, нравственность, эстетику взаимоотношений и пространства чувств. Судя по всему, ниточка не оборвалась!
       Второе место заняла Гончарова Алена, ученица ТМК ОУ «Дудинская СШ №4»  («Чучело», Владимир Железников). Ее интерпретация истории о девочке («…голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок… Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая») тронула сердце многих, ведь  Ленка Бессольцева — чучело огородное, —перевернула жизнь  одноклассников. Неизбывная  боль и мечта героини посредством сопряженных слов и чувств в устах школьницы несут смысловую нагрузку. Образ Ленки, сливаясь с Аленой, показывает, как трогателен человек, испытавший муки отчуждения, как важно понимать, что жизнь бывает жестока из-за недопонимания и амбиций.
       Устинова Дарья, ученица Дудинской гимназии, получила 3 место (Д.Роулинг, «Дары смерти»).  Проникновение в психологию героя, вступившего в схватку с потусторонним миром и одержавшего победу над ним, подарила благодарным зрителям Даша, владеющая счастьем читать и погружаться в мир книжных героев, понимать их страдания. Обучила ее  выразительному чтению Барабанова Василиса Витальевна, прекрасно владеющая искусством слова.
       Богинская Александра, ученица 11 класса Дудинской гимназии,   - победитель в третьей подгруппе. Удивительное, завораживающее чтение – размышление, «Тончайший импульс, короткая вспышка, выхватывающая из темноты  мгновенье быстротекущей  жизни, высвечивающая напряженье мысли, жест, ощущенье, событие, поступок, предмет». «Эпифании» И.Зиедониса – это мгновенья мысли, судьбы, эмоций, которые будоражат человека, приглашают его совершить путешествие в себя, осознать, откуда растут сказки, что "Солнечные закаты не повторяются и у каждого колодца - своё эхо..." Слово-чувство, шепот, крик, задохнувшаяся любовь, чистота и преданность… - все мастерски передано Александрой с надеждой, что нас привлечет автор и сотворенный им поэтический мир. Спасибо ее учителю - Каверзиной Тамаре Федоровне -  за хорошо слышимый диалог героев текста, за тонкие интонации  тревоги и любви, прозвучавшие для слушателей.
       Роут Карина (2 место среди учащихся 9-11 классов) – ученица ТМК ОУ «Дудинская СШ №1».  Отрывок из повести «Ранний восход» Льва Кассиля повествует о трагедии пятнадцатилетнего художника Коли Дмитриева, перед светлым и уникальным талантом которого  преклонялись маститые деятели культуры, гордившиеся его достижениями, страной,   давшей миру  юное дарование. Поэтому слово о Коле - пережитое чувство самой Карины и Новиковой Зинаиды Викторовны, подготовившей школьницу.
       Третье место заняла  Куклина Дарья (Б.Васильев, «В списках не значился»), ученица  Дудинской гимназии. В каждом слове - радость, горе, нестерпимая боль, проникающая в душу слушателей. Даша стала творцом героев, которые прощаются в безмолвном крике навсегда – такой интонацией проникнуто выступление, пережито каждое мановение души героев – Мирры и Николая Плужникова, последнего защитника Брестской крепости. Повесть о бессмертной любви прозвучала с помощью Исказиевой Натальи Константиновны, учителя русского языка и литературы.
       В этом учебном году Конкурс чтецов пополнился: было проведено несколько туров. Первый тур – классный. Каждый  из учеников самостоятельно выбирал книгу, которая произвела самое сильное впечатление (критерии выбора – интерес к проблематике, яркое впечатление, близкие мысли и переживания автора и героев). Условие: выбранные участниками книги не должны повторяться. Дети зачитывали отрывки из любимых книг, победители проходили во второй тур – школьный, где определяли победителя среди конкурсантов учреждений общего или дополнительного образования. Победители соревновались на уровне муниципалитета. Мы их видели, жюри оценивало. На краевой (региональный) конкурс, который состоится 3-4 апреля, поедет Белых Елизавета.
       Сельские школы прислали 33 ролика с выступлениями школьников. Они были отсмотрены жюри,  в номинации «За актерское мастерство» присвоены места:
Кох София – 1 место за выразительное чтение  отрывка из рассказа Н. Аксеновой  «Отец» (ТМК ОУ «Потаповская СШ№12»). Поздравим Войтову Ирину Равильевну за победу ее ученицы. Сирич Михаил читал рассказ М.Зощенко «Папаша» (ТМК ОУ «Хатангская СШ №1») – присуждено 2 место. Прудаев Роман занял 3 место (ТМК ОУ «Хатангская СШ №1»), он   мастерски исполнил рассказ М. Зощенко «Актер». Их подготовила Власова Вера Григорьевна. Яроцкая Диана Даниловна исполнила отрывок из повести  А.Неркаги "Анико из рода Ного" (ТМК ОУ «Хатангская СШИ»), педагог Конгарова Марина Олеговна. Поздравим всех, кто любит, понимает и передает ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО  СЛОВО!
       Уютное пространство ЦТТ «ЮНИОР» …  Кто присутствовал на Конкурсе, понял, как переживают дети судьбы литературных героев, учатся сочувствовать и радоваться, прикасаясь к святая святых – СЛОВУ – с его бесконечными смыслами и интонациями. Конкурс - эстафета мудрости, силы и уважения  переданная нашими великими предшественниками молодому и талантливому поколению.
Фото автора.
Лариса Вениаминовна Батаева,
Методист ТМКУ «Информационный методический центр».








 


Рецензии