Своя дорога

        Какая цель у нашей жизни? Добиться жизни вечной! У каждого свой путь к ней. Пройти его надо достойно, хотя, признаю, не всегда это просто и часто кажется, что результат сильно разнится с делом. И это одно из самых сильных препятствий по дороге в Царствие Божье.

        Человек казалось бы делает именно то, что должно привести его в Царствие Небесное, но беды земные не оставляют, идут по пятам, и у страдальца, естественно, возникают вопросы: "За что? Почему?". Он впадает в сильное искушение и может усомниться в правильности выбранного им пути. "Раз нет справедливости здесь, возможно её нет и там?! Как тогда жить? К чему стремиться?". Часто это рождает апатию, повергает человека в уныние. И хорошо если рядом окажется тот, кто сумеет эти искушения вовремя объяснить и удержать от необдуманных шагов и поступков.

        Именно так и произошло с Анатолием Степановым, бывшим водителем большегрузного автомобиля. Всё это было в далёком прошлом. Ныне он инвалид-колясочник. Грузовики, перевозки, вольная дорожная жизнь, всё это осталось теперь уже в далёком безвозвратно-промелькнувшем прошлом.

       Как и большинство водителей огромных грузовиков, Анатолий Степанович отличался суровым характером, разговаривал мало и дружбы ни с кем не водил, Я с раннего детства обходил его стороной, но дружил с его сыном, пока тот случайно не погиб. Отец сильно скорбел. Казалось, его горю не будет конца. Лишь внуки, оставшиеся после погибшего сына, изредка навещая его, смягчали безграничную боль. Ещё Анатолий гнал самогон, пил его длинными вечерами и горько жалел о том, что любимая им когда-то работа съела всю его жизнь, ту жизнь, которую он мог провести в семье, рядом с лучшим по его разумению сыном.

       В те годы я жил напротив его огромного дома. Изредка Анатолий звал меня к себе. Расспрашивал о сыне. И сам рассказывал истории. Некоторые я знал, другие слышал впервые. Ещё его интересовала моя религиозная жизнь, моё мировоззрение. Он всегда был очень далёк от вопросов веры, дальше, чем многие другие,и я никогда не знал для чего он всякий раз переводил разговор на эту тему.

       Мы живём в такое время, когда почти все обо всём знают. Знания, информация льются рекой. Иное дело, принимают люди эти знания за истину или отвергают. Анатолий Иванович знал всё, но сердцем, разумом не принимал. Это шло в разрез с привычным ему образом жизни, а жизнь свою менять... Нет, об этом не могло быть и речи!

       Как-то раз я посоветовал ему поставить за помин души безвременно погибшего сына свечу в Храме. Не сразу, но 
он согласился.

       К обеду бывший водитель вернулся. Но, как не странно, не один. Постучал ко мне в окно.

  - Выйди, мне твоя помощь нужна. Только сапоги резиновые возьми, перчатки медицинские сколько есть и заходи ко мне. Дверь будет открыта.

       Я ничего не понял из его слов, но сделал так, как сосед говорил. Во дворе, куда я вошёл без стука стоял грязный, давно опустившийся человек, от которого несло невероятно отвратительным запахом.

  - Вот, подобрал на обратном пути. Понимаешь, купил я свечу, спросил, где поставить. Как объяснили, так и сделал. Решил на лавке в Храме посидеть, о сыне вспомнить. На людей тоже хотелось посмотреть. Ведь никогда я порог этого здания не переступал. Верующих людей в своей жизни видел много, но столько разом в первый раз. Ни я им не мешал, ни они мне. "Каждый жил, живёт и будет жить только для себя и своего собственного удовольствия. Никогда это не поменяется! Так живут и те, кто ходит в Церковь и те, кто не ходит! Зачем себя, людей и, главное, Бога, обманывать?!",- думал я, сидя в дальнем углу на деревянной со спинкой лавке. " Хорошо, что ещё есть на чем посидеть. Не у всех же ноги здоровые?! Молодцы, позаботились!".

  - О чём говорили или пели я не вникал, о сыне думал. Где - то там у Креста горела свеча. Она и занимала все мои мысли. Она горит, а я думаю. В какой - то момент хор петь перестал, вышел мужик в рясе и что-то говорить начал. Слушать мне его не хотелось. У них своя жизнь, у меня своя. На что мне в их мораль вникать?! Но его слова сами лились мне в уши. Не затыкать же мне их было. А говорил этот мужик о том, что Бог будет судить мир и разделить людей на две части. Ну, об этом я уже слышал - на плохих и хороших. Он же назвал одних козлами, а других овцами. Козлы - это, понятное дело те, кто хорошим овцам жить мешает. Я, например. И вот, говорит Бог, что был он голодный, а друзья накормили его. Хотел Он пить, они дали ему воды. Не было у Него одежды, так они  и одежду ему принесли. И ещё в тюрьме посетили его. А ты знаешь, был я в тюрьме, хоть никому никогда и не говорил о ней. Это после неё я злой, как собака стал. Плохо там. Очень плохо.

  - Догадываюсь, что плохо. Много слышал об этом.

  - Слышать одно, но своими глазами, на своей шкуре ощутить - это совсем, брат, другое. И вот те самые друзья, к кому Бог обращался, отвечают Ему, что никогда не видели Его ни голодным, ни раздетым и в тюрьму к нему не приходили. Получается, зря Он их хвалит. А Господь им в ответ говорит: Если вы сделали это кому - то из людей, значит сделали для Него.

       Я заметил про себя, как Антон Степанович, наверное, впервые в своей длинной жизни произнёс слово Господь.

  - Тех, кто помог, - продолжал бывший водитель, - Господь поселит в Раю. Других отправит ты сам знаешь куда. Как вышел я из Храма, вот этого встретил. Грязный, замёрзший, оказывается тоже из бывших сидельцев. Жилья нет, ночует под елью, у Храма  попрошайничеством промышляет. Посадил его в машину, привёз сюда. Места здесь много. В пристройке горемыку поселю. А ты отмой его. Я брезгливый, в свою ванную не пущю. А тебе по вере твоей положено помогать таким, как он. Вот и старайся, отмывай прямо здесь, во дворе. Сапоги и перчатки только надень. Да мыла не жалей, хотя его ещё керосином, возможно, вспрыснуть вместо водки придётся!

  - Игорь, я тебя Егор называть буду. Так сына моего звали. О водке, самогоне тебе забыть придётся. Да и мне тоже. Здоровье уже не то. Вместе и лечиться будем. С этой минуты начнём. Вдвоём легче справиться будет.Характер у меня крутой, любой тебе об этом скажет, так что не подведи ни себя, ни меня!

        На этом можно было бы закончить нашу историю. Но жизнь продолжается, и принимает она порой самые неожиданные непредсказуемые повороты. Как я говорил выше, от напастей и бед из нас никто не застрахован. Но главное здесь не впасть в отчаяние, а сделать правильные выводы и продолжать жить. Да, продолжать жить не смотря ни на что!

       Через месяц или два мой сосед разбился на машине. Жив он остался, но собирали его по кускам, лечили долго в трёх городах. Пока он по больницам лежал, за огромным домом приглядывала бывшая жена, хорошая женщина. Для внуков берегла. Егора мне пришлось поселить у себя.

      Посетил я его в больнице, когда тот уже мог говорить и узнавать людей.

 - Ну, что скажешь, праведник, человек Божий? Где был твой самый добрый и человеколюбивый Бог, когда машина моя кубарем в овраг неслась, куда Он смотрел, о чём думал и, главное, за что Он мне кости на части ломал? Это Он мне в благодарность  за Егора такое подал? Такими словами сосед встретил меня в своей больничной полате. Что мне было ему сказать? Чем оправдать то, что произошло?

  - Здравствуйте, - начал я, - с вами случилось несчастье. Никакой человек от этого не застрахован. Ни праведник, ни тем более грешник. Никто из людей не знает, какие на то бывают причины и нужно ли их в каждом случае искать. Я хочу сказать, что если на всё, что каждый день с нами или вокруг происходит искать причины, пытаться  обнаружуть связь, времени на жизнь совсем не останется. Но  на главные события мы не можем не обратить внимания. Мы будем постоянно думать о них, искать ответы на вопросы За что, Почему именно я? Выбросить эти вопросы из головы не удастся. Сами по себе они не пройдут, разве только со временем. Плохо это или хорошо? Если сделать правильные выводы - хорошо. Если не правильные - плохо.

   - Какие же выводы ты мне посоветуешь сделать? Что мне полезнее или удобнее в колеске кататься, чем своими ногами ходить?!

   - Я думаю, вы могли погибнуть в той жуткой аварии, но именно поступок с Егором сохранил вам жизнь. Некому кроме вас о нём позаботиться. Потому и остались вы живы, чтобы дальше спасать и его и себя.

   - Такое мне в голову не приходило. Что-то толковое в твоих словах есть.

   
      Прошло почти восемь месяцев прежде чем я вновь увидел Анатолия. Он похудел, побледнел, поседел. От былого водителя остался лишь решительный взгляд и непреклонный характер. Он тут же потребовал Егора, отослал жену и запретил ей навещать его, чтобы её нытьем и вечными жалобами на тяжёлую судьбу не отравлять себе настроение.

       Без коляски передвигаться Анатолий уже не мог,и Егор стал теперь для него не только собеседником, но и руками, ногами, глазами... Он стал для него всем.

       


Рецензии