55. Бытие как реальность. Продолжение

Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие как реальность. 

Наиболее общей характеристикой любой «вещи», с точки зрения рациональной логика, как всем известно, является её «существование», то есть то, что она «есть», находится в «наличии». Следовательно, можно предположить, что «быть» - это и означает - иметь «бытие», тогда как «небытие» должно означать отсутствие «существования».
Но такое понимание «бытия» и «существования», само по себе, является чем-то «неустойчивым» и «расплывчатым», ибо «любое конкретное существование - конечно»! Все «конкретные вещи» разрушаются или гибнут. Поэтому, говорить о «стабильном» и «вечном существовании», мы можем, имея ввиду только «мир в целом». Таким образом, с рациональной точки зрения, говорить о «бытии» можно лишь как о «абстрактном», а не «конкретном существовании», о «бытии» как «принципе, лежащем в основании мироздания».   
Но подобное понимание отрывает «бытие» от «реальности», которая всегда «конкретна»!
А с чем мы можем связать эту «абсолютную конкретику реальности», как не с тем «нравственным значением, которое каждая конкретная вещь имеет для каждого конкретного сознания». И эта связь «конкретного индивидуального сознания», от практического значения для него «каждой конкретной вещи», простирается и до «нравственной»: этической и эстетической связанности этого «конкретного сознания» с «вещью как таковой», которую воплощает эта «конкретная вещь», во всём её «абсолютно абстрактном, идеальном и мировом бытии». Именно «конкретное бытие», вернее «нравственное бытие конкретной вещи», понимаемое как «нравственное существование этой вещи в мире как таковом», и в виду этой «конкретной нравственной связи конкретного сознания с конкретной вещью», решает «основную проблему созерцания реальности» - «реальности созерцания сознанием своего бытия», то есть такого взаимоотношения и взаимодействия «сознания» и «реальности», в котором «бытие» не является только лишь умозрительной или психической моделью «реальности».
Иными словами, только чувственное и умозрительное «созерцание сознанием своего бытия», выступающее как «среда содержания нравственности», то есть «совестливого общения чувства и мысли», является - «адекватным отражением реальности как взаимообщения и взаимодействия духа и материи».

Таким образом, в отличие от сложившегося классического, рационального или, так называемого научного, понимания философии, христианская философия опознаёт «бытие» как «нравственное созерцание сознания», утверждая, что только и именно «нравственное бытие», то есть - «нравственное понимание бытия», является основной и важнейшей категорией, как философии, так и богословия, безусловно нужной и крайне необходимой для придания целостности и законченности, «перманентно изменяемой подвижно-функциональной картине мира». Эта не только «диалектическая», но и «триалектическая картина мира», составленная из «созерцания сознанием своего бытия», является «функцией сознания в бытии», которая, будучи понимаема как «нравственная функция» или «функция онтологии нравственности», придаёт «созерцаемой картине мира» конечную «нравственную целостность» и «духовную стабильность», которые опознаются «сознанием» как радость и счастье, любовь, благо и добро.
Только после признания факта «нравственного существования бытия», можно ставить пред «сознанием» вопрос о возможности «реального познания реального мира», «познания», как - «нарицания истинных имён всему, что есть в реальности вместе с творцом реальности, а не отдельно от него»! Только тогда - «сама реальность становится помощником сознанию в созерцании сознанием своего бытия», а, следовательно, можно говорить о «бытии как реальности», и появляется возможность - «организации и установления верных и истинных, евангельских нравственных ориентиров и целей в созерцании жизни, и путях развития цивилизации, религии и культуры, экономики и политики, философии и науки, этики и эстетики».

Итак, понятие о «бытии» как «нравственном существовании», в самом широком смысле этого слова, означает то, что христианская философия утверждает зависимость «бытия от сознания» и «сознания от бытия». Она признаёт «существование реального содержания за понятийным выражением бытие сознания», но подчёркивает, что понятийное выражение «сознание бытия» нельзя понимать прямо и буквально, ввиду того, что в «содержании понятия сознания присутствует тварно-нетварная бимодальность», подразумевающая то, что для «нетварности это понятийное выражение - сознание бытия - реально», а для «тварности» опосредованно тем, что в «тварности нетварное сознание является сопричиной появления тварного сознания, наряду с тварным бытием».
«Бытие» в христианской философии - это «двойственное понятие»; как «нетварность», оно «существует объективно, независимо от тварного сознания», являясь «материальной основой существования сознания в природной среде», а как «тварность», «бытие становится материальной основой существования сознания и в социальной среде», то есть посреди «второй природы».


Рецензии