Глава 4. В библиотеке познакомилась с Николаем

Автор заметок в молодые годы на реке Лена
_________________________________________

Подходила к концу наша школьная пора. Прозвенел последний звонок. Впереди были экзамены на аттестат зрелости. Это был второй год, когда ввели аттестаты и экзамены. Экзаменов было одиннадцать. Даже по физкультуре и труду! И во время экзаменов случилось трагическое событие, которое омрачило и окончание школы, и выпускной, которого по сути и не было. Прошло все как собрание с вручением аттестатов. Мы сдавали третий экзамен – физику. Классы были большие, ведь в Тулуне средняя школа была одна. На экзамен заходили по 10 человек, остальные ждали. И вот трое мальчишек решили сбегать на речку Ию искупаться. Среди них был Боря Кляуз. Этот мальчик пришел к нам в девятом классе. Его старшая сестра после окончание пединститута в Москве была направлена на работу в Тулун, и чтобы было ей не так одиноко в далеком сибирском  городке, мать отпустила с ней Бориса. И вот трое пацанов бегом спустились к Ие и решили переплыть на остров. Мы туда часто плавали: и на лодке, и вплавь. И вот Юра и Руслан вылезли на Острове. А Борис утонул. То ли ногу свело, то ли в омут попал, никто не знает. Экзамен по физике ясно перенесли. Бориса нашли только через 40 дней в 39 километрах на коряге. Это было ужасно. Хоронили его в закрытом гробу. А девять парней не получили аттестаты – завалили по одному экзамену. Получил аттестат только Юра Иванов.

Семейство Галкиных очень тесно связано с Тулуном. И надо же, что семейство Мизандронцевых тоже попало в этот небольшой городок. И оказалось, что в Тулуне живет племянник бабушки Варварушки. Жил он на другом берегу реки Ии со своей женой и сыном Вадимом. Мы познакомились через тетю Нюру и стали частыми гостями в их гостеприимном доме. Пройти-то было всего ничего – километра 2 по берегу реки и переправиться на другую сторону на пароме. Жили они в доме, который стоял на самом берегу. У них было свое хозяйство, поэтому, когда мы приходили к ним, всегда было молоко, стряпня всякая и что-нибудь мясное. А с питанием-то у нас было не очень. Правда, отец получал какой-то спецпаек в горкоме, а так ведь была карточная система…. Где-то в конце нашего знакомства, когда я уже была большая девочка, за мной начал ухаживать Вадим. И очень настойчиво. Даже замуж звал. Но мне он не нравился, поэтому визиты к ним прекратились. Теперь на этом месте в Тулуне построен Гидролизный завод и все частные домишки снесены. Были построены пятиэтажные дома и образовался целый поселок, и там получил квартиру отец, но я тогда уже жила отдельно.

В Тулуне я пошла во вторую школу, которую благополучно закончила. Ну, а потом бесконечные метания. Сначала поехала в Иркутск, где запросто поступила в университет на филологическое отделение. Но проучилась всего 1.5 года. Перешла на юрфак. И это мне не подошло. Скукота, да и только. Был набор в школу Иркутского драмтеатра. Забрала документы и пошла поступать туда. Но тут на моем пути стеной встала Г.А.Крамова. Она сказала, что, если стать артисткой, то только очень хорошей, а это мне не светит. И буду я влачить свое существование только на незначительных ролях. Я сразу забрала документы и домой, в Учительский институт, который успешно закончила. Но учителем так и не стала. А пошла работать в Тулунскую библиотеку зав.читальным залом. Там я и познакомилась со своим будущим мужем Николаем.

А познакомилась я с Николаем так. Был обычный рабочий день. Народу в читальном зале было маловато. Время отпусков и пионерских лагерей. И вдруг заходит молодой человек и сетует на свою судьбу. Его не записали в библиотеку потому, что у него нет Тулунской прописки, а ему срочно надо перечитать роман «Угрюм-река». Придется теперь после работы ходить в читальный зал. Мне, конечно, очень хотелось, чтобы он ходил. Но когда я узнала, зачем ему нужна книга… Принесла из дома свою. А он потом все равно приходил. Оказывается, он окончил Омский институт и получил распределение в ДСУ-3 в Тулун. А теперь его собираются отправить в Катангу, на строительство автодороги от Лены до Тунгуски. Говорят, что это те самые места, о которых писал Шишков. Время шло, а Николай все еще жил в Тулуне. И мы влюбились друг в друга. И поехали строить эту дорогу вместе. Так я впервые увидела Киренск и роддом, в котором родилась. Случайно родилась. Мои мама с папой летели куда-то на гастроли, кажется в Якутск. И у мамы в самолете начались схватки. В Киренске они покинули самолет. И через несколько дней, проведенных в маленькой Киренской гостинице, схватки снова возобновились, и на свет появилась я. Правда до сих пор не знаю и не понимаю чего она полетела с отцом на последнем месяце беременности. Скорее всего потому что папа в то время был еще официально женат и обстановка в маминой семье была не из спокойных. Знаю только, что баба Леля категорически была против связи своей дочери с женатым мужчиной, да еще с тремя детьми. Но что произошло, то произошло. Место моего рождения город Киренск Иркутской области. И вот я увидела Киренск, когда мы с Николаем приехали туда строить автодорогу. И вот какой парадокс – дочка моя Танюшка тоже родилась в Иркутской области, в Киренском районе в Чечуйске. Полугодовалую мы увезли ее из этих мест. Места эти просто сказочные. Могучая сибирская река Лена, река Тунгуска и непроходимая сибирская тайга.


Рецензии