Дрезден

О Дрездене абсолютно все знают две вещи: что там есть «Сикстинская мадонна» и что его бомбили. Первый факт известен мне с раннего детства. У нас дома был альбом «Дрезденская картинная галерея». Бабуля моя покупала альбомы живописи, и мы с ней их рассматривали. А однажды она сказала – грустно и задумчиво: «Боже мой. Я – ладно. Но ты?! Неужели ты никогда не увидишь «Сикстинскую Мадонну» в оригинале?»
А еще у меня была книжка. Называлась «История фарфоровой чашки». Я зачитала ее до дыр. Особенно главу об Августе Сильном и алхимике Иоганне Бетгере, который, конечно, не смог превратить ртуть в золото, но зато создал знаменитый, будущий мейсенский, фарфор, и курфюстр посадил его в тюрьму, «отблагодарив» за это.
Через много лет – бабули уже не было в живых -  я впервые приехала в Дрезден. Что вам сказать? Это сейчас, спустя десять лет после той первой, памятной  поездки, я езжу в Германию регулярно, и у меня друзья в каждом городе. А тогда – это было первое знакомство со страной.  После Праги в смысле архитектуры трудно чем-то впечатлиться. Хотя... с террасы Брюля открывается изумительный вид на Эльбу, Хофкирхе и дворец курфюрста, а каждый круглый час над городом звенят фарфоровые колокольчики.  В сувенирных лавочках продаются старинные открытки с видами разрушенного Дрездена,  и туристы в священном ужасе пытаются разглядеть в страшных руинах величественный и прекрасный «каменный колокол»  Фрауэнкирхе.
 «Август штрассе: улица названа в честь саксонского курфюрста Августа Сильного».  Короткие надписи под каждым названием улицы. Обжигает. Люди, один раз потерявшие свою историю, стремятся запечатлеть ее в любой мелочи, в любой детали.  И моя генетическая память отзывается здесь на всё: на каждый жест, вздох и поворот головы...
На воротах Цвингера( где и находится Дрезденская галерея) – надпись большими печатными буквами: «Музей проверен. Мин нет». И гвоздичка аккуратно в нише, как в петлице( было, к слову сказать, восьмое мая).  Я стояла долго-долго и смотрела на буквы, которые – не стерли...понимаете? Не стерли. А ведь могли стереть! «Мин нет...»  В Дрездене действительно нет мин. Мин нелюбви, к которым мы так привыкли здесь, в Европе.  А в Дрездене их нет...
Ну, и, наконец, вот он, Рафаэль. Символом столицы Саксонии стала «Сикстинская мадонна», итальянское чудо, от которого я просто глаз не могу отвести всякий раз, когда приезжаю сюда. Смотрю на нее и говорю своей бабуле, которая, конечно, видит и слышит меня: « Вот и сбылась мечта – твоя и моя. Дрезден. Галерея старых мастеров. Рафаэль. «Сикстинская мадонна». Музей проверен – мин нет.
Ну, и стихи – на прощанье.

* * *
На стене картинной галереи -
Надпись, различимая едва.
К ней веду туристов поскорее,
Чтоб прочли заветные слова,
Ощутили "тот" и "этот" берег
Со своей предательской мели,
Меж времен застряв..."Музей проверен" -
Буквы, как морщины, залегли.

Горький ком ворочается в горле,
Снова разгорается костер.
Дрезденцы! Спасибо, что не стерли -
Всем назло! (А кто-то бы и стер!)
Май пришел в саксонскую столицу.
И восьмого рано поутру -
Бутоньеркой в каменной петлице -
Розовый тюльпанчик на ветру.

Сикстинская Мадонна

...Небо горьких глаз твоих - бездонно.
Столько боли просто нет ни в ком.
Не спускайся с облака, Мадонна!
По земле больнее босиком.

Не спасет наш мир ни море ласки,
Ни молитв бессонных листопад...
Ты пойдешь Русалочкой из сказки
По ножам да иглам невпопад...

...Только вдруг в тиши душа запела
( К счастью так придирчиво - строга!):
Город - Феникс, оживший из пепла,
Крылья распростер, как берега.

Как послушник в старой тесной келье,
Сердце сладко мечется в груди...
В горле – ком... Мадонна Рафаэля,
От которой глаз не отвести!


Рецензии
Я тоже побывала в Дрездене во время экскурсионной поездки. "Музей проверен. Мин нет". Гид сказала, что во время наводнения смыло название автора этой надписи. Мой одноклассник, профессиональный журналист (работал в ИТАР ТАСС), написал мне, что был около музея ещё до наводнения. Надпись выглядела так "Музей проверен. Мин нет. Сапёр Ханутин". С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   21.10.2020 16:29     Заявить о нарушении
спасибо вам.

Людмила Свирская   24.10.2020 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.