Ганс Гольбейн Мл. Картина Мёртвый Христос в гробу

 А какая, однако же, странная эта картина Гольбейна…
Князь Мышкин.

Картина Ганса Гольбейна Младшего "Мёртвый Христос в гробу" находится в Художественном музее города Базель (Швейцария). В этом музее собрана самая крупная в мире коллекция картин семьи немецких живописцев Гольбейнов, самый мощный из которых – Ганс Гольбейн Младший (1497-1543).

Гольбейн Младший, великий немецкий художник, прожил всего 46 лет (умер от чумы), но потомки, а это мы, продолжают восхищаться его творчеством. Например, благодаря его живописным портретам, мы имеем возможность увидеть, как выглядели многие его современники, такие как - Генрих VII, Джейн Сеймур, Анна Клевская, Томас Мор со своим семейством, Эразм Роттердамский, Эдуард VI в детстве, герцог Норфолк, принцесса Кристина Датская (претендентка в жёны Генриху VIII) и так далее.

Ганс Гольбейн Младший оставил немало работ на религиозную тему (Пляски смерти, Богородица с Младенцем, Страсти Христовы и др.). Один из живописных шедевров художника тему Священного писания - картина "Мёртвый Христос в гробу", написанная им в возрасте 24-х лет.

Николай Михайлович Карамзин, путешествуя по Европе (1789—1790), посетил Базельский музей и отозвался о картинах Гольбейна Мл. в своих знаменитых "Письмах русского путешественника":

"...с большим примечанием и удовольствием смотрел я... на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде. В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно".

В последней строчке цитаты Карамзин как раз упоминает о картине "Мёртвый Христос в гробу".

Фёдор Михайлович Достоевский вместе с супругой Анной Григорьевной тоже были в Базельском музее и видели работы Гольбейнов. Картиной "Мёртвый Христос в гробу" Гольбейна Младшего Достоевский особо заинтересовался.

Анна Григорьевна писала в воспоминаниях, что картина произвела на мужа такое сильнейшее впечатление, что он даже встал на стул, чтобы рассмотреть её на уровне глаз, а "в его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии".

Это понятно. Достоевский, воспитанный на иконных ликах Христа-Бога, впервые увидел на полотне земной образ Иисуса, который произвёл на него сильное впечатление и вызвал глубокие размышления.

Достоевские пробыли за границей четыре года. В Женеве писатель начал писать роман "Идиот", в котором высказал итоги своих начальных и конечных размышлений, вызванных изображением мёртвого Христа:

"...когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?.."

Как одолеть их? Возможно, такой вопрос задают себе зрители, стоящие перед холстом с изображённым мёртвым телом Бога, но, думаю, этот вопрос не возникал у самого художника, ибо он, как автор полотна, вкладывал изображение иной смысл.

Существует полу-легенда о том, что Ганс Гольбейн Мл. писал тело Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна, поэтому так натурально изображены трупные признаки биологически умершего тела. Художник лишь дополнил мёртвую натуру известным характерным признаком Христова тела - приписал рану на правом боку, которую распятому Христу нанёс копьём сотник Лонгин.

И, вероятно, всем, кто рассматривает измученное тело и задерживает взгляд на остекленевших глазах, на застывшем в оскале рте, на следы от побоев, на память приходят отчаянные слова Иисуса, сказанные им на кресте перед кончиной: "Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня...".
И приходит ясное и жуткое понимание того, какой страшный конец был у земного пути Спасителя.
На картине Гольбейна мёртвое тело Иисуса показано откровенно и жестоко.

Из воспоминаний А.Г.Достоевской:

"... представлен он с телом похудевшим, кости и ребра видны, руки и ноги с пронзенными ранами, распухшие и сильно посинелые, как у мертвеца, который уже начал предаваться гниению. Лицо тоже страшно измученное, с глазами полуоткрытыми, но уже ничего не видящими и ничего не выражающими. Нос, рот и подбородок посинели; вообще это до такой степени похоже на настоящего мертвеца, что, право, мне казалось, что я не решилась бы остаться с ним в одной комнате. Положим, что это поразительно верно, но, право, это вовсе не эстетично, и во мне возбудило одно только отвращение и какой-то ужас. Федя же восхищался этой картиной".

Не думаю, что Достоевский восхищался мёртвым телом и техникой живописи ... он увидел в картине то, ради чего она создавалась – будущее Воскресение Христово! Недаром Фёдор Михайлович даже встал на стул, чтобы получше рассмотреть изображение на уровне глаз.

Первое впечатление от картины у зрителя – любопытство, ужас, содрогание и недоумение. Зачем Гольбейну надо было изображать Христа именно в гробу? Что за сумасбродная идея?!

Картина потрясает настолько, что многие, видевшие её (в оригинале и в репродукциях), считают художника безбожником. Но Гольбейн не был безбожником, доказательствами его Веры и Благочестия служат его работы на Евангельские темы с изображениями Спасителя, Богоматери, ангелов, волхвов, Рождества, подношения даров Богу-младенцу и т.д.

Художники до Гольбейна и после него изображали на своих полотнах моменты жития Иисуса: распятие и страсти на кресте, снятие с креста, оплакивание и вознесение Христа. И у Ганса Гольбейна Мл. есть картина ( 1525), изображающая, как Христа несут в гроб, но как начиналось Воскресение Христово – нет ни у кого.
Видимо, художника сильно волновала эта тема. Результатом этих раздумий и воображения стала картина "Мёртвый Христос в гробу".

Картина необычна по размерам - высотой всего 30 см, но длиной 3 метра. Почему?
Потому что Христос погребён. Гольбейну важно было показать неподвижное тело в узком гробу - снизу камень, сверху камень, посередине узкое пространство в виде щели, для мёртвого тела этого достаточно. И выбраться из этого пространства можно только чудом.

Здесь к месту стоит сказать о том, что любая репродукция – это всего лишь проекция оригинала, зафиксированная фотоаппаратурой. В любой оригинальной картине есть движение, которое чувствуется и ощущается зрителем, глядящем на неё, и чем сильнее ощущается движение (оно же жизнь), тем больше картина нравится. В репродукции движения нет, она статична, потому что кинокамера запечатлела лишь мгновение. Но это не тот случай, когда можно воскликнуть "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"

Разумеется, живописные полотна (особенно великих художников) надо рассматривать вживую, но не у всех есть возможность посетить музеи, разбросанные по всему миру. Поэтому, смотря на репродукцию, надо настроить воображение, максимально почувствовать движение произведения, его пульс, чтобы понять замысел художника.
Достоевскому, увидевшему оригинальную картину Гольбейна, это удалось, поэтому можно понять его потрясение.

Так что увидел в картине Фёдор Михайлович, но не увидели Анна Григорьевна и Карамзин?
Он увидел начало чуда ВОСКРЕШЕНИЯ.

Настроившись и внимательно рассмотрев тело Гольбейновского Христа даже на репродукции, можно заметить признаки возрождения Жизни.

Это:
Руки, ноги, торс, шея, не расслабленные как у мертвеца, а напряжённые, как человека, пробуждающегося от очень глубокого сна и готовящегося встать.

Правая рука, спустившаяся с груди (у мертвеца руки скрещены на груди) и вышедшая за границу гроба. Напряжённый средний палец руки в ожидании, что к нему присоединятся (оживут) другие.
Раскрытый рот, свидетельствующий о напряжении подчелюстных и шейных мышц.
Правое плечо, приподнятое, чтобы помочь руке распрямить пальцы и начать движение.
Открытые глаза ...

Известно, что Иисуса положили в гроб четверо его приверженцев - Иосиф Аримафейский, Никодим и две женщины – Мария Магдалина и другая Мария. Уж женщины наверняка закрыли глаза умершему, когда стали умащивать его тело благовониями. Но на картине глаза Иисуса изображены полуоткрытыми, словно они начали фокусировать взгляд через камень на небо.

И ещё одна важная подробность – пелена (плащаница), которой по обычаю того времени укутывали тела умерших (с головой), на картине изображена ПОД телом, в то время как во всех 4-х Евангелиях описано, что Иосиф из Аримафеи и Никодим запеленали тело с головой в погребальную ткань: "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Ин. 19:38-42).

Было бы странным, если бы могильщики (четверо вышеназванных) подстелили под тело простынку, запелёнутому телу это не нужно. Поэтому художнику было важным показать обнаженное тело Христа, как ещё один знак начинающегося возрождения, как и перечисленные признаки выше. То есть тело освободилось от стесняющей его пелены, так как готовится оживать.

В настоящее время картина Гольбейна в музейном зале перевешана ниже, что позволяет разглядывать её на уровне человеческого роста. Карамзин и Анна Григорьевна смотрели на картину, стоя на полу, то есть снизу вверх. Обычно при верхней развеске картину наклоняют вниз, чтобы зритель мог её с удобством разглядеть. Значит, картина с Христом в гробу также была наклонена книзу, поэтому можно представить ужас Анны Григорьевны, когда она вошла в зал и бросила на неё взгляд.

Я не видела эту картину в оригинале, потому что не была ни в базельском художественном музее, ни в самом Базеле, но я могу представить, что при верхней развеске и наклоне этой картины может создаться впечатление, что тело вот-вот выпадет из могильной щели (как уже выпала правая рука).

К слову сказать, у Гольбейна-художника был любимый приём, состоящий в том, что он выносил за границы (ближе к раме) какую-нибудь часть изображения, будь то рука , нога, край одежды или какой-нибудь другой предмет, что создавало со стороны зрителя ощущение глубины и правдоподобности.

Достоевский, видимо, заметил эффект от верхней развески и поэтому поднялся на стул. Думаю, что он понял идею художника, и это побудило его сделать эпиграфом к "Братьям Карамазовым" высказывание из Евангелия: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12: 24).

Некоторые искусствоведы предполагают, что картина "Мёртвый Иисус в гробу" - это первая часть диптиха, и во второй части Ганс Гольбейн Мл. предполагал изобразить Христа уже воскресшим. Но такой картины нет. Да она и не нужна.

Написав картину такой силы, незачем создавать её продолжение, которое сведёт на "нет" впечатление от первой. Гениальный художник это понимал. И потом, как выразить вторую часть живописно? Что на ней изобразить? Как Иисус выкапывает камни гроба, как капитан Дантес в замке Ив выкапывал подкоп? Или изобразить Иисуса на фоне распахнутой двери гроба/склепа? Или уже взлетающем в небо? Нет, это будет похоже на комиксы современных рисовальщиков. Не нужно.

Гений знает, как начать и когда остановиться.

Подытоживая вышесказанное.
Главная и единственная мысль, выраженная в картине Ганса Гольбейна Мл. "Мёртвый Иисус в гробу", в том, что смерть уничтожает лишь физическое тело человека, но его духовная смерть побеждается Воскресением Христовым , то есть "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!"

А как это происходило, мы можем увидеть на картине Ганса Гольбейна Мл.

Ибо, по словам Достоевского: "…Без веры в свою душу и ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо". Д



Сведения о картине:
Ганс Гольбейн Младший "Мёртвый Христос в гробу". 1521-1522
Холст, масло. 30,5 : 200 см
Художественный музей, Базель


Рецензии
Прочёл с большим интересом. Два замечания:

1.Гольбейну важно было показать неподвижное тело в узком гробу - снизу камень, сверху камень, посередине узкое пространство в виде щели, для мёртвого тела этого достаточно. И выбраться из этого пространства можно только чудом.
--------------
Строго говоря, верхнего камня на картине не видно (мы не знаем, как высоко он расположен). Но, Вы правы, художественное впечатление узкого гроба создаётся.

2. Руки, ноги, торс, шея, не расслабленные как у мертвеца, а напряжённые, как человека, пробуждающегося от очень глубокого сна и готовящегося встать.
------------
Нет, у мертвеца мышцы не расслабленные. См. "Трупное окоченение" (лат. rigor mortis).

Может быть, Вам будет интересна моя гипотеза http://proza.ru/2021/04/26/1336

Леввер   14.05.2021 09:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.