Принцесса

(Заметки Джона Ватсона, внука доктора Ватсона)

Из всех дел, которыми занималось наше агентство «Холмс и Ватсон», это было первое в своем роде дело: некий муж поручил нам проследить за его женой, он подозревал ее в измене. В то солнечное утро нам меньше всего хотелось погружаться в семейные неурядицы, но работа есть работа.
В комнату вошел еще не старый мужчина, на его визитке значилось: Мистер Гартман, агент по недвижимости. Мы в то время были заняты поисками нового жилья, поэтому, приветливо его усадили и спросили, что он хочет нам предложить. Ответ его меня озадачил:
- Я нуждаюсь в ваших услугах.
Пока мы молчали, ожидая продолжения, он нервно достал портсигар и вынул сигарету.
- Вы позволите?
Ирен кивнула и подвинула пепельницу.
Он закурил.
- Не знаю с чего начать.
- Не волнуйтесь, просто объясните цель вашего визита, - попросила Ирен.
- Вы видите перед собой несчастного мужа. Я подозреваю, что моя жена Матильда мне изменяет и хочу вам поручить внести ясность, какой бы она не была. Вот и все. Я - религиозный человек со строгой моралью.
- То есть вы хотите поручить нам следить за вашей женой? - уточнил я.
- Именно так.
- У вас есть основания подозревать ее в измене? - спросила Ирен.
- Более чем достаточно. Мы поженились два года назад, детей у нас нет. Тогда она разошлась с мужем и искала недорогую квартиру. Пока я подбирал для нее подходящие варианты, то ей не нравился район, то не нравился вид из окон, то не подходила цена, мы сошлись. Вот ее фотография, правда, она очень хороша? Я сначала хотел последить за ней сам, но у меня в этом нет опыта, боюсь, что она меня заметит.
Я посмотрел фотографию красивой молодой женщины и подвинул ее к Ирен.
- Она намного моложе вас, - заметила Ирен, рассматривая фотографию.
- Да, я старше ее на 12 лет. Тогда я хорошо зарабатывал, не то что сейчас: сегодня покупают редко и отчаянно торгуются. Я предложил ей не искать квартиру, а просто переехать ко мне. Потом мы поженились. Матильда работает переводчицей в крупной фирме ICH,  организующей международные съезды и конференции, она однажды показала мне шестнадцатиэтажное здание, где находится ее офис, вот его адрес. Это престижный район, много дорогих магазинов, ресторанов и отелей, где обычно ее фирма устраивает приезжих. Она знает несколько языков, и когда вчера вечером кто-то позвонил нам домой, она поговорила на незнакомом мне языке и быстро собралась на работу. «Приехал гость из Арабских Эмиратов», объяснила она, «а в гостинице нет мест, я возьму машину и поеду его устроить. Завтра съезд специалистов по истории персидской культуры». Возвратилась она через пару часов веселая, с букетом цветов и новым браслетом. «Я устроила этого шейха в номер Люкс, и он меня отблагодарил».
- Но это еще не основание подозревать жену в измене, - сказала Ирен, - я тоже иногда получаю подарки от клиентов, но Джон не беспокоится. Правда Джон?
- М-м-м, - сказал я.
- И это все? - спросила Ирен, - из-за этого разговора вы ее заподозрили в измене?
- Не только. Она часто задерживается на работе. Звонит, например, в 11 вечера, говорит, что только что закончилась конференция и она поможет развезти гостей по гостиницам. Когда она приезжает домой в час ночи, от нее пахнет шампанским. Я спрашиваю в чем дело, она говорит, был небольшой банкет, и президент компании попросил ее задержаться. Это ее работа.
- Что-то еще? - спросил я.
- Она много зарабатывает. Купила дорогое платье, оно ей очень идет.
- Разве это плохо?
- Я интересовался у знакомых - переводчицы столько не зарабатывают. Может быть, я ошибаюсь, я хотел бы ошибиться, помогите мне, и я не останусь в долгу. Сегодня утром она опять сообщила, что очередной съезд закончится не раньше одиннадцати. Вот аванс, а по окончании работы ваш счет будет оплачен. Кстати, у меня есть на примете замечательная двухкомнатная квартирка, хотите посмотреть? Нет? Еще я могу предложить вам отличное место для офиса. Не требуется? Тогда я жду результатов.
- Мистер Гартман, оставьте нам ее фотографию. Какой машиной пользуется ваша жена? - спросил я.
- Серебристый Форд, номер 2212.
Несчастный муж вышел, а мы посмотрели друг на друга. Ирен подвинула фотографию мне, я ее подвинул обратно, а Ирен снова подвинула ее мне. Мы оба рассмеялись.
- Джон, не в твоих интересах заставить меня узнать как жена изменяет мужу. А вдруг мне понравится? Давай сделаем так, план действий разработаем вместе, а первым начнешь ты.

*  *  *
- План действий простой, - сказал я, - я припаркуюсь рядом со зданием ее фирмы. Когда она сказала окончится съезд? В одиннадцать? Я возьму с собой фотоаппарат и бинокль и подъеду без пятнадцати одиннадцать. Буду наблюдать за входом, когда увижу ее - дальше по обстоятельствам.
Так и решили.
Вечером я заправил машину и вскоре был на месте рядом с шестнадцатиэтажным красивым зданием, построенным еще до войны. Во втором этаже светились все окна, видимо, это и был конференц-зал. У подъезда под фонарем, как положено, стоял охранник. Когда окна второго этажа стали гаснуть, я достал бинокль и приготовил фотоаппарат. Стали выходить люди, в основном, мужчины разного возраста, прилично одетые, кто-то с тросточкой, кто-то с портфелем, кто-то закуривал трубку. К подъезду подъезжали ожидающие их автомобили, и постепенно площадь пустела.
А вот и Матильда, я ее сразу узнал. Весело беседует с тремя джентльменами. Я сделал пару снимков. Остановились у серебристого Форда. Матильда села за руль, они разместились в кабине: пожилой с бородкой сел рядом с ней, двое других помоложе – на заднее  сиденье. Все запоминаю и записываю время, потом Ирен будет требовать детали. Поехали. Я включил мотор и, немного погодя, двинулся следом. На улице много машин, чуть не потерял их из виду. Остановились у дорогого отеля, пассажиры выходят. Ясно, она их подвезла. Вижу в бинокль как двое с ней прощаются, а где третий с бородкой, как я его пропустил? Может он остался в машине? Форд выруливает на перекресток, я за ним. Ага, она едет обратно! Снова уже знакомый подъезд. Да, она вернулась с бородатым. Матильда объясняется с охранником, бородатый что-то говорит, она переводит. Охранник открывает дверь и они заходят в здание. Как узнать, о чем они говорили с охранником, как они объяснили свое возвращение? В здании, видимо, уже никого нет. И тут у меня появляется идея! Место парковки охранник не видит. Я подхожу к нему и говорю:
- Ваши посетители, вот эти двое, что только что зашли, поставили машину так, что я не могу выехать. Безобразие! Как долго они тут пробудут?
- Они скоро выйдут, - говорит охранник, - этот джентльмен, делегат съезда, гость из Индии, а дама – переводчица, здесь работает. Он где-то забыл свои очки, она сказала, что очки очень дорогие – в золотой оправе, ночью в здании работают несколько уборщиц, очки могут пропасть. Они пошли искать его очки, тут много мест, где бывают делегаты: лекционный зал, библиотека, кафе, биллиардная, курительная, наконец, туалет! Я ему посоветовал носить очки на цепочке, так многие сейчас делают. Вам придется подождать.
Я чертыхнулся, вернулся к своей машине и вспомнил, что сейчас идет финальный хоккейный матч лиги чемпионов. Включил радио и нашел нужную волну: шла трансляция матча. Как раз, когда объявили заключительный счет, появилась эта пара, он был взволнован и тяжело дышал, то и дело поправляя на носу действительно очень красивые очки. Они сели в ее машину, и я их проводил снова до того же отеля. Потом она поехала к своему дому. Я подождал, пока она поставит машину и скроется в подъезде и около часа вернулся домой. Ирен уже спала и рассказ о моем вечере я решил отложить до утра. На мой взгляд поведение Матильды не было подозрительным - она была на работе и просто выполняла свои обязанности переводчицы. Интересно, что скажет Ирен?
*  *  *
За завтраком Ирен внимательно выслушала мой рассказ.
- Значит она с третьим вернулась в здание фирмы. И как долго они искали его очки?
- Ирен, я так увлекся репортажем, что когда они вышли не посмотрел на часы. Сейчас соображу. Они вошли в дом в 11:32. Я поговорил с охранником и вернулся к машине. Комментатор сказал: «До конца матча осталось 15 минут», я думаю, они были в доме минут тридцать или сорок.
- Сорок минут искали очки. Когда они вышли, тебе показалось, что ее спутник тяжело дышал. Джон, что ты собираешься рассказать мистеру Гартману?
- Я не думаю делится с мистером Гартманом моими домыслами. Только факты. Уже подготовил отчет:
11:12 Она вышла из здания фирмы с тремя джентльменами.
11: 25 Подъехала к отелю и распрощалась с двумя, а с третьим вернулась.
11:42 Они вошли в здание фирмы.
11:45 Я беседовал с охранником и узнал, что они вернулись, так как бородатый джентльмен забыл в здании дорогие очки.
12:20 Она с третьим вышла из здания и повезла его к отелю.
12:33 Они пожали друг дугу руки у входа в отель.
1:00 Она вернулась домой.
- Джон, а почему он тяжело дышал?
- Откуда я знаю? Может у него одышка. На что ты намекаешь?
Наш разговор прервал стук в дверь,
- Доброе утро, мистер Гартман, - сказал я, - присаживайтесь. Я выполнил вашу просьбу и не сводил глаз с вашей жены с 11:12 до часу ночи. Вот мой отчет по часам и минутам.
Мистер Гартман взял мой отчет и углубился в чтение, его руки дрожали.
- Да, она вернулась домой в час, - сказал он, - за чаем весело рассказывала, как они искали очки. А очки оказались в туалете! Жена его спросила, зачем он в туалете снимал очки, он сказал, что у него прыщик на интересном месте, который он хотел рассмотреть, а его очки для дали – он близорукий. У Матильды есть чувство юмора. Спасибо, господа, за отличную работу, я рад, что мои опасения не оправдались, сколько я вам должен?
- Пока аванса хватит, - отреагировала Ирен, - мы еще можем быть вам чем-то полезны?
- Хотелось бы сделать еще одну проверку. Когда будет очередная конференция и Матильда опять скажет, что поздно придет, я вам позвоню, и вы такое же наблюдение повторите. Всего доброго, я буду рекомендовать вас моим клиентам.
- Какая наивность, - заметила Ирен, когда клиент ушел, - за 38 минут можно было обойти все 16 этажей. А может очки лежали у него в кармане? Ладно, с выводами подождем.
*  *  *
Ждать пришлось недолго. Опять утром появился мистер Гартман и попросил проследить за его женой после съезда, который окончится в 11 вечера.
- Она сказала, что поздно придет, на этот раз съезд археологов, - закончил он и откланялся.
- Сегодня за красавицей Матильдой буду понаблюдать я, - сказала Ирен, - есть одна идея. Поедем вместе. Интересно, что забудет ее клиент на этот раз, портфель или бумажник?
Вечером в половине одиннадцатого, мы подъехали к знакомому зданию, и Ирен указала мне на окна второго этажа, в них было темно.
- Остановись за углом, - скомандовала она, - надо навести кое-какие справки.
Она быстро вернулась.
- Я спросила охранника как давно окончился съезд археологов, сказала что муж еще не вернулся, и я беспокоюсь. А он засмеялся и посоветовал искать мужа в ближайшем кабаке, так как никакого съезда археологов сегодня не было.
- Что будем делать?
- Поедем к отелю, куда Матильда в тот раз подвозила троих. Ты припаркуешься и посидишь в машине. Дай мне ее фотографию.
Она вышла и отсутствовала минут тридцать, так что я уже начал беспокоиться и собрался идти ее искать.
- Я устала, - вернувшись, сообщила Ирен, - идем, тут рядом есть открытое кафе, и я кое-что тебе расскажу.
В кафе она попросила заказать кофе с коньяком.
- Ты ее видела.
- Нет. Я разговаривала с местными проститутками, что пасутся у дорогих отелей и показала им фотографию.
-  Это и есть твоя идея?
- Я сказала, что ищу подругу, она где-то здесь промышляет, сейчас приедет ее муж, надо ее срочно предупредить! И показала фотографию. Двое ответили, что не знают, а еще одна ее узнала и сказала: «Так это принцесса!» И позвала: «Пегги!» Подошла Пегги. «Да, это принцесса. Мы ее так прозвали, так как она приезжает на серебристом Форде, умеет держаться и красиво одевается. Она работает с иностранцами, так как знает насколько языков. Этим вечером уже приезжала, сняла французского дипломата и с ним уехала. У нее есть доступ в какую-то комнату для гостей. Это – служебное помещение, но она нашла общий язык с охранником и он ее впускает с клиентом. За это она обслуживает его бесплатно.»
- Вот все, Джон, что я узнала.
- Значит она ему изменяет!
- Я бы это не назвала изменой. Просто она живет в свое удовольствие.
- Ирен, как ты догадалась спросить у проституток?
- Смотри: муж мало зарабатывает, а она любит красиво одеваться - раз, на работе сталкивается, в основном, с мужчинами - два, большинство из них иностранцы, а она знает несколько языков - три, на работе задерживается и приходит домой поздно - четыре. Тебе надо еще? Комната для гостей. Поехали домой. Не представляю, что я завтра скажу мистеру Гартману. Вот из-за чего она разошлась с первым мужем, да и этот не будет последним.
Но Ирен ошиблась.
Утром позвонил мистер Гартман, и Ирен взяла трубку.
- Мистер Гартман? А мы вас ждем. Что? О боже! Когда это случилось? В полпервого? Какой ужас, пора, наконец, навести порядок на дорогах. А я хотела доложить вам результаты вчерашних наблюдений. Вы все знаете? Конечно, она должна была бросить эту работу. Сто раз вы правы! Нет, вы нам ничего не должны. Примите наши искренние соболезнования!
- Джон, ну-ка быстро дай мне сегодняшнюю «Морнинг Стар». Вот это сообщение.

 - Вот такие дела. Джон, а мистер Гартман по-прежнему уверен в ее невинности. Кроме подозрений и у нас, по существу ничего, нет. Пусть это останется тайной. Перед смертью меркнут все счеты. Давай назовем это дело «Принцесса» и положи его в ящик, где незавершенные дела.
*  *  *
Тайна раскрылась через два года. Меня пригласили на съезд фронтовых журналистов, который проходил в уже знакомом шестнадцатиэтажном здании. Во время перерыва я подошел к распорядителю, сказал, что у меня болит раненная нога и спросил, не могу ли я где-нибудь немного полежать. 
- Кажется у вас есть комната для гостей?
- Есть, - сказал распорядитель.
Он взял у охранника ключ, я оказался в довольно комфортабельной комнате с большим диваном.
- Как это удобно, иметь такую комнату, где можно отдохнуть, -  сказал я, укладываясь на диван, - кому пришла в голову такая замечательная идея?
- Одной нашей переводчице. Я тут еще не работал. Слышал, что она добилась у президента финансирования, сама следила за оборудованием комнаты и имела от нее ключ.
- Я могу с ней познакомиться и поблагодарить за такую удачную мысль? - спросил я.
- Нет, она погибла два года назад. Говорят, была очень опытной переводчицей, знала несколько языков. Вы отдыхайте, когда окончится перерыв, вы услышите звонок, его специально провели в эту комнату, это тоже она придумала.
Когда я вернулся домой, то уговорил Ирен переложить дело «Принцессы» в папку завершенных дел. Перед смертью меркнут все счеты.


Рецензии