Одиссеи штурмана Крылова

Одиссеи штурмана Крылова

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]

17.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила. В 5:40 17.7.41 г. передовой эшелон управления и частей 40 АД ж.-д. транспортом отбыл к новому месту дислокации в Рыбинск. КП 40 АД 20:30 перебазировался из Выдропужска в Торжок.

Согласно оперсводки штаба 40 АД за № 044 18.7.41 г. в период времени 13:13 – 21:45 40АД в составе 22 экипажей действовала по уничтожению мотомехколон по шоссе на участке Невель – Великие Луки.

1/ 53 ДБАП тринадцатью экипажами в 13:50 с Н=200-300 м произвел бомбардировочную атаку по двум колоннам мотомехчастей войск противника;

1-я 2-4 км юго-западнее Великих Лук длиною 5-6 км, 2-я на дистанции 5-6 км длинною 10 км. Отмечено до 15 прямых попаданий в машины больших размеров, уничтожен один бензозаправщик. В результате бомбардирования колонна останавливалась, люди разбежались.

Экипаж летчика Аксенинко с боевого задания не вернулся. 12 экипажей произвели посадку на аэродроме базирования.

18.7.41 г. 53 ДБАП девятью экипажами повторным вылетом в 20:32 с Н=200-300 м произвел бомбардировочною атаку по скоплению мотомехвойскам и пехоты противника южнее Великих Лук.

Отмечено до 16 прямых попаданий, часть машин опрокинута, люди разбежались.

Все самолеты произвели посадку на аэродром базирования. Пять самолетов требуют ремонта. В воздухе ранен штурман ст. лейтенант Гаврюшин. Экипажи политрука Шапашникова и лейтенанта Казармина атакованы истребителями И-16. Сброшено бомб 174 шт. ФАБ-100, 26 шт. ФАБ-50 и листовок 18000. Погода в районе цели : облачность 10 баллов с Н=200-300 м. Дождь.

Начальником 5 управления ВВС КА экипажам 53 ДБАП в боевом вылете по уничтожению мотомехвойск противника на участке Невель – Великие Луки объявлена благодарность.

В районе цели обстреляны интенсивным огнем ЗА и атакованы истребителями противника Ме-109. От атаки ушли в облака.

Юго-восточнее Великих Лук стоят автомашины, предположительно с патронами, около машин горят костры. На Торжок идет порожняк. Великие Луки горят.

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

18.7.41 г. 13 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей противника на участке Невель – Великие Луки. 13:50 с Н=300 м сброшено 96 шт. ФАБ-100 и 13 шт. ФАБ-50., а также 9 тыс. листовок. На аэродром базирования вернулись 12 Дб-3ф. Общий налет 26 час. 05 мин.

Дб-3ф за № 2037 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Аксененко, штурман ст. лейтенант Соколов, стрелок-радист мл. сержант Латухов, стрелок старшина Стрелков, 18.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Невель, Великие Луки. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.

Аксененко Алексей Тимофеевич, 1915 г.р., 40 ад 53 дбап, ст. лейтенант, пропал без вести 18.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Соколов Алексей Александрович, 1912 г.р, 40 ад 53 дбап, ст. лейтенант, пропал без вести 18.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Латухов Дмитрий Александрович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, сержант, пропал без вести 18.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Стрелков Иван Иванович, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, сержант, пропал без вести 18.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].

18.7.41 г. 9 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей противника на участке Невель – Великие Луки. 20:32 с Н=300 м сброшено 80 шт. ФАБ-100 и 13 шт. ФАБ-50., а также 9 тыс. листовок. На аэродром базирования вернулись все 9 Дб-3ф. Общий налет 21 час. 08 мин.

19.7.41 г. 4 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей противника в районе станции Рудня. В 21:05 с Н=500 м сброшено 20 шт. ФАБ-100 и 23 шт. ФАБ-50, а также 9 тыс. листовок. На аэродром базирования вернулись все 4 Дб-3ф. Общий налет 10 час. 11 мин.

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]

Согласно оперативной сводки за № 045 штаба 40 АД , Торжок, от 20.7.41 г. на момент 01:00: 19.7.41 г. 40 АД четырьмя экипажами 53 ДБАП с Н=300-500 м бомбили мотомехчасти противника в районе ст. Рудня. Сброшено 30 шт. ФАБ-100 и 13 шт ФАБ-50.

Уничтожено 5 танков. Пулеметным огнем стрелка-радиста Гурова подожжен один бензовоз. Экипажу капитана Крюкова при пролете Демидова была дана красная ракета с земли. Экипаж также ответил ракетой, после чего был обстрелян ЗА. Посадку самолет произвел на аэродроме базирования.

Обнаружена колонна танков противника в движении на Демидов. На аэродроме Демидов наблюдали 5 Тб-3 и несколько замаскированных истребителей.

Погода: облачность 10 баллов с Н=300 м, местами дождь.

В 53 ДБАП боеготовых экипажей -9, в 200 ДБАП таковых нет.

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

20.7.41 г. 7 Дб-3ф  53 ДБАП вылетели на уничтожение мотомехчастей противника в районе Добромысль. В 12:15 с Н=800 м сброшено 46 шт. ФАБ-100 и 20 шт. ФАБ-50. На аэродром базирования вернулись 6 Дб-3ф. Общий налет 45 час. 24 мин.

Дб-3ф за № 1518 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Казармин, штурман лейтенант Кулешов, стрелок-радист мл. сержант Гаврилов, стрелок мл. сержант Похотин, 20.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Добромысль. Экипаж в полном составе пропал без вести. Самолет списан.

Казармин Семен Сергеевич, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, пропал без вести20.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Кулешов Феодосий Азарович, 1919 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, пропал без вести20.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Гаврилов Сергей Федорович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести20.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].
Похотин Алексей Павлович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести20.07.1941 г. [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

Согласно оперативной сводке за № 046 штаба 40 АД от 21.7.41 на момент 01:00 20.7.41 г. 53 ДБАП в составе 7 экипажей в 12:15 с Н=800 м бомбил мотомехчасти и пехоту противника на участке Дубровно – Красный восточнее 40 км Орши.
Сброшено бомб 52 шт. ФАБ-100 и 10 шт. ФАБ-50.
 
Уничтожено до 10 танков и 30 автомашин. На аэродром базирования не вернулся экипаж Казаринова.

Штаб 40 АД 20.7.41 г. в 9:20 отбыл к новому месту дислокации в г. Рыбинск. 53 ДБАП на аэродром Будово. В полку три боеспособных самолета.

21.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила. Самолеты сосредоточены: Якушево – 10 машин, из них исправных 4. Воробьево - 2 машины, исправных – 1.

76 БАО дислоцируется на аэродроме Воробьево, 68 БАО – на аэродроме Якушево.

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

22.7.41 г. 6 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение самолетов противника на аэродроме Рига – Румбула. В период времени 21:47 – 23:07 с Н=5000 м сброшено 4 шт. ФАБ-250, 7 шт. ФАБ-100 и 10 шт. ФАБ-50. а также 9 тыс. листовок. На аэродром базирования вернулись 5 Дб-3ф. Общий налет 24 час. 00 мин.

Дб-3ф за № 1744 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик капитан Крюков, штурман капитан Муратбеков, стрелок-радист мл. сержант Анкудимов, 22.7.41 г. был подбит истребителем противника в районе Рига - Рамбула. Экипаж жив. Самолет сожжен экипажем и списан.

Дб-3ф за № 1505 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Шетенко, штурман лейтенант Алексеев, стрелок-радист мл. сержант Глизнуца, 22.7.41 г. произвел вынужденную посадку на аэродроме Вологда из-за потери ориентировки. Экипаж жив. Самолет отправлен ж.-д. транспортом на ремонт в Монино 15.8.41 г.

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

Согласно оперсводке за № 048 штаба 40 АД, Рыбинск, от 23.7.41 г. на момент 03:00 22.7.41 г. 53 ДБАП в составе 7 экипажей в период 21:47 – 23:07 на Н=5000 и 6000 м вылетали на задание.

Экипаж Шапашникова бомбил аэродром Рига. Сброшено 7 шт. ФАБ-100. Результаты не наблюдались из-за сильной облачности. Экипаж Голубенкова бомбил по шоссе на участке Псков – Луга. Сброшено 10 шт. ФАБ-50. Причина не выполнения задания Голубенковым – потеря сознания летчиком в районе Псков на Н=6000 м.

Экипаж Стогниева вернулся по причине отказа матчасти. Экипаж Чурюкина при взлете потерпел аварию.

Экипаж Крюкова и Шетенко не возвратились с задания.

23.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила. Согласно разведсводке за №26 штаба 53 ДБАП , Якушево, от 23.7.41 г. на момент 3:00 в районе Пскова отмечена артстрельба противника. Псков горит.

Наблюдалось движение танков и колонн частей противника по шоссе Корсово – Остров.

24.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила.

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

25.7.41 г. 6 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение складов противника в 15-20 км западнее Порхова. В 04:20 с Н=2000 м сброшено 27 шт. ФАБ-100 и 10 шт. ФАБ-50. На аэродром базирования вернулись 5 Дб-3ф. Общий налет 22 час. 19 мин.

Дб-3ф за № 1511 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Каинов, штурман ст. лейтенант Левкин, стрелок-радист мл. сержант Размашкин, военный техник 2 ранга стрелок Леденев, 25.7.41 г. произвел вынужденную посадку у деревни Сандово, пробиты моторы. Экипаж жив. Самолет вернулся на аэродром Якушево 6.8.41 г.

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

Согласно оперсводке за № 053 штаба 40 АД, Рыбинск, от 25.7.41 г. 40 АД в этот день 6-ю экипажами 53 ДБАП в период 03:56 – 05:03 действовала по уничтожению штабов противника в пунктах Струги Красные, Корсовка и складов пункта Порхов.

2 экипажа с Н=1000 м бомбили имение Маяново, что в 2 км восточнее Корсовки. Две бомбы упали по цели, остальные в саду в 50 м от имения.

Самолеты возвратились на свои аэродромы.

Сброшены 14 шт. ФАБ-100.

2 экипажа в 05:05 с Н=2300 м бомбили Порхов. Экипажи наблюдали сильные взрывы и пожары. Оба самолета возвратились на свой аэродром.

Сброшено 8 шт. ФАБ-100, 10 шт. ФАБ-50.

1 экипаж в 03:30 с Н=1000 м бомбил Струги Красные. Самолет вернулся на свой аэродром. Сброшено 5 шт. ФАБ-50.

Экипаж ст. лейтенанта Каинова вынужденно произвел посадку…

Погода в районе цели: облачность 4-5 баллов на Н=2000-3000 м. Дымка.

Из «Донесения о безвозвратных потерях 40 АД» [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15]

26.7.41 г. 6 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение танков и живой силы в районе Новоселки, Мужицкое, Зубцы.  10:50 с Н=1000 м сброшено 8 шт. ФАБ-100, 48 шт. ФАБ-50 и 577 шт. АО-2,5. Вернулись на аэродром базирования 5 Дб-3ф. Общий налет 20 час. 46 мин.

26.7.41 г. 6 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение танков и живой силы в районе Новоселки, Мужицкое, Зубцы.  18:00 с Н=1200 м сброшено 66 шт. ФАБ-50 и 278 шт. АО-2,5. Вернулся на аэродром базирования лишь один Дб-3ф. Общий налет 12 час. 50 мин.

Дб-3ф за № 150 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик капитан Репкин, штурман капитан Алгунов, стрелок-радист старшина Грунин, стрелок мл. сержант Михайлов, 26.7.41 г. был сбит истребителем противника в районе Ржева. Экипаж жив. Самолет списан.

Дб-3ф за № 143 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Мурашов, штурман лейтенант Шевченко, стрелок-радист сержант Мартьянов, стрелок мл. сержант Ящук, 26.7.41 г. был сбит истребителем противника в районе Ржева. Летчик жив. Штурман, стрелок-радист и стрелок пропали без вести. Самолет списан.

Ящук Иван Максимович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, убит 26.07.1941 г., [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].

С большой вероятностью штурману Шевченко, стрелку-радисту Мартьянову, как и летчику Мурашеву, в этот злосчастной день удалось спастись. По крайней мере они в «Донесениях о безвозвратных потерях 53 ДБАП» [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16] за 26.7.41 г. не фигурировали, что не скажешь о стрелке Ящуке. Да и Мурашеву только еще предстоит погибнуть.

Дб-3ф за № 1343 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Раздобудько, штурман лейтенант Карпенко, стрелок-радист мл. сержант Трофимов, стрелок военный техник 2 ранга Осипов, 26.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Ржева. Экипаж в полном составе пропали без вести. Самолет списан.

Раздобудько Иван Афанасьевич, 1912 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. лейтенант, пропал без вести 26.07.1941 г.  в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16],
Карпиченко Николай Федорович, 1917 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, пропал без вести 26.07.1941 в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16]
Трофимов Николай Иванович, 1919 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести 26.07.1941 в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16]
Осипов Михаил Михайлович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, воентехник 2 ранга, пропал без вести 26.07.1941 в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16]

Дб-3ф за № 952 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Дубнов, штурман лейтенант Уткин, стрелок-радист мл. сержант Букреев, стрелок мл. сержант Петровский, 26.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Ржева. Экипаж в полном составе пропали без вести. Самолет списан.

Дубнов, 10 авд (40 АД), 53 дбап, пропали без вести 26.07.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].  (Дубов Федор Иванович, 1914 г.р., в этом вылете остался в живых, он погибнет 7.8.42 г. в авиакатастрофе, [ЦАМО, Ф. 22056, Оп. 436509с, Д. 2]).
Уткин Алексей Андреевич, 1914 г.р., 40 ад 53 дбап, лейтенант, пропал без вести 26.07.1941, место выбытия: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].
Букреев Степан Васильевич, 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести 26.07.1941, место выбытия: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].
Петровский Константин Васильевич, 1918 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести 26.07.1941, место выбытия: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф. 20109, Оп.2, Д. 16].

Дб-3ф за № 1858 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Стогниев, штурман лейтенант Крылов, стрелок-радист мл. сержант Портной, стрелок мл. сержант Осокин, 26.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Новоселки, Мужицкое, Зубцы. Летчик пропал без вести, штурман и стрелок-радист живы, стрелок погиб. Самолет списан.

Стогниев Григорий Васильевич, 1915 г.р., 40 ад 53 дбап, ст. лейтенант, пропал без вести 26.07.1941 в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16]
Осокин Николай Петрович, 1920 г.р., 40 ад 53 дбап, мл. сержант, пропал без вести 26.07.1941 г. в районе: Ярославская обл., Новоселки, в районе Новоселки-Мужицкое, [ЦАМО, Ф.20109, Оп.2, Д. 16].

26.7.41 г. 3 Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение танков и живой силы в районе Новоселки, Мужицкое, Зубцы.  10:50 с Н=1500 м сброшено 20 шт. ФАБ-100. Вернулись на аэродром базирования 2 Дб-3ф. Общий налет 9 час. 11 мин.

26.7.41 г. 3 Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение танков и живой силы в районе Новоселки, Мужицкое, Зубцы.  18:15 с Н=1500 м сброшено 30 шт. ФАБ-50. Вернулись на аэродром базирования 2 Дб-3ф. Общий налет 8 час. 00 мин.

Дб-3ф за № 1837 200 ДБАП с экипажем в составе: летчик лейтенант Булатов, штурман лейтенант Логунов, стрелок-радист сержант Гусев, стрелок красноармеец Задорожный, 26.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Новоселки, Мужицкое. Экипаж в полном составе пропали без вести. Самолет списан.

Булатов, Гусев, Задорожный,10 авд (40 АД), 200 дбап, пропали без вести 26.07.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].
Логунов Александр Анисимович, 1917 г.р., 200 дбап, лейтенант, пропал без вести 26.07.1941 г., [ЦАМО, Ф. 56, Оп. 12220, Д. 13]

Дб-3ф за № 1644 200 ДБАП с экипажем в составе: летчик мл. лейтенант Ильяш, штурман лейтенант Лебединец, стрелок-радист мл. сержант Иваниченко, стрелок красноармеец Лукин, 26.7.41 г. не вернулся с боевого задания из района Новоселки, Мужицкое. Экипаж в полном составе пропали без вести. Самолет списан.
Ильяш, Лебединец, Иваниченко, Лукин, 10 авд (40 АД), 200 дбап, пропали без вести 26.07.1941 г., [ЦАМО, Ф. 20103, Оп. 2, Д. 15].

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

На основании боевого задания № 04 штаба 40 АД, Рыбинск, 15:00 от 26.7.41 г.

26.7.41 г. 40 АД в составе 9 самолетов уничтожала танки и живую силу противника в районе Новоселки, Мужицкое, Зубцы, ст. Сочнево, Городно и Яковцево.

Задание выполнили 7 самолетов в период 10:50 с Н=1000 м. Сброшено 8 шт. ФАБ-100, 43 шт. ФАБ-50, 456 АО-2,5. Поражение хорошее.

Два экипажа – Уромов и Ильяш не летали. Два экипажа: Стогниев из 53 ДБАП и Булатов из 200 ДБАП с задания не вернулись.

Согласно боевого донесения за № 04 штаба 40 АД от 26.7.41 г. на момент 15:00 26.7.41 г. в 10:50 отмечено движение мотомехвойск противника от Духовщины на север.

Согласно боевого донесения за № 05 штаба 40 АД, Рыбинск, от 26.7.41 г. на момент 23:00 26.7.41 г. состоялся повторный вылет 40 АД, девятью самолетами бомбила пехоту и мотомехвойска противника в районе Новоселки – Мужицкое – Зубцы.

53 ДБАП из шести вылетевших бомбили 5 самолетов в 19:05 с Н=1200 м.

У экипажа Карымова в воздухе загорелся мотор. Посадка за границей аэродрома. Самолет сгорел. Экипаж жив.

В районе цели экипажи были атакованы четырьмя Ме-109.

200 ДБАП из трех вылетевших бомбило два экипажа.

Экипаж Лысенко вернулся - не смог догнать группу.

Бомб сброшено в обоих полках: 76 шт. ФАБ-100, 576 шт. АО-2,5.

Не вернулись; из 53 ДБАП экипажи Дубнова, Мурашова, Раздобудько и Репкина. Из 200 ДБАП – экипаж Ильяша.

В районе Мужицкое - Зубцы много воронок от авиабомб и большое скопление разрушенных автомашин на протяжении 20-25 км.

27.7.41 г. 40 АД боевых действий не производила.

Для боевых действий были переданы в 51 АД два самолета: из 53 ДБАП самолет ст. лейтенанта Манина, из 200 ДБАП самолет мл. лейтенанта Лысенко.

27.7.41 г. Дб-3ф за № 742 был сожжен при бомбардировки противником аэродрома Муры. Самолет находился на ремонте.

28.7.41 г. 3 Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение танков и мотомехчасти противника в районе Семухина, Самуйлова, Новоселье.  16:58 с Н=1300 м сброшено 24 шт. ФАБ-50 и 576 шт. АО-2,5. Вернулись на аэродром базирования все 3 Дб-3ф. Общий налет 16 час. 03 мин.

28.7.41 г. 2 Дб-3ф 200 ДБАП вылетели на уничтожение танков и мотомехчасти противника в районе Семухина, Самуйлова, Новоселье. В 17:44 с Н=1300 м сброшено 20 шт. ФАБ-50. Вернулся на аэродром базирования один Дб-3ф. Общий налет 9 час. 12 мин.

Дб-3ф за № 518 200 ДБАП с экипажем в составе: летчик Чурсин, штурман, стрелок-радист, стрелок, 28. 7.41 г. произвел вынужденную посадку на аэродроме Торжок. Экипаж жив. Самолет вернулся на свой аэродром.

Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]:

Согласно боевого донесения за № 06 штаба 40 АД, Рыбинск, от 28.7.41 г. на момент 22:00 28.7.41 г. 40 АД в составе пяти самолетов вылетела на боевое задание по уничтожению мотомехчастей в районе Новоселье – Салукино в 7-10 км севернее Ярцево.

Бомбардировочные действия прикрывали истребители 38 ИАД.

С высоты 1850 м сброшено бомб: 24 шт. ФАБ-50, 288 шт. АО-2,5.

Два экипажа 53 ДБАП в 16:58 бомбили Скачково по пехоте противника. В момент пристраивания своих истребителей на аэродроме Новое Село с экипажа Догадина выбросился на парашюте стрелок-радист Иванов. Экипаж мл. лейтенанта Алешина из 53 ДБАП поставленную задачу не выполнил, не сбросил бомб по ведущему, и из района Вязьма вернулся на цель. Подходя к цели пристроился к шести самолетам 51 АД и в 17:44 с Н=2000 м бомбил пехоту западнее Ярцево. Посадку произвел на аэродром Исанино.

Два экипажа 200 ДБАП, приданных 53 ДБАП: летчики Чурсин и Холин, при полете к цели в районе Вязьмаатакованы своими истребителями.  В результате Чурсин произвел вынужденную посадку на аэродром Торжок. Самолет и экипаж целы.

Летчик Холин предположительно сбит в районе Вязьма.

По наблюдениям экипажей в районе Новоселье скопление пехоты до полка и движение танков 20-25 км от пункта Белай на Новоселье.

Погода: облачность 5-6 баллов с высоты 2000-3000 м.
 
Не всякий раз удается придерживаться принятого алгоритма повествования: сначала архивная составляющая, а затем субъективная с эмоциональным подтекстом, да от лица, которое в архивной составляющей обозначено, да еще, чтоб фотографиями все это подкреплялось…  И в этот раз опять Алексей Иванович Крылов, штурман 455 ап ДД выручил, а фотографиями его сослуживиц из штурманской братии Николай Яковлевич Стогин и Павел Павлович Павловец, замполит эскадрильи 53 ДБАП поделились. И так:

Одиссеи штурмана Крылова.
-------------------------------

Вдаваясь в подробности человеческих судеб в контексте описываемых событий, замечаю, что с некоторых, как «с гуся вода», что с ними бы не случалось.  Другие же, как «танки на пролом», рвались к своему исходу.  Им даже судьбой предоставлялись шансы избежать сей горестный удел, однако потуги их ангелов-хранителей оказывались тщетны и на своих «оберегаемых» они махали порой рукой. А нам, грешным, теперь представляется, что от судьбы своей никому не уйти! Ой ли?

Напомню, что «5.7.41 г. двенадцать Дб-3ф 53 ДБАП вылетели на уничтожение переправ через реку Березина у Борисова. В период 4:50 – 10:00 с Н=300 м сброшено 98 шт. ФАБ-100 и 2 шт. РРАБ. Было сбито в воздушном бою 3 самолета противника и 4 самолета противника уничтожено на аэродроме. Вернулись на аэродром базирования 6 самолетов. Общий налет составил 37 ч. 10 мин».

Одним из не вернувшихся оказался «Дб-3ф за № 1045 53 ДБАП с экипажем в составе: летчик ст. лейтенант Стогниев, штурман лейтенант Крылов, стрелок-радист мл. сержант Суббота, 5.7.41 г. был сбит в районе Борисов. Экипаж жив. Самолет списан».

А что в этот злосчастный вылет случилось вспоминает штурман Крылов А. И. в своих воспоминаниях «Дальними маршрутами» в главе «В жарких боях с врагом»:

«Едва мы развернулись и взяли курс на свой аэродром, как на нас набросилось несколько звеньев вражеских истребителей, подоспевших из района Минска. Завязался воздушный бой. … В первой и второй атаке сержанты Анкудимов, Теняев, Размашкин сбили по одному истребителю. Срезал стервятника и член нашего экипажа младший сержант Суббота.

… фашистские истребители изменили тактику, а мы, к сожалению, не сразу заметили это. Продолжая вести атаку сверху, частью сил они стали атаковывать бомбардировщиков с менее прикрытого направления — снизу. … Стрелок-радист Николай Суббота был ранен в обе ноги. В кабине летчика в нескольких местах разбило фонарь… мельчайшие осколки плексигласа попали Стогниеву в глаза…

— Я ничего не вижу! — крикнул летчик. — Бери управление на себя.

Перед заходом на цель я всегда вставлял вторую ручку управления в гнездо… на всякий случай. Сейчас это нас выручило. Ухватившись за нее и нажимая на педали, я стал выравнивать сильно накренившуюся машину…Поврежден левый мотор, самолет крутит..

— Суббота! —крикнул я. — Сейчас «мессер» … подойдет на короткую дистанцию…Смог бы ты … встретить его хорошей очередью?

— Постараюсь… Влево пять!

— Есть, влево пять! — разворачивая самолет, отвечаю я стрелку-радисту.

… стрелок-радист нажал на гашетку… бомбардировщик вздрогнул.

— Горит, горит! — неистово закричал Суббота. И… тут же застонал.

«Мессершмитт», объятый пламенем… врезался в землю.

…отказал левый мотор, а правый стал давать сильные перебои.

«… лучше всего выброситься с парашютом... <но> раненые товарищи не смогут покинуть самолет».

— Тяга резко падает. Что будем делать? — стараясь не показать своего волнения, спросил я у Стогниева.

— Сколько лететь до ближайшего аэродрома?

— Около часа.

— Надо садиться в поле, — посоветовал Стогниев.

Впереди... озеро и за ним ровное зеленое поле…

— Садись на фюзеляж. Каждые десять — двадцать секунд докладывай о высоте, — попросил Стогниев.

Самолет шел вниз по пологой глиссаде, как бы ощупывая землю. Регулярно я докладывал о высоте: 150... 100... 50... 25...

— Выбирай угол, убирай газ! — крикнул Стогниев.

Замелькала перед глазами высокая рожь, а потом камни, камни. Самолет загрохотал, с шумом и треском пополз по валежнику. Вот она, земля!

Выбрался я из кабины через астролюк, извлек из бортовой аптечки все запасы лекарств…

…промыты от запекшейся крови глаза, Стогниев стал видеть лучше. Суббота получил тяжелые ранения в ноги...

В деревне мы раздобыли подводу и отправили Субботу в ближайший госпиталь. …младший сержант Николай Михайлович Суббота за геройство, проявленное в воздушном бою в районе города Борисов, где он сбил двух истребителей, был удостоен высшей награды — ордена Ленина».

А что случилось далее через 21 день узнаем из главы «На земле Смоленской», взятой из книги «По приказу Ставки» того же автора:

«По трудным дорогам через Оршу, Смоленск и Москву мы с Григорием Стогниевым добрались до нового места базирования нашего полка. …получили другой, сильно потрепанный в боях самолет. В состав нашего экипажа были назначены новый стрелок-радист сержант Михаил Портной и воздушный стрелок младший сержант Николай Осокин…

26 июля 1941 года перед вылетом нас собрал Юспин. … Майор подошел к фанерному щиту с картой оперативной обстановки и стал говорить:

— На фронтах по-прежнему ничего утешительного. …враг всюду продвигается вперед. На смоленском направлении, встретив огневую преграду советских войск, фашисты повернули свои моторизованные соединения на север. Сейчас в районе Духовщины идут кровопролитные бои. Перед нами поставлена задача — бомбить скопление живой силы и техники врага… Разведка доносит, что вражеские танки стоят на дорогах и лесных полянах без горючего. Гитлеровское командование, растянув фронт на многие сотни километров, видимо, не в состоянии своевременно снабжать свои войска всем необходимым. Мы должны девяткой «илов» уничтожить максимальное количество танков и другой военной техники. Вылет с рассветом. …изучить цель, действовать … решительно и смело.

Солнце еще было за горизонтом, когда девятка бомбардировщиков, собравшись на кругу, взяла курс на запад. Ее ведет… капитан Нестеренко. Слева - Уромов, справа — Манин. Наше звено ведет старший лейтенант Кашпуров, третье — лейтенант Бабичев.

… пролетели Московскую и Калининскую области. На траверзе… город Белый … заискрилась на солнце река Межа. В районе Духовщины идут бои… видна работа артиллерии. … горят населенные пункты Смоленщины. Пройдя линию фронта, наша группа …пошла вдоль извилистой грунтовой дороги на Мужицкое …эскадрилья перестроилась в колонну звеньев. Наше звено стало замыкающим.

Впереди цель …первое звено …заходит на обочину дороги, невдалеке от села Мужицкое… сгрудились автомашины и танки. В сторону бомбардировщиков потянулись разноцветные трассы зенитных снарядов… Нестеренко делает последний доворот. Его штурман Чепчин сбросил бомбы… удачно …разгрузились самолеты ведомых. «Сотки» рвутся возле танков и автомашин. Вспыхнули пожары.

…вышло на цель звено Бабичева… послало серию бомб в цель.

Кашпуров вывел наше звено правее… увидели под собой несколько танков и огромный фургон…  немцы ремонтировали свои машины. Стогниев вдруг заметил километрах в десяти правее лесную поляну, забитую автомашинами и бронетранспортерами… Возле них два огромных топливозаправщика. Командир тут же предложил:

— Завернем, что ли?

— А не влетит за это? Строй нарушим...

— Фашисты сейчас заправят свои машины горючим и двинутся дальше на восток, а мы боимся. Идем! — Он тут же развернул самолет и повел ею к поляне.

— Сколько их! — воскликнул Миша Портной…: — Может, об этом на землю радировать?

— Докладывать…  потом! — твердо ответил Стогниев и предупредил: — Лучше следить за воздухом!

Открыл бомболюки и прильнул к прицелу… С высоты тысячи метров <цель> как на ладони.

Немцы заметили нас… к нашему самолету устремились десятки разноцветных трасс. Они… впереди, справа, слева...

…бензозаправщик ползет к перекрестию прицела. Не отрываясь от окуляра, <жму> боевую кнопку. …Десять бомб … устремились вниз. В воздух разом поднялся огромный столб огня.

— Горят машины! —докладывают стрелки.

— Разворачиваюсь, догоним своих и … домой — отозвался Стогниев.

…в этот момент тревожный голос Портного: — Сверху сзади нас атакуют два «мессера»!

…одна очередь угодила в левую консоль и сорвала обшивку. По «мессерам» вели интенсивный огонь и наши стрелки.

Стогниев дал моторам полные обороты… снаряд ударил в правую плоскость, прошел по касательной к верхней обшивке и задел бензиновый бак… горючее брызнуло на мотор… в следующую секунду пламя охватило всю машину.

— Всем покинуть самолет! — приказал Стогниев.

Очутившись в воздухе, я раскрыл парашют и огляделся вокруг. Примерно в двухстах метрах от меня… качался радист Портной… далеко в стороне опускался третий член экипажа. Четвертого парашютиста не было… <на земле> застыл в форме восклицательного знака столб черного дыма. «Наш самолет горит, кто-то там остался», — подумал я…

«Мессершмитты» … охотились за нами. Я захватил несколько строп… Сразу увеличилась скорость спуска… Едва успел отпустить стропы, тут же с силой стукнулся о землю. Удар пришелся на правую ногу… что-то хрустнуло в суставе… освободился от парашютных лямок и стал вправлять ногу… ничего не получилось. Ко мне подбежал Михаил Портной.

Михаил осмотрел ногу… сел напротив меня, велел упереться левой ногой ему в живот. Правую он ухватил за ступню и стал с силой тянуть на себя… резко дернул и тут же повернул ступню влево… больно хрустнуло в суставе, и я сразу почувствовал облегчение.

— Ты уверен, что Осокин покинул самолет?

— Да… он махнул за мной в люк.

— Значит, в самолете остался командир. Погиб...

— Что же с нами будет теперь?

— Надо срочно выбираться отсюда, Миша».

Наши герои в соседнем селе были с пониманием приняты одной сельчанкой. Переодеты в ношенную гражданскую одежду, накормлены и снабжены продуктами для дальнейшего «путешествия» на Восток. Проводником вызвался быть 14-ти летний брат хозяйки. Звали его Ким Владимиров.

«…направились к лесу… остановились у огромной сосны.

Я извлек из кармана потрепанных брюк кожаное портмоне и, вынув из него документы:


— Здесь удостоверение личности, орденская книжка и орден Красного Знамени. Не хотелось бы все это с собой брать.

Ким посмотрел на меня.

— Насчет документов и ордена — не беспокойтесь. Схороним их под корнями вот этой сосны… вернусь сюда, переложу в жестяной коробок и опять закопаю. Все в целости и сохранности будет…

Перед вечером добродушный проводник вывел нас на лесную поляну, где стояло несколько копен сена.

— …здесь будете ночевать, — сказал Ким. — Дальше пойдете строго на восток — на Ломоносово, там, говорят, наши...

После войны… на мое имя пришел <конверт>.  Писал Ким: «Здравствуйте, т. Крылов! С горячим приветом к Вам обращается тот подросток … с которым Вы имели дело, оказавшись во вражеском тылу в 1941 году. Я очень рад, что Вы благополучно вернулись в свою боевую семью и снова находитесь в ее рядах. Ваши документы и орден я после Вашего с Мишей ухода спрятал и впоследствии передал в НКВД, чтобы переслали Вам…»

<А> потом… Ким приехал ко мне в Москву… Мы многое рассказали друг другу. Поведал я ему о героической гибели Миши Портного, о других боевых друзьях — летчиках, погибших в боях за Родину.

...После пяти дней блужданий по лесным тропам мы вышли к небольшой деревушке Никулино, окруженной лесом… мы остановились возле избы… к нам вышла женщина лет тридцати… <звали> ее Шурой, а фамилия Герасимова… немцы в их деревушку не заходили».

Наших героев приняли, накормили и напоили, в дорогу снабдили едой…

«Мы… поблагодарили сердобольную хозяюшку и ушли. Больше двух суток мы ходили в этом районе… На проселочных дорогах мы всюду наталкивались на немцев. Ночью слышали артиллерийскую канонаду. Видно… у Ломоносове идут бои. На следующий день к вечеру мы вернулись в Никулино.

Решили зайти в крайнюю избу. Когда зашли, здорово смутились: за столом с сыном сидела Катя, <соседка Шуры, которая засомневалась тогда, в первый раз, что герои наши советские летчики>.

«— Ну здравствуйте, летчики-арестантики, — ехидно ответила хозяйка дома.

— Мы действительно летчики, — устало… сказал я. — Хотели идти дальше на восток, а там кругом немцы...

— А чем же вы докажете, что вы летчики? — не унималась Катя. — Чем?!

— Я докажу! — вспылил Миша. Он вынул из кармана жетончик. — Пожалуйста, смотрите.

Как ни в чем не бывало Катя открыла крышку жестяного жетона, извлекла оттуда отпечатанную на машинке бумажку и вслух стала читать:

— «Сержант Портной М. С. — радист 53-го авиационного дальнебомбардировочного полка. Уроженец Украинской ССР, Полтавской...»

Катя перестала читать… отдавая жетон, сквозь слезы сказала:

— Простите меня… никак не могу верить на слово. Да и вид-то у вас такой...

— Мы и не сердимся… только денек-другой переждать где-нибудь у вас.

Мы познакомились. Хозяйку звали Екатериной Филипповной, фамилия ее Бабкова.

После ужина… мы забрались на сеновал… За последние несколько суток мы впервые спали более или менее сносно.

По утрам… брали у хозяйки корзину с едой: вареная картошка, два ломтя хлеба и бутылка кваса. Однажды… хозяйка, поглядев на меня, так и ахнула:

— Алексей Иванович, да вы ж с такой бородой в глубокого старца превратились… приходите с Мишей в избу и побреете друг друга.

Я пошел первым, Портной остался наблюдать из щелей сарая за обстановкой. Намылив бороду, я сбрил левую сторону… в избу вошли два немца — офицер и ефрейтор. Рыжий тучный <офицер с пистолетом наготове> резко спросил:

— Вэр ист ду? (Кто ты?)

…между мной и офицером очутилась Катя.

— Это мой муж! —…твердо сказала она.

— Почему ваш муж не на войне?

— Муж был арестован, только что пришел домой. Он строил в Смоленске аэродром, — она схватила со стола полотенце, смахнула с моей правой щеки мыльную пену, добавила: — Вот, видите...

— О-о! — протянул офицер.

<Учинив обыск и, ничего подозрительного не найдя>, фашист подошел к нам с Катей и, размахивая пистолетом, гортанно заорал:
— Пойдет протыв Гермайн — вэша-айт пудум!

… для устрашения он два раза выстрелил в потолок, резко повернулся к двери, с силой ударил ее ногой. Ефрейтор поспешил за рыжим гитлеровцем. В окно мы видели, как немцы сели в машину и поехали по деревне.

…прибежал Миша. Увидев нас, он обрадовался…

— …скорее сруби мне оставшуюся бороду, <и скорей> в лес.

В этот день нам с Мишей посчастливилось… мы встретили в лесу более сотни наших бойцов из мотомехполка… <выходивших> из окружения.

<В пути> мы неожиданно встретили десятка полтора немецких самокатчиков... фашисты укрылись за косогором и открыли огонь. В этой перестрелке мы потеряли двух красноармейцев. <Командир бойцов Майоров> решительно приказал:

— Разведчиков упускать нельзя! Их надо окружить и уничтожить!

Вся эта операция заняла не больше часа. Мы с почестями похоронили своих погибших товарищей и двинулись дальше… мы довольно скоро добрались до реки Межа, переправились через нее и вышли в город Белый, к своим…

В уцелевшем трехэтажном здании средней школы мы встретились с помощником коменданта… Он сердито сказал:

— …Документов у вас нет и вид, как у бродяг...

— А мой жетон? — вежливо спросил Портной. — Это же документ!

— Жетон, жетон!... Таких документов можно подобрать сейчас сколько угодно!

…в это время… зашел в помещение … Майоров. Он слышал конец нашей нелицеприятной беседы… он повернулся к нам и участливо сказал:

— Они действительно из экипажа сбитого бомбардировщика. С ними мы выходили из окружения. Я об этом письменно доложил коменданту.

— Ну, если так, тогда другое дело. — Вручая мне записку… предложил: — Зайдете в ремесленное училище, там вас переоденут, а потом снова к нам.

Только на <пятые> сутки… мы с Михаилом… прибыли на полевой аэродром, где базировался наш полк. У штаба столкнулись с замполитом эскадрильи Павловцом. С удивлением оглядев нас, одетых в форму ремесленников, он радостно бросился к нам.

— Вернулись, голубчики! Молодцы! — обнимая нас с Мишей, воскликнул Павел Павлович. А потом, посмотрев испытующе, спросил: — А где же Стогниев, Осокин?

Наступила томительная пауза. Миша, опустив голову, зашмыгал носом, у меня подкатил комок к горлу… я тихо сказал:

— Был бой с истребителями, самолет загорелся. Командир подал команду: «Всем прыгать!» Мы с Мишей и Осокин покинули самолет. Гриша остался в самолете...

Павловец побледнел, как-то сразу обмяк. Его большие глаза стали влажными. И это было понятно. Стогниев был его заместителем по комсомолу, лучшим другом. Много лет дружили и их семьи.

— Эх, Гриша, Гриша! — со стоном произнес Павловец. — Как это все я объясню твоей жене, Ане, что скажу сыну? — И тут же, встрепенувшись, спросил: — А почему не пришел с вами Осокин?

— Николай прыгал после меня, его отнесло в сторону, — пояснил Миша.

Несколько помолчав, Павловец взял нас за руки, крепко сжав их, тепло сказал:

— Пойдете в штаб отчитаетесь за полет как полагается. Потом в столовую, хоть она и закрыта сейчас, но я распоряжусь, чтобы вас хорошенько накормили. Вон как вас перевернуло!..

В штабе мы узнали подробности действия нашей девятки по мотомеханизированным войскам противника в районе села Мужицкое. Звенья капитана Нестеренко и старшего лейтенанта Кашпурова уничтожили четыре танка и более десятка автомашин с боеприпасами и живой силой врага. Отбиваясь от «мессеров», стрелок-радист Михаил Самойлов из экипажа Кашпурова сбил один истребитель. Звено 200-го полка, ведомое лейтенантом Бабичевым, сожгло два танка, штабной автобус и несколько автомашин».

А ведь летчик Стогниев опытным был… но позарившись на более привлекательную цель, поддался древнему инстинкту охотника. Лишние 10 км, что собаке сто верст не крюк: отбомбимся, вернемся и в строй встанем… Скученно бы отбомбились всем порядком, не меньший урон врагу причинили бы, строй сохранив, и от истребителей вражьих возможно отбились. И вернулись на базу с чувством выполненного долга, правда, до следующего раза. Так нет, машину сгубил, экипажу проблем создал, и сам погиб… Вот не в укор ему, а во славу его, делаю эти горькие вывода… Иначе в тот час они не могли…


Рецензии