Дневник сумасшедшего 720

10773
S – 6.8
У – 140
В – 100
Англ. – 90
C.р.– 2
И – 6.
Прочел биографию Ницше, написанную неким г-ном Теодоро Гомесом. Великий мыслитель, как его представляет г-н. Гомес, производит впечатление жалкого, самовлюбленного, беспомощного неудачника, отягощенного грузом непосильного ему одиночества и страдающего от множества физических недугов. Этот Гомес, по всей видимости, хотел нарочно пробудить у читателя чувство жалости и даже некоторого презрения к философу, не нуждается ни в чьем сострадании. Поверхностно толкуя содержание его книг, легкомысленный биограф все время подчеркивает, как трудно было для Ницше переносить все хлопоты, связанные с выходом в свет всего, что было им написано; как болезненно он относился к недостатку внимания со стороны публики, при этом не теряя веры в свои творческие способности, переросшей позднее в манию величия. Описывая отношения с Лу Саломе г-н. Гомес изображает Ницше послушной деревянной куклой, которой коварная, умная и холодная бестия играет дергая за веревочки; очень похоже на то, что я читал об отношениях Маяковского с его Лиличкой.
Но. Как бы там ни было в действительности, на страницах своих книг – следовательно в той жизни, которую Ницше сам для себя проживал – певец Заратустры велик, могущественен, остроумен, спокоен, весел, мудр, зол… И конечно же для воспитания в себе всех тех качеств, которыми обладает «свободный ум», совершенно безразлично то посредственное представление, которое может составить себе какой-нибудь Гомес-помес о личности гения, написав про него дурную книжку. То, что книжка дурная, я определил, поставив себя на место человека, не читавшего Ницше. Такой человек, прочитав подобную биографию, хоть в ней и говорится постоянно о том, что Ницше был гений и оказал существенное влияние на весь 20-й век, вряд ли захотел бы затем самостоятельно прочесть его произведения.

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2020/02/29/851


Рецензии