Люди на бетонке. Человек живёт рядом

    На Саню Демёшина я как-то сразу обратил внимание по прибытии в полк. После окончания военного технического училища я прибыл в авиационный полк и меня разместили в офицерской гостинице, рядом с комнатой, где жил капитан Демёшин. Саня был лётчик эскадрильи легкомоторной авиации, оснащённой самолётами связи Як-12 и мы часто с ним пересекались, в гостинице, в штабе полка или на аэродроме. Их эскадрилья была рядом с нашей, вертолётной, и я часто заглядывал к ним, чтобы полюбоваться этими лёгкими и почти ажурными самолётиками.

   Нас никто не знакомил, мы просто здоровались, как соседи по гостинице, как однополчане и постепенно стали узнаваемыми друг другом до такой степени, что могли поддерживать разговор в компании сослуживцев, которые собирались по разным поводам, как это бывает в офицерских гостиницах, где живут не близкие друзья, а просто сослуживцы, которые делают разную, но в то же время одну и ту же работу.

   Капитан Демёшин отличался от остальных лётчиков второй эскадрильи тем, что у него был жёсткий план самообразования и саморазвития. Он выписывал очень много различных журналов и подписных изданий и всё это читал, изучал, всем этим интересовался, был очень эрудированным человеком. Я удивлялся, когда он всё это успевает читать, так как полётные задания шли непрерывно, да и полёты на себя были не редкостью. Но Саня говорил, что у него есть резерв, время, когда он бывает в командировках. Если распланировать хорошо время и не тратить его попусту, то можно это время с пользой потратить.

   Поскольку я к этому времени женился, то через некоторое время мне выделили квартиру в семейном ДОСе (доме офицерского состава) и ребята помогли мне туда переехать и Саня на какое-то время выпал из моего поля зрения. Теперь мы пересекались на несколько минут в штабе или на аэродроме, перебрасывались несколькими фразами и разбегались по своим делам. Правда, я часто забегал в гостиницу к своему другу по училищу, Валентину Томашенко, где встречал и  капитана Демёшина, который всегда рассказывал что-то интересное из того, что он за это время освоил. И я всегда удивлялся, как Саня выискивал всё интересное из того, что проходило мимо нас.

   Да и сама работа у Сани было интересная. Самолёт Як-12 был спроектирован ещё в 1946 году по специальному заданию Сталина, чтобы можно было приземлиться на небольшую площадку и можно было с неё взлететь.

   Мне этот самолёт был интересен ещё и тем, что ещё в школьные годы он на нас  пикировал, когда мы купались на пляже. Як-12 тогда летел со стороны Чугуевского аэродрома и, заметив людей на пляже, начал кружить над пляжем. Затем он на нас спикировал и был так низко, что я и Ваня Подопригора нырнули в воду, а когда вынырнули, то увидели, что с самолёта что-то упало. Мы подбежали к месту падения и увидели, что это картонная трубочка, такая, как чехол с термометра, но раза в два побольше. Когда мы её раскрыли, то обнаружили там лист бумаги, на котором карандашом было написано:

    — Привет отдыхающим и загорающим от незнающих отдыха.

   Сбежались любопытные, а самолёт ещё раз на бреющем прошёлся над пляжем и улетел в сторону Мохнач. Мы ещё полчаса обсуждали это событие и продолжили купание. Я рассказал об этом случае Сане и он мне показал точно такую же трубочку, которая есть на борту каждого Як-12 и называется она «пеналом» для сбрасывания какой-нибудь информации с самолёта на землю.

   Иногда мы спорили. Я готовился поступать в высшее военное учебное заведение, а капитан Демёшин меня убеждал, что надо повышать своё профессиональное мастерство, решая задачи, которые предлагаются в журнале «Авиация и космонавтика» и в других журналах. Я же был уверен, что необходимо повышать уровень своего образования. Особенно это важно для технических специалистов. Нас пытались рассудить лётчики его эскадрильи, капитан Пясецкий и замкомэск капитан Григорьев. В конце-концов капитану Григорьеву это всё надоело и он сказал:

    — Ладно, «профессора» мелкой авиации, хватит меряться эрудицией. Встретитесь лет через десять и тогда решите, кто из вас был прав. А сейчас вы ничего друг другу не докажете.

   «Резюме» капитана Григорьева через десять лет исполнилось точь-в-точь. После окончания военного ВУЗа я по служебным делам был в командировке в городе Шяуляй (бывшая Литовская ССР) и там на аэродроме встретил, уже майора, Демёшина. Александр был командиром авиационного звена управления в составе истребительной дивизии. Майор Демёшин летал на самолёте Ан-14 «Пчёлка», который был в звене управления. В звене управления были самолёты Ан-2 и Ан-14.

   Мы вспомнили наш полк, наши споры и как нас «мирил» капитан Григорьев, который оказался настоящим «нострадамусом»: каждый оказался прав по своему, каждый пошёл своим путём и этот путь оказался единственно правильным для каждого.


     Следующий рассказ читать здесь: http://proza.ru/2020/03/01/1700 


   


Рецензии