Актеру Алексею Смирнову - 100
В годы Великой Отечественной войны актёр Алексей Смирнов защищал свою Родину и был тяжело контужен. Эта контузия перечеркнула его шансы на семейное счастье.
Алексей с юных лет посещал драмкружок и, окончив театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, стал профессиональным артистом. К несчастью, в театре он успел сыграть всего одну роль. В октябре 1940 года Смирнов был призван в армию, а через несколько месяцев в Советский Союз пришла война.
В ходе войны Алексей Макарович командовал огневым взводом артиллерийской батареи, ходил в разведку, участвовал в рейдах в тылу врага, неоднократно был представлен к наградам. Смирнов получил два ордена Славы, которые выдавались исключительно за личные заслуги и проявленное в бою мужество. Вот об этом периоде в жизни Смирнова и о его ратных подвигах будет рассказано ниже.
Все дальше и дальше отдаляются от нас события Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны, и с особой остротой встаёт вопрос сохранения исторической памяти о тех грозных событиях. Современное поколение, воспитанное на образах «героических» подвигов многих голливудских киногероев таких фильмов как «Перл-Харбор» и «Враг у ворот» воспринимает поданную режиссерами кинокартину за истину и воспринимает события тех лет через призму продукции массовой культуры. Необходимо отметить, что и отечественные кинофильмы не отстают в стремлении «оболгать» историю Великой Отечественной войны и победу советского народа (это видно на примере таких кинолент последних лет, как «Штрафбат», «Последний бронепоезд», «Утомленные солнцем-2» и т.д.). Очевидно, что кинорежиссерам Голливуда и отечественным ваятелям киноиндустрии было не досуг брать консультации у профессиональных историков, исследователей-поисковиков и очевидцев тех далеких событий.
Но в рамках сегодняшней статьи я не ставлю своей основной целью ругать современный кинематограф. Расскажу о фронтовой биографии советского «Рэмбо», - скромного, талантливого и мужественного человека, - великого советского актёра Алексея Макаровича Смирнова (в т.ч. сыгравшего роль механика Макарыча, принимающего аппарат в картине Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»).
В октябре 1940 г., только что окончивший театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии Смирнов Алексей Макарович 20.02.1920 г.р. был призван в ряды РККА. Войну он начал в трагическом для всех советских граждан июне 1941-го…
В годы Великой Отечественной войны Алексей Макарович прошёл путь от рядового красноармейца до лейтенанта, командира огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознаменного минометного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознаменной ордена Ленина дивизии прорыва Резерва Главного командования.
Воевал Алексей Смирнов отважно, не жалея себя. К концу войны на его груди скромно блестели 11 боевых наград (в т.ч. – ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»). За что же они были получены? Когда читаешь строки приказов и наградных листов, - то дух захватывает от истинного примера отваги и мужества, проявленных Алексеем Смирновым на полях сражения.
Приказом № 8 от 22 июля 1943 г. сержант, химинструктор 3-й батареи Смирнов Алексей Макарович был награжден медалью «За отвагу» за то, что «в бою 14.07.43 г. за ж.д. разъезд Еленск с группой разведчиков проник в расположение врага и огнем автомата уничтожил 3-х гитлеровцев .
18.07.43 г. в бою за ст. Еленск заменил вышедшего из строя командира миномета, вел интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до 2-х взводов пехоты.»
Приказом № 015/Н от 28.04.1944 г. старший сержант Смирнов Алексей Макарович был награжден орденом Красной Звезды за личное незаурядное мужество и грамотное руководство подчиненными в бою. Так, в марте 1944 г. взвод под его командованием прорвал немецкую оборону в районе с. Онацковцы (Украина). В ходе боя были уничтожены минометная батарея противника, станковый пулемет и до 30 солдат противника. Отбив село взвод продолжил наступление и через пять дней участвовал во взятии г. Староконстантинов. При взятии данного города старший сержант Смирнов со своим взводом уничтожил два станковых пулемета, 75-мм орудие и до 35 солдат противника. На тот момент самому Алексею Макаровичу исполнилось всего лишь 24 года…
Приказом от 16.06.1944 г. № 019/Н командир огневого взвода 2-й батареи 169-го минометного Краснознаменного полка 7-й минометной Проскуровской Краснознаменной бригады старший сержант Смирнов Алексей Макарович был награжден медалью «За боевые заслуги». К сожалению, среди архивных источников и воспоминаний современников нет сведений о причинах награждения данной наградой Смирнова Алексея Макаровича. Сам же Алексей Смирнов в силу трагичности тех событий и собственной скромности не любил говорить о войне. Однако, согласно статуту в 1944 г. данная награда вручалась в т.ч. за «1) инициативность, смелость в боевых действиях, благодаря которым конкретное воинское подразделение получило возможность решить возложенные на него боевые задачи; 2) отвагу, продемонстрированную при защите рубежей государства; 3) за отличную боевую подготовку, освоение новой современной военной техники, поддержание хорошей боеготовности воинских подразделений и иные достижения, продемонстрированные военнослужащим за период прохождения им действительной службы…».
Приказом от 15.09.1944 г. Смирнов Алексей Михайлович был удостоен одной из высших солдатских наград – ордена Славы III степени за совершение следующего подвига: 20 июля 1944 г. взвод старшего сержанта Алексея Макаровича Смирнова оборонял стратегически важную высоту. Противник направил в атаку против советских бойцов до 40 своих солдат. Чтобы воодушевить своих подчиненных, Алексей Смирнов первым поднялся в атаку и своим примером повел взвод в контратаку на противника. Атака была отбита. Противник в том бою потерял убитыми до 17 своих солдат и пленными (их взял в плен лично Алексей Макарович) – 7 человек. Позже Алексей Смирнов вместе с тремя однополчанами производили разведку местности, выбирая новые огневые позиции. В этот момент они столкнулись с группой немцев, численностью до 16 человек. В произошедшем боестолкновении 9 солдат противника были уничтожены, а еще 5 – взяты в плен.
Орден Славы II степени Алексей Макарович Смирнов заслужил в январе 1945 г. за участие в боевых действиях в ходе Висло-Одерской операции. В районе дер. Посташевице взвод Смирнова вел крайне тяжелые бои. Во время передвижения на новую огневую позицию взвод попал в засаду. Однако Смирнов не растерялся и, вместе с группой красноармейцев атаковал неприятеля, уничтожив лично троих солдат противника и взяв в плен еще двоих. Через несколько дней спустя взвод получил приказ форсировать р. Одер. Боевой расчет во главе с Алексеем Макаровичем на себе переправил миномет на плацдарм на левом берегу реки Удерживая новую позицию, минометчики уничтожили две пулеметные точки и до 20 солдат противника. В результате этого подвига советских бойцов 36-й гвардейский стрелковый полк смог удержать плацдарм у дер. Эйхенрид.
У войны – свои суровые законы. И долго «везти» Алексею Макаровичу не могло. Немного не дойдя до г. Берлина, в одном из боев он получил тяжелую контузию, попал в госпиталь и, после лечения, – был комиссован (позже из-за контузии он так и не сумеет создать семью, и будет часто болеть). Война для него закончилась.
Еще одним подвигом Алексея Макаровича Смирнова стал его моральный подвиг. Все то, что он видел на войне, не ожесточило его сердце, не привело к бесчеловечным поступкам: он, как истинный офицер – помнил о своем долге перед солдатами и, поэтому всегда старался беречь их жизни. Он продолжал оставаться человеком. Об этом, в частности говорит то, что он проявлял заботу и о духовном развитии бойцов-красноармейцев. Ведь мало кто знает, что Алексей Смирнов, несмотря на всю тяжесть боёв, стремился развивать в своем подразделении художественную самодеятельность и даже сумел организовать течение мая-июля 1944 г. 10 концертов для личного состава полка, в котором служил. Вот такой он, - русский супергерой, «Рэмбо»…
После войны
Вернувшись в Ленинград, Алексей снова устроился в труппу Театра музыкальной комедии. Из-за последствий контузии он потерял способность иметь детей, а потому сказал возлюбленной, дождавшейся его с фронта, что они не могут быть вместе. Об истинных причинах такого решения она узнала лишь спустя много лет. Самым близким человеком для Алексея оставалась его мать, с которой он ютился в коммуналке всю жизнь: ленинградские власти так и не выделили актёру и фронтовику отдельную квартиру.
После войны Смирнов жил небогато, из-за простодушной внешности и солидной комплекции ему в основном доверяли играть простачков и увальней. Перемены к лучшему начались в 1957 году, когда Алексею довелось сыграть крохотную роль матроса в военной драме «Балтийская слава». После этого Смирнова пригласили в картину «Кочубей», где он воплотил на экране буржуя.
Актёра с колоритной внешностью заметили и стали приглашать в комедийные фильмы. Наши читатели могут помнить его как матроса Кныша из «Полосатого рейса» и Билли Дрисколла из «Вождя краснокожих», где он сыграл в паре с Георгием Вициным. Алексей Макарович также согласился на роль фашиста в фильме «Роман и Франческа», который снимался на украинской киностудии имени Довженко, поскольку хотел своими глазами увидеть отстроенный после войны Киев. Всесоюзную известность Смирнов обрёл, сыграв тунеядца Федю в культовой комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Однако слава скорее тяготила скромного актёра.
— Звёздного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему своё почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался… — вспоминал режиссёр Игорь Вознесенский. — Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким.
Личная жизнь
Алексей Макарович пробовал знакомиться с женщинами, но не преуспевал в этом деле, поскольку сильно стеснялся своей внешности и комплексовал из-за неспособности иметь детей. Семью он так и не завёл, однако маленьких сорванцов очень любил и, по воспоминаниям актёра Виктора Косых, даже наловчился мастерить для них деревянные игрушки, которые относил в дом для детей-инвалидов. Смирнов пытался усыновить мальчика из этого интерната, но не получил на это разрешение властей.
В семидесятые годы у матери актёра начала развиваться деменция и она перестала узнавать сына. Алексей был вынужден отдать пожилую женщину в дом престарелых, поскольку без присмотра она могла навредить себе, а он нечасто появлялся дома из-за плотного графика работы.
Смирнов боролся с одиночеством с помощью разного рода хобби, например, коллекционировал засушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся. Кроме того, Алексей собрал дома внушительную библиотеку, много читал и был весьма эрудированным человеком.
— Однажды на съёмках «Айболита-66» он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии, — рассказывал актёр Илья Рутберг. — Мы сидели ночью на берегу моря у костерка, и Лёша читал и читал стихи. В такие минуты он был открыт как никогда.
Смирнов и Быков
Несмотря на множество успешных комедийных ролей, Смирнов считал себя скорее драматическим актёром, но раскрыть его в этом качестве смог только Леонид Быков, пригласивший Алексея сыграть механика Макарыча в военной драме «В бой идут одни „старики"». До этого Быков уже снимал Смирнова в комедии «Зайчик» и приключенческой ленте «Разведчики», так что он знал, на что способен Алексей, и хотел видеть только его в своём новом фильме.
Смирнов, сам прошедший через войну и прекрасно знавший, как живут солдаты, блестяще справился с ролью, создав на экране яркого, убедительного и запоминающегося персонажа. Эта роль далась актёру нелегко, ведь он пропустил переживания героя через себя. Его коллега Владимир Талашко рассказывал, как в один из первых съёмочных дней, во время репетиции сцены у могилы из финала фильма, Алексей Макарович схватился за сердце, и его пришлось увозить на «скорой».
— Второй раз так не смогу, просто умру, — сказал Смирнов, вернувшись на съёмки через несколько дней, и Быков, понимая, что тот не шутит, включил в финальный монтаж кадры из первого дубля.
Советские зрители с восторгом приняли картину о храбрых лётчиках из «поющей эскадрильи», а Алексей Макарович был крайне благодарен Быкову, который помог ему показать всей стране подлинную глубину своего таланта, и лишь сокрушался, что поздно нашёл «своего режиссёра». И всё же от съёмок в следующей военной ленте Леонида Фёдоровича, фильме «Аты-баты, шли солдаты», Смирнов отказался из-за проблем со здоровьем.
Последние годы
Снимаясь в кино, Алексей Макарович не жалел себя и никогда не требовал дублёров. Он с готовностью сигал в ледяную воду, прыгал с высоты или, запнувшись, смачно шлёпался на твёрдый пол ради эффектного или забавного кадра. В семидесятые годы подобное отношение к организму, наложившись на полученные в ходе войны травмы и последствия контузии, стало давать о себе знать. У актёра начались проблемы с сердцем, возникла одышка. Некоторые источники также указывают, что после того, как его мать перестала узнавать Алексея, Смирнов начал злоупотреблять алкоголем.
В апреле 1979 года, узнав о смерти Леонида Быкова, который погиб в автокатастрофе, Алексей Макарович ушёл в запой и в конечном итоге оказался в больнице. 7 мая того же года его собирались выписывать, и актёр в качестве благодарности накрыл «поляну» для медперсонала. В ходе застолья кто-то вспомнил про фильм «В бой идут одни „старики"», тем самым напомнив Смирнову о смерти друга. По свидетельству лечащего врача актёра, Алексей втайне ото всех умыкнул с праздничного стола бутылку коньяка, которая и привела к его смерти от разрыва сердца
Память об актёре и по сей день продолжает жить в сердцах нескольких поколений зрителей. В 2011 году в Харькове был открыт памятник Алексею Смирнову в образе механика Макарыча, а в 2018 году аналогичный памятник появился и в Ярославле.
Необходимо отметить, что сам Алексей Макарович Смирнов был достаточно скромным и стеснительным в жизни человеком. Он, в отличие от многих других не мог просить «блата» и помощи в получении отдельной квартиры, ютясь с больной матерью в ленинградской коммуналке, не мог и позже просить о дорогостоящих лекарствах, умирая в одной из больниц от последствий сердечного приступа… Кстати, - свои боевые награды он никогда почти не надевал и не носил. В отличие от государства, общество признало заслуги Алексея Смирнова. Он навсегда останется в народной памяти как талантливый актер и удивительный, добрый человек.
И последнее… Смотря на сегодняшнее поколение молодежи, невольно задаешься вопросом, - а смогли бы они сейчас же вот так, как Алексей Смирнов, отдать себя всего без остатка, спасая свою великую Родину? Вопрос остается без ответа…
Свидетельство о публикации №220022801200