Сдельщица

 Пожилые люди часто разговаривают  с незнакомыми людьми. Вот крепенькая старушка подошла к лавочке, остановилась, заглянула мне в глаза.
- Присяду, пожалуй. Устала немного. Видеть еще что-то последнее время хуже стала. Всю жизнь я сдельщицей проработала. Машина часто ломалась. Бывает, весь день простоит, починить не могут.  Резальщицей я в типографии проработала.  Как в тридцать девятом пришла, так и до самой пенсии. Но потолок заработала — сто тридцать два рубля выработала, по высшему разряду.
А  война началась — со смены прямо и увезли в Свердловск, две недели возили, пока привезли. В чем были и уехали. Начальники хорошо устроились, а нас куда не отправят — все занято. На улице Радищева нашли старую землянку, двух бревен нет, остальные гнилые. Печку топим, а закрыть нельзя - угорим. Ночь не спим, караулим по очереди. Часы настенные не ходят от черного дыма. В соседнем доме окно не запотевает, бегаем, на часы смотрим, да караулим, как свет у них загорится. До типографии далеко, пешком добираемся, а проспать или опоздать - нельзя никак.  На собрании высказала, что бросили нас, пятерых сдельщиц, наши начальники, предали нас. Еле меня мастер цеха отстояла!
На улице страшно было. Отовсюду кричат:"Помогите, помогите!" Как поможешь? Вышла я на улицу как-то, деньги общественные несу. Напротив канава была, тропинка узкая и никого. Иду, навстречу два бугая. Один за руку схватил и нож ко лбу мне приставил. Другой говорит:
- Сколько денег дашь — столько еще и проживешь.
- Да на мне лишь пальто хилое, на что оно Вам! А деньги — вся наша зарплата за месяц, пожалейте, сдельщицы мы...
- Бога моли, сдельщица, его воля!
Домой бежала,  подошва отвалилась в одном сапоге, так зиму и привязывала бумагу... По двадцать рубликов каждой потом отрабатывала. Сдельщицей работала, а машины все время ломались...
Через три года назад вернулись — поселили нас на Обводном. Вещей наших, квартир - нет. Снова сдельщицей работала, а машины все время ломались.
Так я ничего — все по дому делаю, в магазин хожу сама. Дочка далеко живет, самой скоро на пенсию. Сынок и сорока лет не прожил — лечили от пневмонии, а у него эта, страшная болезнь оказалась. Мужа тоже давно схоронила.  Мне-то вот на днях девяносто три исполнится. Так я же всю жизнь сдельщицей проработала, а машины часто ломались - весь день, бывало, простоишь. Только  что-то видеть я хуже стала, беда какая!..  Пойду, пока светло еще.
И старушка бодренько засеменила в сторону дома, прижимая покрепче к себе маленькую хозяйственную сумочку.
(2014 г.)


Рецензии
Добрый день, Лидия! Пробили вы меня до самого сердца этой, на первый взгляд, простой историей о жизни обычной сдельщицы, русской женщины, пережившей все ужасы войны и послевоенного времени, но не сломавшейся, не упавшей духом. Тяжело жил наш простой народ, да и сейчас не легче живет:(
Спасибо вам за душевную историю, с теплом, Галина

Галина Балабанова   08.04.2021 15:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Перечитала сама и вдруг подумала, а знают ли современные молодые люди, что такое сдельщица?! что значило быть сдельщицей в военное время?! что такое резальщица в типографском деле и так далее, в миниатюре много слов и понятий, которые уходят в прошлое безвозвратно. А надо, чтобы и знали, и помнили!
Кстати, еще этим летом видела свою старушку - жива!!! не зря, значит, целых восемьдесят рубликов отрабатывала сдельно - прожила сполна обещанные ей годы.(только она меня уже не узнала...)

Лидия Шатилова   10.04.2021 01:32   Заявить о нарушении
Доброе утро, Лидия! Вот это судьба, так судьба у старушки! Правду говорят,что пути господни неисповедимы... Жизнь как свечка, одному длинная, другому короткаяот рождения уготована.
Хороших вам выходных, с теплом, Галина

Галина Балабанова   10.04.2021 07:57   Заявить о нарушении
Наверное, Галина, и мне эта встреча была послана свыше. Много людей мне рассказывали свои истории, и очень не простые, но не все они просятся быть рассказанными широкой аудитории и оставленными в истории.
И вам хороших выходных, до встречи! Лидия

Лидия Шатилова   10.04.2021 17:33   Заявить о нарушении
Грустно и светло на душе от встречи с такой трудягой- сдельщицей.
Деревня тоже жила трудно, в каторжном труде, такой была деревня моего военного и послевоенного времени .Спаси, Создатель, нас от войн и революций.
Доброго здоровья и творчества.
С уважением,

Зоя Кудрявцева   02.12.2021 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.