Ну здравствуй, брат! Глава 6

   Николай, как и другие заключенные, не понимал, куда они перемещаются в этот раз. Вагоны остановились, была дана команда на выгрузку. Мельком глаза увидел вывеску на станции - "GROSS ROSEN". Как оказалось, в этот раз он попал в одноименный концентрационный лагерь в Южной Силезии. Выбор расположения лагеря был обусловлен расположенным неподалеку месторождением гранита. Здесь немецкие корпорации, и в частности концерн DEST получали бесплатную рабочую силу для своего производства. Отсюда отправляли обессиленных заключенных для ликвидации в Дахау. Как правило, заключенные, задействованные в карьере, не жили дольше 5 недель.

   Утро было холодным, стоял почти сплошной туман, через который просматривались силуэты бараков. Всех остановили на площади и приказали раздеться догола. Одежду велено было сложить в кучи. Затем через два ряда колючей проволоки загнали в баню. В бане было приказано сбрить всю растительность, за исключением головы, сухой бритвой, отчего у всех появились кровавые ссадины. На голове пробривали полоску шириной в два пальца. После бритья запускали в баню.
   - Вот холодина-то, может хоть в баньке отогреемся, - тихонько произнес невысокий темноволосый заключенный рядом с Николаем, за что сразу получил удар прикладом автомата.
   - Schnell, schnell! - конвоиры подгоняли пленных внутрь. В душе пустили сначала ледяную воду, потом кипяток. Слышались крики ужаса. Наконец прозвучала команда на выход. В предбаннике, где проходило бритье, новая процедура - большой кистью, обмакнутой в ведро с какой-то вонючей жидкостью, у заключенных смазывали побритые места. Боль от ожогов, побоев и этой мази была просто невыносимой.

   Прежде, чем одеться, приказали сдать личные вещи. Николай, как и еще некоторые заключенные, пытался сохранить фото жены и детей, за что был жестоко избит. Наконец принесли лагерную одежду и приказали одеться. Это был гражданский костюм, вполне приличный, но со странностями. Красной масляной краской на брюках были сделан "генеральские" лампасы шириной в два пальца, на спине - во всю длину, на руках - поперечные полосы, на кепке - крест. Обувь - брезентовые ботинки на деревянных подошвах. После одевания был произведен осмотр с записью особых примет.

   Затем началась "физзарядка". Отдавались команды: "бегом", "ложись", "встать", "бегом", "ложись", "встать", "кругом", "ложись", "встать", "бегом"..., "ложись"..., и так в течение 2-х часов. Малейшие неточности исполнения команды наказывались жестокими избиениями резиновыми дубинками. По окончании "физзарядки" разнесли пятидесятилитровые бачки с супом по баракам. Обедом в этот день новичков не кормили. Они имели возможность ознакомиться с лагерем.

   Лагерь "Гросс Розен" был обнесен несколькими рядами колючей проволоки, по которой пропущен ток высокого напряжения. По углам лагеря возвышались сторожевые вышки с пулеметами и прожекторами. В концлагере на тот момент было пять тысяч заключенных: русских, поляков и немцев - уголовников. Почти все должности блоковых или капо занимали немцы - уголовники.

   Отличительными знаками служили нашивки на груди. Так, у русских - красный треугольник с буквой "R", у поляков - такой же треугольник с буквой "P". У немцев - уголовников - зеленый треугольник. Кроме того, каждый заключенный имел присвоенный ему номер, который был вышит на груди под треугольником.

 Размещались в громадных бараках - блоках по национальности. В каждом блоке, кроме блокового, имелся капо - старшина на работах, и немец - эсесовец, носящий звание "блокфюрер". Блок имел комнату для сна и столовую. В спальне стояли трехярусные одиночные койки. Посреди лагеря имелся водоем, примерно сто пятьдесят квадратных метров. В лагере были лазарет и крематорий. Для казни применялось средневековое сооружение: два вкопанных в землю столба с положенной на них перекладиной, через кольцо на перекладине пропущена цепь с громадным колуном на конце. Жертву ставили между столбами, опускали цепь и колуном раскалывали голову.

   Казалось, Николай видел уже все ужасы фашистских лагерей, но каждый из новых поражал какой-то очередной новой жестокостью. За все время, проведенное в плену, самыми спокойными часами было время после отбоя, утром никто не мог рассчитывать, что будет завтра жив. Так, в течение октября 1941 года в лагерь Гросс Розен" доставлены и расстреляны эсесовцами 3000 советских военнопленных.






   В повести использованы воспоминания узников лагеря "Гросс Розен".


Рецензии
Здравствуйте, Юрий! Глава написана почти документально - по воспоминаниям узников концлагеря в Силезии За месяц умирали 3000 пленных... 100 человек - в день!..
Это истинное чудо, что кто-то сумел выжить в таких страшных условиях - велика человеческая стойкость и выживаемость!
Особенно страшно бесчеловечной показалась КАЗНЬ. Спасибо за книгу, Юрий!
С уважением,

Элла Лякишева   07.08.2020 19:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла Евгеньевна. Мне очень приятно Ваше внимание к повести. История очень жесткая, порой жестокая, порой трагическая. Я, думая над сюжетом, столкнулся с ситуацией, когда более полное раскрытие ужасов концлагерей делало повесть совсем уж тяжелой для восприятия. Но, увы, это была страшная реальность. Такое нельзя придумать, только по документам. Спасибо за Ваше прочтение. С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   14.08.2020 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.