Memento mori

Роль искусства заключается не только в том, чтобы изображать прекрасное, но также и напоминать об ужасном. Ведь поскольку живопись, театр, музыка отражают жизнь, постольку они должны напоминать человеку, часто мнящему себя вечно молодым, - о тяготах жизни и о неизбежности смертной судьбы. То есть, держать его в аллертном состоянии психического баланса.

И здесь, на темной стороне, свое слово должен сказать талант, который сумеет увидеть и сохранить свет в беспросветной тьме. Или, наоборот, в райской идиллии усмотреть нечто, о чем греки говорили "memento mori".

Ставрогин в "Бесах" Достоевского говорит об этом так:

"В Дрездене, в галерее существует картина Клода Лоррена... Асис и Галатея. Я же называл ее всегда "Золотым веком"... Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как какая-то боль.

Это уголок греческого архипелага. Голубые ласковые волны, острова и скалы, цветущее побережье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце - словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество. Здесь первые сцены из мифологии - его земной рай.

Тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные. Рощи наполнялись их веселыми песнями. Великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость. ... Чудный сон, высокое заблуждение!  Мечта, самая невероятная из всех.., для которой [человечество] всем жертвовало, для которой умирали на крестах и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и даже умереть...

И море, и косые лучи заходящего солнца - все это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, в первый раз в жизни омоченные слезами... И вдруг мне  представился КРОШЕЧНЫЙ КРАСНЕНЬКИЙ ПАУЧОК. Мне сразу припомнился он на листке герани, когда все также лились косые лучи заходящего солнца. Что-то как будто вонзилось в меня... Вот как все это тогда случилось".

У Достоевского напоминанием о страдании был "паучок", у Дали "кузнечики и муравьи", у Горького - картины ада Босха. У кого-то это - старая мелодия или случайный аромат. У меня - закат солнца. 

Сущность таланта, как мне кажется, и заключается в том, что он, показывая квинтэссенцию жизни, умеет сохранить равновесие, не впасть в окончательный пессимизм или маразм и не укатиться в детскую дурашливость.


Рецензии