Глава 5. Житье в Чечуйске было не сахар

На фото - маленькие дети автора мемуаров - старший Саша и младшая Таня в Тулуне
______________________________________

Автодорога, на строительство которой был направлен мой муж, начиналась в с.Чечуйском (у Шишкова Почуйское) на реке Лене и заканчивалась в поселке Подволошино, на реке Тунгуске. Река Тунгуска в этом месте не судоходная. Поэтому все грузы для жителей этих мест доставлялись по реке Лене в летнее время. Потом волоком их перевозили на лошадях и оленях. Может быть отсюда и название поселка – Подволошино. Срочно нужна была автодорога. Совсем небольшая, километров 40. Но она была очень необходима. Приехали Тулунские строители, и работа закипела. Но на половине дороги была обнаружена яма, которую местные жители называли дурной. Говорят старики, что здесь когда-то упал метеорит или обломок от него. Ясно, что это не Тунгусский метеорит. Яма-то диаметром всего 8-10 метров, но сколько не пытались ее засыпать, ничего не получалось Самосвалы земли и камней уходили, а яма не уменьшалась. Требовалось перепроектирование. Николай улетел в Иркутск, где пробыл несколько месяцев. На строительстве главным инженером был замечательный человек Шагаров Иван Александрович. Он раньше работал в Москве, но потом был вынужден уехать в такое захолустье, каким был Тулун. Кажется, на стройке в Москве произошла какая-то авария, за которую он понес наказание. А строитель он был от Бога. И вот, когда Николай уехал, Иван Александрович начал нажимать на меня: молодая спортивная девица сидит дома, варит мужу борщи, разве это дело.

На север от Чечуйска по реке Нижняя Тунгуска расположен районный центр Ербогачен. Вот туда-то я и полетела на маленьком самолетике в народе называемом кукурузником. Разыскала РайОНО и не очень охотно пошла узнавать о работе. А встретили меня там приветливо. И проинформировали обо всех вакантных преподавательских местах. Их оказалось очень и очень много. И в самом Ербогачене, и в ближайшем от Подволошино поселке Нерпа. Там была семилетка с интернатом. Мне предложили место завуча

или преподавателя русского языка и литературы. Первое, что я стала узнавать – как добраться оттуда до Чечуйска. Это было первое и последнее в нашем собеседовании. Расстояние до Чечуйска примерно 200 км. Летом можно добраться по воде. Вверх по течению до Подволошино. А зимой проще – приписываться к почте и ехать на оленях. Правда почта ходит не каждый день. Меня начали уговаривать, обещали предоставить жилье. Но я вежливо распростилась и поспешила на кукурузник, который тоже летал не каждый день, а благие намерения и диплом спрятала про запас. На длительное хранение.

Иван Александрович узнал о моей поездке в Ербогачен в районо. Что свет клином сошелся на преподавательской работе? И вот всего за месяц он научил меня делать геодезические съемки нивелиром и теодолитом. Поставил ко мне реечником молодого проворного парня, который не только свою рейку, но и мой нивелир таскал.

Вот наконец утвердили новый проект. И Баев возвратился домой. Но как всегда он поехал не домой, а прямо на трассу, в кабине самосвала. Вылез из машины и что увидел? Увидел меня в спецовке и с нивелиром в руках. О том, что было потом, лучше не вспоминать. Начал кричать на Шагарова, упрекать его в том, что он допустил к ответственной работе профана. Но Иван Александрович предложил ему проверить правильность разбивки. А я? Я торжествовала. Ведь все результаты подтвердили мою компетентность! Меня даже оформили на работу в ДСУ-3 геодезистом.

Понятно, что наше житье в Чечуйске было не сахар. А тут ещё моя беременность. И по Сашке – моему сыну- я очень скучала. А Николай решил сразу: поедешь в Тулун рожать. Мне будет спокойнее и условия не те, что здесь. Отправил меня самолетом. И вот я опять дома. В нашем большом доме, мама и отец рядом, бабушка и, конечно старший сын Сашка.


Рецензии