Технарь, конструктор, человек. ч. 27 Back in USSR3

Байка «Мусорная»:
  Сейчас взялись за мусор... Рассказывают, что если пустые стеклянные и пластиковые бутылки будут принимать за деньги, то все пенсионеры бросятся их сдавать?!  У нас в далеком 1970 г. была, так называемая, холодная комната (с отдельным выходом на лестницу).
  В магазинах полки стояли полупустые, поэтому все делали на зиму консервированные заготовки (огурцы, помидоры, кабачковую икру, салаты, капусту квасили). И к весне в холодной комнате скапливалось энное количество пустой тары. Студентам всегда не хватало на пиво, сигареты и вино, и мы втихаря отправлялись туда за тарой. Самая выгодная тара была — банка трехлитровая. Кажется, принимали её по 30 коп. при цене пачки сигарет 14 коп. и вина за 1 р. 05 коп.
  Многие сдавали макулатуру в обмен на книги или другие товары, прямо в пункте приема. Благо макулатуры было много - открытки, газеты, старые книги. Да, ещё старьёвщики ездили на подводах по городу и скупали всякий хлам.
 Куда это все подевалось? То есть, люди сдавали мусор и получали за него деньги! А сейчас отдают бесплатно, да ещё и платят за то, чтобы его увезли!

Правда «Фрукт»:
  В нашей Вологодской области из заморских фруктов появлялись только мандарины с апельсинами, и то перед Новым годом. На рынке можно было в сезон "гранат" купить. Это я про 1960-1970 годы. За бананами очереди в Москве отстаивали, где то с 1980г., покупали зелеными и не знали, что они должны вызреть... и пожелтеть.
  В эпоху капиталистического рынка в торговых ларьках стали появляться всякие экзотические фрукты. Увидев авокадо, решили надо обязательно попробовать, купили два, благо цена 120 р. При расчете в куче с другими овощами чек выдали подозрительно высокий! Цена авокадо оказалась за штуку, а не за килограмм, как указано на других ценниках.
  Вот вкус не впечатлил... может, рецепт какой не знаем?

Сказка «Нофелет»:
  Сейчас, как говорят, самый бедный бомж или уборщица с телефоном. А были времена, когда установка стационарного телефона была многим недоступна. Номеров на город мало, очередь, а где очередь, там и блат или кумовство, если хотите. На всю центральную улицу Ленина был один таксофон, он стоял на углу Ленина и Лермонтова.
  Чтобы позвонить, надо было опустить две копейки, или пятнадцать одной монеткой, если очень нужно, а двушек нет. Я первый раз, ещё дошкольником, стал звонить маме не работу, испугался голоса в трубке и убежал домой, не переговорив.
  А ещё можно было бесплатно позвонить, если сильно ударить по таксофону, когда поднимешь трубку с рычага. Если таксофон (их называли телефон-автомат) закреплен не очень, то монетоприемный рычажок качнется и замкнет контакт, подтверждая оплату. Кстати, так же и газировку в автоматах пили бесплатно, что было увековечено в "Ну, Погоди!"
  Когда в 1997 г. в первый раз приехали в Финляндию, там уже все по улице ходили и, как нам казалось, сами с собой разговаривали. Мы смотрели на них как на сумасшедших, пока не сообразили, что это они по телефонам общаются, c помощью "Bluetooth" и "Hand fry".

Байка «Архиватор»:
  В эпоху первых компьютеров 286Е верхом совершенства был "Norton Comander", дискеты и маленький жесткий диск. В основном, печатали документы, договора и в конце концов места на диске оставалось критически мало.
  На частной фирме был один такой единственный компьютер, на нем играли в "Тетрис" и печатали договора. Однажды он предупредил, что место на диске недостаточно и надо выполнить архивацию, которую мы вместе с директором запустили, часов в 5 вечера.
  К одиннадцати ночи, компьютер продолжал и продолжал что-то архивировать, мы уже были в шоке, так как программа архивации была нам плохо знакома, и как её остановить, чтобы не потерять все договора, мы не знали. В час ночи решили действовать методом "экспериментального тыка", по клавиатуре перебирая различные комбинации клавиш... В конце концов, что-то сработало и позволило выключить аппарат.
  На следующий день обнаружили, что потерь нет, и стали тупо освобождать место на диске, удаляя все ненужные файлы и программы.

Правда «Радио»:
  Китай рулит, почти всё можно найти в продаже радиолюбителям, хоть и не всегда нужного качества. В далеком 60-м году паренек лет одиннадцати собирал радиоприемник на макетной плате, а в это время к его бабушке пришла выпускница за советом вместе со своим будущим мужем.
  Женские разговоры не всегда нам интересны, жених подсел поближе к схеме и попросил дать ему тестер. Приемник ну никак не хотел работать, вроде и собран как надо. Часть радио деталей была б/у, подобранных на дворовых свалках.
  И тут свершилось чудо, динамик затрещал и переменный конденсатор поймал первую станцию! Была ошибка в пайке, не к той точке один провод припаялся. Перед уходом жених сказал, мы ещё подойдем, в следующий раз.
  Следующий раз был прощальный, пришли они поблагодарить педагога. Жених достал картонную коробку со словами: "Женюсь, мне теперь не надо!". А там... была мечта начинающего радиолюбителя - полная коробка радиодеталей!
  Ну и в тему про "радио", родственник один работал мастером, проверял радиоточки на крышах домов. Всю жизнь на свежем воздухе.
  Подошла пенсия, вышел, "попенсионил" немного и решил устроиться на подработку. Предложили ему по знакомству в вытрезвитель, что-то там связанное с радиотехникой.
  Как он рассказывал, пришел на работу, за ним закрыли трое железных дверей с решетками и замками, и посадили в комнатушку, чуть - чуть побольше собачьей конуры, без окон.
Подработка закончилась первым днем... Не выдержал он каземата, всю жизнь на свежем воздухе, а тут?

Байка «Баку»:
  Многие не знают про институтское распределение на дальнейшую работу. Учились в СССР бесплатно, все, кто уже работал, на вечернем или заочном отделениях, распределение их не касалось, разве что в повышении по службе, разряд или должность повыше.
  На очных отделениях институтов был конкурс. Выводился средний балл за учебу и, в порядке здравой конкуренции, нужно было выбирать себе будущее место работы.
  Студенту — пятикурснику досталось третье место для выбора. Первое, по престижности, было на только что построившийся в Вологде Государственный подшипниковый завод, второе - город Киев на тракторный завод, третье - город Баку, с комнатой 10 кв.м. и видом на море! Но в институт поступали заявки и из местных предприятий и НИИ. Выбор пал на НИИ оптического приборостроения.
  Срок отработки не менее трех лет. Распределение было и при окончании других институтов. Из медицинских училищ и из пединститута попадали в сельские поселения, где был дефицит медработников и учителей. Там было лучше с проживанием - село жильё выделяло.
  Молодой, как тогда называли "специалист", долго сомневался, может, Баку лучше было выбрать?
  После распада Советского Союза и всех случившихся беспорядков в союзных республиках все сомнения пропали!

Сказка «Кооператив»:
  В 90-е годы все Советские юмористы разом остались без работы, стало все можно и поэтому неинтересно.
  Технари бросились в кооперативы, чтобы заработать, да не тут то было.
  Директор один дурачил работников, мол, средств лишних нету. И вот пришел один технарь к нему домой вопросы решать, а в это время пацан директора в антресоль за чем-то полез, а оттуда ворохом деньги посыпались...Уже не влезали!

Правда «Портсигар»:
  Это сейчас кредитные карты, банковские переводы, а вот были времена, когда за зарплатой для кооператива ходили в банк, как говорят "пешком", с пакетом или с дипломатом.
  Такой алюминиевый чемоданчик, черного цвета, назывался "дипломат". Мечта каждого студента. Первые — были  кожаные, мой был коричневого цвета.
  Потом его сменил черный из алюминия, не так чтобы и легкий, если протаскать его целый день, да ещё не пустой.
  Затарившись в банке деньгами, тогда еще были трешки, пятерки, десятки, под самую завязку, мы с коллегой вдвоем направились из центра города на завод "Северный Коммунар", в одном из цехов которого работал наш кооператив.
  На общегородском автобусе, в толпе других пассажиров, не подозревавших о том, что у нас в дипломате и авоське. Из оружия, на случай нападения, у нас был только серебряный портсигар с паровозом.
  Кстати во время драки, если положить портсигар в ладонь, удар получится значительно сильнее и пальцы не пострадают...

Сказка «Секс»:
  «В СССР секса нет!» — помните знаменитую фразу?
  У нас была знакомая семейная пара — он венеролог, работал в кожвендиспансере, она — гинеколог в родильном доме.
  Однажды мы пошли с ними на концерт в ДК железнодорожников (КОР).
  Оглядывая рассаживавшуюся публику, он стал рассказывать мне, что больше трети разодетых жителей нашего города на этом концерте, бывшие или настоящие его пациенты. Причем я заметил, что к этой части относились весьма привлекательные особы.
  «А вон та, в третьем ряду слева, - головой показал он, - Эта вообще шедевр!».
  Дело в том, что лечение от венерической болезни в СССР, врач мог назначить, только после письменной выдачи ему контактов зараженного.
  Она ему сказала: «Самый первый зараженный был откуда? Вот и у меня, ветром надуло!».
  На второй день она сломалась и призналась, так как показания могли стать несовместимыми с жизнью.
  Эта пара  в конце концов распалась, и через два месяца после их развода, встретил я, некогда располневшую, его бывшую жену. Она была стройная как Дюймовочка! Сказала: «Снова влюбилась! Двадцать килограмм сбросила!». А вы говорите секса не было!!!...

Байка «Корона-триппер»:
  В СССР самой противной детской болезнью мог быть "триппер".
  Не дай бог его подхватить. Для начала лечения доктор требовал:
  - указать контакты;
  - указать время;
  - указать место.
  С короной все наоборот:
  - подхватывая вирус, контакт с переносчиком, как правило, неизвестен;
  - время можно определить только по косвенным признакам 3-10 дней с начала недомогания;
  - место, ну если не дома и не в больнице или поликлинике, тоже определить трудно.
  Вывод - в  СССР вас бы лечить от короны вообще не стали, а тупо загнали бы в лепрозорий.


Рецензии