2. 3. 1. Верификация и фальсификация в Великой
Об авторе
Андрей Витальевич Миронов кандидат философских наук, доцент Кафедры философии естественных факультетов Философского факульет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Сфера интересов: социальная философия науки, техники и технологий; этические проблемы техники и технологий (техноэтика); эволюция технократизма; философия архитектуры, философия почвоведения.
Результаты исследований отражены в ряде журнальных публикаций и монографиях:
1. Миронов А.В. Введение в историю науки: математика, физика, химия, биология, геология: учебно-методическое пособие по курсу «Концепции современного естествознания». – М.: Институт открытого бизнес-образования. Научные труды, 2002 г. – 5,5. п.л.
2. Миронов А.В. Концепции современного естествознания: математика, физика, астрономия, химия, науки о Земле, биология, человек, синергетика (учебное пособие для юридических вузов). М.: Институт государства и права Российской академии наук, Академический правовой университет, 2003. – 13 п.л. ISBN 5-94073-050-7.
3. Миронов А.В. Технократизм – вектор развития глобализации. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 131 с. – 8,3 п.л.
4. Миронов А.В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 292 с. – 11,8 п.л. ISBN 978-5-317-03961-5.
5. Миронов А.В. Философия социо(техно)–природной системы: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 192 с. – 8,5 п.л. ISBN 978-5-317-04350-6 (Есть свободно распространяемая электронная версия).
6.Миронов А.В. Философия науки, техники и технологий: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 272 с.ISBN 978-5-317-04749-8 (Есть свободно распространяемая электронная версия).
7. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.1 - М.: МАКС Пресс, 2018. - 76 с. (Серия философского юмора).ISBN 978-5-317-05802-9.
8. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.2 - М.: МАКС Пресс, 2019. - 76 с. (Серия философского юмора). ISBN 978-5-317-06109-8.
9. Миронов А.В. Лев Толстой (сказки из недр Ясной Поляны). Опус 1.3 - М.: МАКС Пресс, 2019. - 76 с. (Серия философского юмора). ISBN 978-5-317-06110-4.
Отзывы и предложения пишите автору, e-mail: avmmsu@yandex.ru
2.3.1. Верификация и фальсификация в Великой Триаде
2.3.1.1. Верификация в естествознании
В применении к науке верификация представляет процесс сведения всего экспериментально установленного знания к непосредственно наблюдаемому опыту, последующее описание и самой установки, и полученного результата протокольными (не допускающими двусмысленностей) предложениями.
Популярность и доступность верификации в качестве объяснительного философского принципа построения на-
99
;
уки вынуждает рассмотреть это представление в применении к двум другим элементам Великой Триады – технике и технологиям.
Распространенная в отечественной научной среде идея о возможности свести все естествознание к непосредственно наблюдаемому опыту провалилась еще в начале ХХ века. Об этом печальном событии ученым естественникам, к сожалению, мало известно – уровень философской культуры оставляет желать лучшего.
Пользуясь возможностью, представлю аргументы, объясняющие, почему без философии невозможно обойтись в естествознании, а также почему нельзя построить исключительно эмпирическую теорию. В любом эксперименте и в любой теории существуют необоснованные допущения, неконтролируемые влияния и многое другое, преодолеваемое умозрительными конструкциями и не следующими из опыта предположениями. В случае с законом Ампера никакой эксперимент не позволяет наблюдать один бесконечный проводник – необходимо их наблюдать в количестве двух штук, параллельность прямых – неочевидное допущение для математика, и в различных вариантах геометрии мы получим экстравагантные с точки зрения электротехники экспериментальные установки. Наконец, единица измерения – метр – весьма ненаблюдаемая величина . Многое пришлось принять ученому исходя из умозрительных допущений, что не снижает важности сде-
100
;
ланного им открытия. Аналогичны и современные эксперименты, которые осуществляют на основании сложнейших математических расчетов, и, в случае экспериментального подтверждения, эти уравнения включаются в состав физических теорий. Если раньше физические уравнения имели «смысл», т.е. могли быть объяснены при помощи обыденного языка и наглядных представлений, то уже при создании квантовой механики эта возможность исчезла. Сегодня ученого вполне удовлетворяет объяснение природы посредством уравнений, и чем больше удается в рамках концептуального каркаса (философии) объединить математических зависимостей, тем больший вес получает физическая теория. Естественно, что все это должно иметь подтверждение в эксперименте, а не пребывать в красивом математическом ожидании связи с реальностью.
В контексте социального рассмотрения Великой Триады верифицировать ее составные элементы на современном этапе также не представляется возможным хотя бы по причине неотъемлемой научной составляющей и в технике, и в технологиях. Если не верифицируема часть – не верифицируемо и целое. Но так как идея популярна и легко находит отзвук в умах ученых-естественников, рассмотрим ее подробнее в отношении техники и технологий.
Свидетельство о публикации №220022901066
А теперь, по существу.
=== «Распространенная в отечественной научной среде идея о возможности свести все естествознание к непосредственно наблюдаемому опыту провалилась еще в начале ХХ века. Об этом печальном событии ученым естественникам, к сожалению, мало известно – уровень философской культуры оставляет желать лучшего» ===.
Не скрою, что для меня это новость. Но она мне не интересна, поскольку и без глубокого анализа понятна абсурдность такой попытки.
Но вот вы почему-то не рассматриваете куда более существенное откровение ХХ века, очень важное для физики. Речь идёт о проблеме № 6 Д. Гильберта о математическом изложении аксиом физики.
Эту проблему «закрыл» Курт Гёдель, доказавший две теоремы о неполноте. Если отбросить все преамбулы, то они утверждают следующее: «всякая конечная система аксиом, начиная с определенного уровня сложности либо внутренне противоречива, либо неполна». А это значит, что если в теории (в том числе и физической) нет противоречий, то она неполна. И, соответственно, если она претендует на полноту, то она обязана быть противоречивой! Создать конечную, беспроблемную теорию физики невозможно!!! А вы говорите верификация…
А ещё раньше об этом сказали Маркс и Энгельс:
«Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему». (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).
Поэтому Попперовские верификация и фальсификация – это действо, возможно интересное для тех, кто не знаком и не владеет мощным инструментарием философии: формальной логикой и диалектикой.
Зачем уводить философию из области строгой науки в область искусства говорить умно, но не конкретно. Так мы не сможем убедить физиков быть ближе к философии. Физики понимают только конкретный язык.
Алексей Кимяев 10.03.2020 19:39 Заявить о нарушении
Андрей Витальевич Миронов 11.03.2020 09:23 Заявить о нарушении
Любая формальная логика (теория) в поисках истины обязательно придёт к неразрешимому противоречию. Например, первый закон Ньютона и закон всемирного тяготения противоречат друг другу.
Гравитация предполагает наличие материальной среды, передающей взаимодействие от одного тела другому. Но наличие такой среды должно препятствовать прямолинейному и равномерному движению тела.
Мы отлично понимаем, что каждый из законов верен сам по себе, но вместе они порождают внутреннее противоречие классической механики. Ньютон решил эту проблему с помощью методологической сентенции «гипотез не измышляю».
Современные физики вообще не обращают на это внимание, утверждая, что физические законы носят абстрактный характер.
Но в этой формально неразрешимой ситуации выход может найти диалектическая логика. Она исходит из единства мира, поэтому ей в помощь все формы материи, а не только физическая.
Если для Маркса и иже с ним единство мира виделось в движении материи, то сегодня сто пятьдесят лет спустя мы понимаем, что такое единство связано не с абстрактным движением материи, а с Эволюцией материи. А эволюция – это, в первую очередь, транспорт материи и энергии от одного вида к другому. Разумная материя родилась из Живой, а живая из Физической. Но, стоп! Физическая материя, как теперь твёрдо установлено, тоже родилась. А из чего она родилась?
Наши гордые физики-формалисты, не способные выйти за пределы физической материи, естественно отвечают – из физической! По другому они и не могут ответить. Их экстраполяция ограничена физическим миром!
А вот диалектик говорит: «Ребята, как же так? Всё из чего-то родилось, а ваша материя сама из себя. Не слишком ли примитивно?»
У диалектика есть все основания утверждать, что физическая материя родилась из другой сущности. Назовём эту сущность виртуальной материей, а её предельную организацию – виртуальной Вселенной. Тогда всё становится на свои места. Теперь мы сможем решить проблему внутренних противоречий классической механики и релятивизма, конструируя физический мир из виртуального. Но это отдельная тема для разговора…
По моему убеждению, философия должна занимать в физике места не меньше, а больше, чем математика. В начале была мысль.
Алексей Кимяев 11.03.2020 10:24 Заявить о нарушении
Андрей Витальевич Миронов 11.03.2020 12:11 Заявить о нарушении