Как даваньские кони попали в Китай?
Для императора Китая династии Хань У-ди (156 г. до н.э. – 87 г. до н.э.) одной из основных проблем во внешней политике были взаимоотношения с хунну - кочевыми племенами, которые жили в степной зоне к северу от Китая и непрерывно вели активные войны с китайской империей. Для разрешения этих проблем в Китае была создана мощная армия, которая одерживала победы, выигрывала сражения, но хуннская держава по-прежнему оставалась непобедимой. И причиной всему было то, что китайские лошади, низкорослые и малосильные, составлявшие основу китайской конницы, не могли сравниться с выносливыми, быстрыми степными лошадьми хунну. Можно было создать блестящую армию из храбрых воинов, оснастить её самым мощным на то время оружием, но это не решало проблему. Нужны были лошади, более мощные, более выносливые, более быстрые и неприхотливые.
Поэтому еще в 139 г. до н.э. император У-ди послал в Среднюю Азию больщое посольство в составе более ста человек во главе с путешественником и дипломатом Чжан Цянем (200 г. до н.э. – 114 г. до н.э.) для установления союза с племенами юэчжи против степняков хунну. Чжан Цянь, как посол, внушал доверие людям обходительностью, умел находить общий язык с инородцами. Путешествие Чжан Цяня продолжалось тринадцать лет. Он объездил большую территорию и собрал сведения о многих государствах Средней Азии и Индии, об их богатствах и торговых путях. Однако первые 10 лет из своих путешествий он провёл в плену у хуннов, затем ему удалось бежать и лишь в 128 году до н.э. он прибыл в государство Давань, для выполнения порученных ему императором Китая У-ди мероприятий, по разведке, установлению торговых и дипломатических связей и даже поиску западного рая как источника бессмертия.
Вернувшись в 125 г. до н.э. в столицу Китая город Чанъань, Чжан Цянь представил императору подробный отчёт о своих путешествиях, в котором поведал императору, что на западе в центральной и восточной части Ферганской долины (на территории современных государств Узбекистана и Кыргызстана) существовует сильное самостоятельное древнее среднеазиатское государство Давань [(кит.) Даюань - что в переводе с древнетюркского языка означает «очень красивое, живописное место». Но наиболее вероятно название этой страны происходит от трансформации слова Давань/Дайуань/Dayuan/Да-юань/Ta-юань (Великий Юань), буквально «Великие Ионийцы», древнегреческие переселенцы, которых китайцы встретили на территории Ферганской долины во время первого контакта с Парканой. Само название страны произошло от имени легендарного героя одного из главных древнегреческих племён Иона, считавшегося родоначальником племени, которое в переводе с древнееврейского языка означает - "терпеливый"].
Главной особенностью хозяйства Давани являлось разведение особой породы верховых лошадей, которые славились во всех близлежащих странах. Далее Чжан Цань сказал: «Давань имеет много хороших лошадей, они находятся в столице этой страны городе Эрши, где их разводят, производят отбор, но скрывают от чужих глаз и не соглашаются дать ханьскому посланнику». Эти кони обладали огромной мощностью и выносливостью, а так же при беге и скачках «потели кровью», что для китайцев стало признаком их божественного происхождения. Они считали их «небесными конями», на которых можно доскакать до «страны бессмертия».
Согласно народной легенде, даваньские скакуны происходили от скакунов, принадлежавших самим богам. По стати, красоте бега, резвости и выносливости не было им равных. Все знатоки лошадей, в том числе соседних и дальних народов, считали, что нет более ценного товара и более ценного подарка, чем даваньские скакуны.
Чжан Цянь рассказал императору У-ди существующую среди местного населения легенду о происхождение даваньских коней. "В даваньском владении находятся высокие горы. На этих горах водятся лошади, которых невозможно достать: почему выбирают пятишерстных, т.е. пестрых, кобылиц и подгоняют их к подошве гор для случки с горными жеребцами. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом, и посему называются жеребятами породы небесных лошадей".
Получив от Чжан-Цаня эти сведения император Китая У-ди понял, что именно с помощью этих лошадей он сможет одержать победу над хуннами и он решил во что б то не стало добыть в Давани жеребцов-производитдлей и развести в Китае «небесных лошадей». Этому желанию У-ди способствовало и то, что он в это время чрезвычайно интересовался вопросами бессмертия. В те времена считалось, что где-то на западе и лежит страна бессмертных. Поэтому «небесные кони» воспринимались, вдобавок ко всему, как имеющие природу дракона - существа, обладающего долголетием. Император страстно возжаждал иметь «небесных» лошадей: чтобы утвердить свою божественность и достичь бессмертия. Для этого требовалось вознестись на небо при помощи упряжки неземных лошадей. Поэтому он приказал снарядить в Давань экспедицию и добыть там местных коней. По его приказу было снаряжено посольство во главе с послом Че Лином, которое с богатыми дарами прибыло в Давань. Посол вел себя надменно, высокомерно и требовал продать ему скакунов.
Однако жители Ферганской долины отказались отдавать китайцам своих лошадей и спрятали их, опасаясь, что в один «прекрасный момент» китайцы могут напасть на них самих. Китайцы попытались купить несколько лошадей, но им не дали их вывезти из страны, Более того, посланник за чрезмерную спесь и наглость был казнен в пограничном городе Ю (Юнчин) (местность Шоро-Башат) близ современного города Узгена. Также были убиты члены посольства, а их имущество разграблено.
Для китайского императора это был лучший повод к войне и переходу к более решительным действиям. Он в 104 году до н.э. направил в Давань армию из 6 тысяч конных воинов и нескольких тысяч пехотинцев. Возглавил её полководец Ли Гуан-ли. Потеряв большую часть войска в сражении за пограничный город Ю, Ли Гуан-ли был вынужден вернуться в Китай. Этот поход длился два года.
В 102 г. до н. э. император У-ди, разгневанный неудачей первого похода, предпринимает второй поход в Давань. Под предводительством того же полководца Ли-Гуан-ли было собрано большое войско в 60 000 конных воинов и 30 000 пехотинцев, которое быстрым маршем направилось в Давань, чтобы застичь жителей города Эрши врасплох. Они перекрыли каналы, снабжающие город водой, и обложили его со всех сторон. Через сорок дней осады им удалось разрушить внешнюю стену и захватить в плен много знатных лиц города. Даваньский правитель Мугуа закрылся с войском в цитадели и начал переговоры о мире, предложив им взамен мира аргамаков, а если продолжат наступление, то пригрозил перебить всех лошадей. Опасаясь подкрепления от тюркского государства Кангюй, китайские полководцы согласились на условия даваньцев. Так и не вступив в город, взяв несколько сотен лошадей, китайское войско отправилось обратно.
Так в Китай попали легендарные даваньские кони, которых китайцы, по названию высоких гор, достигающих небес, с которых по легенде спускались жеребцы, стали называть небесными (по китайски Тянь-Шань – небесные горы).
«Небесные кони» стали объектом поклонения в Китае, даже поэты слагали о них оды. Однако секрет необычайности аргамаков и их свойство «потеть кровью» заключалИсь в том, что их кожу поедали насекомые-паразиты, что и вызывало столь необычный эффект. Однако все это было выяснено значительно позднее в XX веке.
Свидетельство о публикации №220022901211