Размышляя о патриотизме, государстве и человеке

Эта моя статья написана в уже далеком 2013 году, но отредактирована и подкорректирована с небольшим добавлениями. Автор по-прежнему придерживается своих пацифистских взглядов.

Уничтожение рабских шаблонов - одна из самых важных задач для освобождения человечества. Человеческий разум так и не освободился от рабского мышления, ибо мы так и остались пешками тех, кто владеет капиталом, государством и  религиозными институтами. Человеку с детства продолжают вдалбливать рабские шаблоны о любви к нации, государству, определенной идеологии. Если взглянуть на всю историю, то мы увидим, что власть имущие всегда манипулировали простым народом для достижения своих целей. В древних рабовладельческих государствах императоры и жрецы манипулировали рабами, промывая им мозги о величии их империи и верховных правителей называли ставленниками какого-то божества, создавая вокруг них орел святости. В феодальной Европе и в азиатских деспотиях крепостным крестьянам также внушали идею о некой божественной миссии их монарха, который усердно работает на благо своих подопечных. Однако, даже с возникновением формального буржуазного права, провозглашающего права и свободы гражданина, мы так и не пришли к свободному обществу, а продолжаем работать на государство и владельцев крупного капитала. Религиозная идеология Средневековья постепенно растворила себя в самом государстве, про которое нам теперь твердят, что оно есть  «святая святых», нерушимое и неделимое, наша защита от неких внешних врагов, желающих отобрать нашу «свободу». Поклонение государству стало новой рабской религией, в том числе и для большинства атеистов, отрицающих традиционные религии. Государственников сейчас огромное большинство и они тоже как верующие отдают свою свободу некому верховному правителю, который обеспечивает им яко бы защиту от зла и любого произвола. Государство считают неким наименьшим злом, так как в случае его устранения неизбежном начнется  война всех против всех. При этом как-то забывают, что как раз самые чудовищные войны и жестокость стали возникать именно при появлении государств. И в то же время первобытные племена проявляли взаимопомощь, общинность, а не только вели войны друг с другом. Государство усилило несправедливость и создало мощное социальное расслоение общества, охраняя привилегии определенных элит. А если  есть несправедливость , деление на бедных и богатых, то неизбежна и зависть, постоянная угроза внутренней гражданской войны. Поэтому и приходится власть предержащим изощряться в пропаганде, вдалбливая молодым умам из простого народа идею некой «Родины», нации, избранной расы или истинной веры. А все для чего? Ну конечно же для того, чтобы удерживать свои богатства, держать всех в повиновении и не работать, живя за счет чужого труда. Таким образом и рождаются идеологии, сеющие ненависть к определенным врагам, деление людей на «своих и чужих», оправдание любых войн интересами своего народа. Под «народом», понятное дело, понимается сплоченность всех классов перед лицом угрозы от внешнего врага, на которую и направляется агрессия черни, вздумавшей вдруг возмущаться привилегиями князей, бюрократов и олигархов.

Что же такое патриотизм? Нам с детства внушают, что надо любить Родину, защищать ее от каких-то врагов, отдать ей некий мифический  «долг» службой в армии (хотя никто никаких долгов не брал), создать образцовую семью и работать усердно до пенсии. Даже в атеистическом и яко бы «социалистическом» СССР человек продолжал пахать на государственную машину и религиозно  верить в «народное» советское правительство, думающее о благе народа. Государство в СССР не отмирало как писал Маркс, а наоборот все сильнее укреплялось, наращивая репрессивный аппарат принуждения. Интернационализм по сути ни как не связан с патриотизмом, но в СССР интернационализм 20-х годов полностью был заменен неким «социалистическим патриотизмом», отсюда и пропаганда ненависти к западным странам, т.н. «борьба с космополитизмом» внутри страны , порой перерастающая даже в антисемитизм. Тогда как изначально коммунистические и социалистические идеалы были именно космополитичными, в духе того же первоначального христианства. Отличие  революционных идей 19-20 веков  от того же христианства было в том,  что они делали упор на классовую борьбу и насилие как средство на пути к всеобщему братству, а религия в изначальных своих идеях отрицала насилие и призывала к мирному братству путем проповеди, просвещения темных масс. Как в христианстве нет больше «ни эллина, ни иудея…», так и в коммунистических идеях Маркса у пролетария нет отечества, так как он ни чем не владеет и в конечном итоге должен обрести весь мир. Интернационализм  призывает объединить людей для совместной мирной жизни и свободного труда, а патриотизм ставит интересы национального или даже многонационального государства превыше общечеловеческих устремлений. Государство создает патриотизм как особую идеологию, которая приковывает человека  к какому-то геополитическому пространству и внушает ему, что это и есть его «Родина», которую он должен защищать. Заметим, что владельцы государства и средств производства никогда не идут воевать за ту самую «Родину», про которую они нам так смачно впаривают, а сидят в своих кабинетах, цинично наблюдая за тем, как простой народ погибает в бессмысленных войнах во имя этой самой «Родины». История патриотизма - это история самоистребления человечества во имя придуманных иллюзий, таких как нация, государство, мессианство и прочих. С марксистских или анархистских позиций патриотизмом и национализмом прикрываются имущие классы, а также служащие им прикормленные чиновники в целях скрыть несправедливость и социальные антагонизмы в классовом обществе. Речи о державности, патриотизме, национальном единстве и некой «духовности»  снова сыплются нам с экранов ТВ от власть имущих. Народ веками кормили всем этим опиумом и сейчас продолжают это делать, стравливая разные нации друг с другом, создавая для каждой из них образ внешнего врага, который будто бы и является причиной их бедности и угнетения. Современная действительность такова, что человек так и не стал свободным творцом своей жизни, а вынужден подстраиваться под условия, создаваемые государством и властью денег. Также мощную роль играет общественное мнение и архаичные пережитки. «Традиции мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых» - так говорил философ Карл Маркс и был чертовски прав. Люди не хотят думать своим умом, анализировать и подвергать сомнению общепринятую идеологию, стадно следуя за мнением некого большинства. И это отчасти правда, так как все мы уже с детства путем воспитания, образования и социализации в данном обществе впитывает в себя определенные стереотипы, но лишь меньшинство порывает с внушенными догмами и идет своим путем. Но все-таки не стоит забывать, что большинство людей подвержены пропаганде и имеют страх оказаться изгоем в данном обществе, стать «изменником» , «предателем», «ненастоящим мужчиной» и т.д.

Что касается  религий, то все они учат «не убивать своего ближнего», а то и вовсе любить врагов и прощать их. Однако, как показывает история, самые жестокие войны были оправданы борьбой против «неверных», язычников или просто во имя своих богов. Гуманистические идеи Христа или Будды намеренно искажались в угоду правящих элит в лице королей и священников, которым нужны были покорные рабы, используемые как пушечное мясо в войнах за куски территорий. Религия учила (особенно христианство), что все равны и тот кто хочет быть первым, пусть будет последним, а желающий управлять другими да будет всем слугою. В дальневосточных религиях  идеальный правитель понимался как тот, кто управляет таким образом, что его власть как бы и не ощущается, так как он правит не через силу, а мудростью. Но религия как бы была крайне неудобна для правителей, ведь она подрывала авторитет власть имущих, призывала к отказу от насилия и братству всех людей как детей Единого Бога. «Князья и вельможы управляют народами, но между вами да не будет так» - мы помним эти прекрасные слова Великого Учителя, жаль что люди решили преклонится перед земным богом в лице Власти. Так создавался тот самый Левиафан, который питался кровью и потом честных трудовых людей, обрекая их на несчастную жизнь в нужде ради роскоши узкой кучки лицемеров и бандитов, присвоивших себе власть над всеми народами. Философ Бердяев считал, что христианство прогнулось под «царство кесаря», так как наш мир объективирован и любые духовные идеи неизбежно искажаются, подстраиваясь под социум и общепринятые традиции.
 
Любая идеология, отрицающая уникальность человеческой личности и подчиняющая каждого человека неким «высшим интересам», является средством для государственного господства, всегда выгодного определенным властным кругам. Финансовые короли, бюрократы, религиозные иерархи - все они используют изощренные средства для управления человеком, подавления в нем с самого детства зачатков свободного мышления. В наше время активно ведется пропаганда против интернационализма и космического мышления, навязывая какой-либо нации ее «уникальность и самобытность», на которую нельзя посягать «бездуховным врагам». Государство, капитал и религиозные организации создают общую идеологию, низводящую человека до винтика Системы, который проживает свою жизнь, до старости работая для обогащения элит. Интересно, что сказал Эрих Фромм про современного человека: «Современный человек  всё ещё охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам — или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат». Человек до сих пор живет в царстве необходимости, не имея возможности заниматься любимым трудом, создать свой райский уголок любви и взаимопомощи, то есть не может жить в полном смысле этого слова. Великие гуманисты, такие как Карл Маркс, Петр Кропоткин, Эрих Фромм, Бертран Рассел и  Лев Толстой писали о возвращении человека к самому себе, к природному Я, переходе человечества из царства необходимости в царство всеобщего братства и свободы, то есть о подлинном гуманизме и интернационализме. Таким образом, мы должны  прекратить жить в клетке, которую нам создали тысячелетия назад, и начать бороться за подлинные человеческие идеалы, за реальный гуманизм и свободное общество во всем мире, объединяя трудящихся всех наций в интернациональной борьбе. Будущая свободная интернациональная цивилизация будет основа на космическом мировоззрении, а каждый человек вернется к своему истинному Я, создавая вокруг себя атмосферу братства и творчества.

А вот вам цитаты великих умов о  патриотизме:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.
(Из книги «Христианство и патриотизм») (Лев Толстой)

Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: «это наша страна, права она или нет», и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации? (Марк Твен)

Те, кто радостно маршируют в строю под музыку, получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций. (Эйнштейн)

Патриотизм — разрушительная, психопатическая форма идиотизма.( Джордж Бернард Шоу)

Патриот – игрушка в руках государственных мужей и орудие в руках завоевателей. (Амброз Гвиннет Бирс)

Патриотизм – готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин. (Бертран Рассел)

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки (Иоганн Вольфганг Гёте)

Патриотизм — это великое бешенство.
Он же:
Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые. (Оскар Уайльд )

Пусть Ирландия умрёт за меня
Let Ireland die for me.
(На вопрос о том, готов ли он умереть за Ирландию (во время Пасхального восстания 1916 года) (Джеймс Джойс)

Мне кажется ужасным унижением иметь душу, контролируемую географией.( Джордж Сантаяна)
   
Что будет дальше, решать Нам! Мир Вам!


Рецензии