Проклятое озеро Пасечные байки

   Во время работы в райкоме партии, приходилось часто бывать на строительстве Бурейской ГЭС. Постоянный посёлок только начинал строиться. Управление строительства и все учреждения размещались во временном посёлке Талакан. В командировку, чаще всего, ездил на попутном транспорте, или на райкомовской машине. Но она сразу возвращалась в Новобурейский, если командировка  затягивалась на несколько дней. Такое случалось, когда готовился вопрос на бюро райкома партии,  или партийно-хозяйственный актив. Из Талакана домой добирался с какой-нибудь оказией. В этот раз возвращался на машине начальника стройки.
   «Волга» отправлялась в Бурею на железнодорожный вокзал для встречи важного гостя. Дорога  проходила по новой трассе только до Семичей, а дальше сворачивала на старый просёлок, ведущий от села Бахирево. Шофёр Володя знал на этой дороге каждую кочку и поворот. Погода стояла хорошая, и мы вели непринуждённый разговор на тему тайги и разных загадочных явлений в природе. Большинство машин делали короткую остановку на речке Большие Семичи. Мы тоже остановились, чтобы попить родниковой воды,  размять ноги и затёкшую от напряжения спину.
- Ты не против, если мы заедем на пасеку около Бахирево? Нужно договориться насчёт мёда, а если у них есть свежий мёд, то даже купить! – неожиданно предложил Володя.
- Конечно, заедем! Мне самому будет интересно пообщаться с пчеловодами!
- Тогда, поехали!
   Около Бахирево было много озёр, куда приезжали отдохнуть, порыбачить или поохотиться не только местные жители, но и любители природы  из других районов области. Во время отдыха купались, но организованного пляжа не было. Часто около небольших водоёмов располагались пасеки или летние лагеря для скота. Пасека, куда мы приехали, тоже стояла недалеко от озера. Место было тихим, но иногда сюда забредало совхозное стадо. Увидев издали чёрную «Волгу», к пасеке подъехал пастух. Следом за кобылкой прибежал жеребёнок. Коровы разбрелись. Некоторые  потянулись в сторону пасеки, вслед за жеребёнком.
   Пастух пробыл недолго. Узнав последние новости о строительстве ГЭС, заторопился к левому крылу стада.
- Опять полезли в это проклятое озеро! Снова из-за снижения надоев молока нагоняй получу!
   Погода стояла жаркая, начинали донимать пауты и оводы. Коровы забредали в воду, оставляя открытой только спину. По спине они хлестали себя хвостами, а нижнюю часть защищала вода.
- А почему пастух так беспокоился за коров и надои? Напьются воды вволю, наоборот должны хорошо доиться! – удивился Володя.
- Да это озеро особенное! – ответил пожилой пчеловод.
- Что же в нём особенного? Озеро, как озеро, с чистой водой и камышами!
- На нём утки не гнездятся! Иногда перелётные садятся, но ненадолго. Что-то или кто-то, их пугает после посадки на воду! Быстро перелетают на Бахаревское или Листвянное озеро. Староверы говорят, что в нём живёт тигриный дух!
- Откуда он взялся?
- Сам поселился, когда тигр в озере искупался! Давно это было! Лесные пожары вызвали большую миграцию копытных животных из Приморья и Хабаровского края в Амурскую область. За ними потянулись хищники. Обычно они не трогают добычу около водопоя, но этот тигр был очень голоден. Внезапно выскочил на берег, изюбрь бросился в воду, и поплыл, а тигр за ним. Чтобы схватить за шею, даже нырнул с головой.
   Без добычи не остался! На берег тушу вытащил и уволок в лес. Может, это была тигрица, и котят своих хотела накормить? Не известно! И никто больше в этих местах не встречал тигриного следа.
- А почему пастухи про надои беспокоятся?
- С надоями вообще история интересная получилась! Первый секретарь райкома партии рекомендовал организовать ночную пастьбу коров. Дескать, ночью паутов нет, коровы лучше пасутся и утром будут больше давать молока. Первые две ночи пасли коров нормально, а на третью ночь пастухи задремали. Коровы паслись сами и надои резко упали. Стали выяснять причину, и оказалось, что коровы заходили в это озеро.
   Главный зоотехник приезжал и сделал вывод, что от холодной воды вымя сжалось и молоко вытекло в воду. Вода, действительно, в этом озере холоднее, чем в других озёрах.
- А в чём причина?
- На дне родники бьют, и вода прозрачная, слабее нагревается.
- А рыба в озере есть?
- Мелочи наловить всегда можно, а  карасей не слышал, чтобы ловили! Мы на уху себе часто ловим мордушкой. Горчаков – синявок выбрасываем, а гольянов употребляем в любом виде! – ответил пасечник и кивнул в сторону тазика, где лежал свежий улов.
- Так, может быть, здесь щука водится?
- Не знаю, что там водится, но вечером на озере немного жутковато. Временами на нём появляются водовороты, слышатся странные звуки: «Квок! Квок!» Словно кто-то  пробку из бутылки вынимает.
- Может быть, озеро имеет связь с подводной рекой или космосом?
- Всё может быть! Например, речка Талая взяла своё название из-за близости к потухшему вулкану. Казаки тогда очень удивились, что речка не замерзала даже в суровые морозы. Позже геологи нашли там не только доломитизированный известняк, но и туф разных оттенков. Хотели даже предприятие открывать!
- А я слышал, что по дороге на Фёдоровку есть загадочное место, где весной ручьи текут вверх по склону, машина сама не катится вниз, а только под действием мотора. Там даже деревья растут все кручёные. Не водятся в тех местах ни звери, ни птицы. Даже в сильный ветер в этом месте стоит гнетущая тишина.
- Да! Тайга хранит ещё много загадок! – протянул Володя, словно подводя итог разговору, и неожиданно спросил - А мёд у вас есть?
- Пока не качали, но через неделю будет! Вам сколько?
- Пока двух фляг хватит! Ладно, счастливо оставаться! Нам надо к поезду успеть!
   Мы расстались с гостеприимными пчеловодами, и через час уже подъехали к железнодорожному вокзалу.
   Следующая встреча с загадочным озером, точнее явлениями, которые там случались, произошла в середине мая следующего года. Наша машина остановилась, как обычно, на Больших Семичах. На обочине стоял Уазик, и человек в охотничьей экипировке доливал воду в радиатор. Вид у него был растерянный и грустный. Через раскрытые дверцы машины было видно ружьё и несколько убитых уток.
- Помощь нужна? – спросил я участливо.
- Нет! С машиной всё в полном порядке!
- А чем так расстроены, вроде охота была удачной?
- Охота была неудачной! Я собаку потерял!
- Случайно подстрелили?
- Нет, выстрела не было! Просто исчезла!
- Как исчезла? Потерялась в камышах или на берегу?
- Не знаю! В воде была, утку мне тащила в зубах! Я только на один момент отвернулся, а она пропала вместе с добычей!
- А где вы охотились?
- Собака исчезла на продолговатом озере. Там недалеко есть летняя дойка и пасека.
Несчастному охотнику хотелось поделиться с кем-нибудь своим горем, и он стал рассказывать о своих приключениях на проклятом озере.
- Приехал к озеру на заходе солнца. Спокойная гладь воды, и пролетающие стайки уток обещали хорошую охоту. Я люблю стрелять влёт, а верная собака отыскивает убитую или подраненную птицу. Неожиданно озеро покрылось водоворотами, словно речное русло.
   Продолжалось это довольно долго, но потом всё стихло. Ночь прошла спокойно, а утром над озером низко пролетали утки. Я стрелял, а собака таскала их из воды.
На очередной шум крыльев повернулся, выстрелил, сбил перелётную утку, а когда глянул в сторону собаки, плывущей с предыдущей  добычей, никого уже не было. Только бурун на воде остался и пузыри из под воды.
   Раненная утка оставалась на воде в другом месте, и я стал качать резиновую лодку, чтобы  достать подранка. Услышав плеск и тревожное кряканье утки, повернулся и обмер. К утке двигалось огромное щупальце с острыми зубами на конце.
Через несколько секунд чудовище исчезло вместе с уткой.
- Может быть, оно и собаку утащило?
- Может быть! Особенно если щупалец много!
- Неужели здесь живёт какое-то чудовище, как в озере Лох-Несс или Байкале?
- Всё может быть! Я зоолог, по образованию. У меня есть японский эхолот и фотокамера в герметичном боксе с электроспуском затвора. Попробую обследовать это озеро! Может быть, сделаю сенсационное открытие! После развода с женой, науку оставил, поехал рядовым строителем на Бурейскую ГЭС. Да, видно, зря надеялся на переквалификацию! От судьбы не уйдёшь!  Наука о себе напомнила самым неожиданным образом.
- А где вас найти?
- В частном секторе! Спросите Дениса! Меня там все знают!
   Мы расстались, но поняли, что этот человек не отступит и доведёт дело до конца. На следующий месяц снова пришлось побывать в Талакане.  И, действительно, легко отыскал Дениса в частном секторе. Домишко у него был небольшой, без стаек и сараюшек, но с тёплым гаражом и земельным участком, на котором росли все необходимые овощи. Он узнал меня и пригласил в дом. Предложил посмотреть фотографии, сделанные дистанционно под водой, а сам отправился в мини фотолабораторию проявлять последнюю плёнку.
- Посмотри для интереса! Здесь ещё подсветка слабая! Последнюю плёнку снимал с более мощной фарой! Но, всё равно, кое-что можно разобрать! – прокричал хозяин из-за двери, прикрытой чёрной тканью.
   Цифровых фотокамер, в то время, ещё не было. Не было даже плёнок и фотобумаги фирмы «Kodak». Цветная фотография требовала много времени и мастерства. К выходу, Дениса из-за плотной ширмы лаборатории, я успел просмотреть всю пачку фотографий.
   Снимки были сделаны наугад, без наводки на объект, но на одном из них просматривалась огромная акула.
- Это старые снимки? – спросил я равнодушно.
- Нет! Это снимки с того проклятого озера!
- А откуда там акула? Они даже в Амуре не водятся!
- Сейчас плёнка промоется, просохнет и посмотрим! В этот раз получились более чёткие снимки, освещение лучше.
   Через 15 минут в лаборатории зажужжал вентилятор, и вышел хозяин, щурясь от яркого света. Мы попили чаю, поговорили о природе, погоде, строительстве плотины и постоянного посёлка, но мыслями были на загадочном озере. Учёный бетонщик снова ушёл в лабораторию. Оттуда раздался возглас удивления, а затем вопрос:
- Вы ещё здесь?
- Да!
- Тогда придётся подождать, пока я отпечатаю снимок.
   Через половину часа  Денис вышел из лаборатории. На ладони он держал мокрую фотографию.
   Казалось, что эта мокрая рыбина находится за стеклом аквариума, и сейчас протаранит нас своей мордой. Невольно я даже отшатнулся.
- Похоже, что в озере водятся гигантские сомы. Это они таскают уток. Вероятно, несколько рыбин напало тогда на мою собаку, схватив за лапы.
- Такого монстра прокормить сложно! На одних гольянах не проживёшь!
- Сомы очень умело могут доить коров, заходящих в воду.
- Так значит, не зря пастухи отгоняли их от озера? – вспомнил я прошлогоднюю историю на пасеке.
- Выходит так!
- Какие же сети и крючки могут выдержать такую тушу, да ещё с мощным веслом на хвосте? Их только взрывчаткой глушить!
- Зачем такой варварский способ, уничтожающий всю молодь и отравляющий воду? Можно выловить старинным народным способом!
- Интересно как?
- Из крепкой бечёвки делают поводок, длиной метра три. Раньше для этого использовались волосяные или сыромятные плетёные верёвки. На конце поводка вплетается прочная поперечная палочка, с зарубкой. Это для того, чтобы палочка не выскользнула. Получается такой большой кукан. Конец кукана привязывают на берегу за крепко вбитый кол. А дальше самое интересное. Замешивают на молоке тесто. Налепляют его на поперечную палочку так, чтобы колбаска из теста была продолжением бечёвки. Бечёвку тоже в тесто залепляют, сантиметров на 40, от утолщения.  Кипятят в ведре молоко и на минуту опускают туда конец бечёвки с колбаской, но аккуратно, чтобы ничего не изогнулось и не разрушилось. Это нужно, чтобы тесто дольше не размокало. Потом опускают это простейшее устройство в озеро и ждут, когда сом приплывёт за вкусной галушкой. Он её тщательно обсасывает, а поперечную палочку выталкивает изо рта через жабры. Остаётся только вытянуть кукан с пойманной рыбой на берег. Если рыба очень большая, её убивают в воде. С кукана она редко срывается. Поранить может, если голую руку в пасть сунешь. Может с ног сшибить хвостом.
- А как сом найдёт галушку?
- По запаху! Он молочный запах далеко чует. А для более быстрого и надёжного привлечения сома, можно использовать «Квок».
- А это что такое?
- Такой ручной инструмент! Я всё приготовлю и поеду на рыбалку в свои выходные дни. Сейчас покажу этот инструмент.
- А как он работает?
- Опускаешь в воду и резко проводишь! При выскакивании из воды, пятак издаёт звук «Квок!», такой же, как сом во время кормёжки. Он очень похож на звук выдёргиваемой из бутылки пробки. На этот звук сомы со всей округи собираются.
- Хотелось бы посмотреть на такую рыбалку!
- А что смотреть? Закинул кукан, а через сутки вытащил его вместе с сомом! Я буду на том озере через 3 дня. А сейчас мне на смену пора собираться.
На четвёртый день мы с товарищем приехали на знакомое озеро. Денис стоял в воде, и пытался закатить на каркас с полиэтиленовой плёнкой огромного сома.
   Поднять такой живой вес на руках было невозможно! Рыбину погрузили в грузовик и увезли в Талаканскую столовую. После этого в ней долго стоял ароматный запах рыбных блюд. Денис не раз приезжал на это озеро и снабжал столовую свежей рыбой, пока рабочие не потребовали мяса, хотя бы тушёнки.


Рецензии