Засунь-Цзы или наука побеждать
Это относится и к тому, что большая часть нашей личной истории детства, персональной истории юности, как было выяснено психологами, на самом деле выдумана нашими близкими, а мы лишь сквозь свои смутные воспоминания умудряемся утвердиться в этой странноватой картине себя самого, написанной другими.
А то, что вспоминают другие, - это отдельная история, попробуйте спросить о вчерашних событиях нескольких очевидцев, вдруг окажется, что у каждого - своя версия.
А война, пусть даже информационная, как известно, - это путь обмана.
Это сказано в знаменитом военном трактате Сунь-Цзы "Искусство войны".
Этот трактат изучают, считают, что он оказал существенное влияние на развитие военной мысли Востока. Даже сейчас бизнесмены изучают этот труд, чтобы научиться наилучшим образом вести свои войны во имя золотого тельца.
Но, как говорится, читывал я этого Суня. Нашел странное собрание туманных рассуждений, которые можно трактовать как угодно, можно и гадать по этой книжке, как по Книге Перемен (странно, что не догадались еще). Пожалуйте к примерам:
"Поэтому в ее (войну, прим. авт) основу кладут пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение].
Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.
Путь – это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя , когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
Небо – это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени.
Земля – это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь. Полководец – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. Закон – это воинский строй, командование и снабжение. Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает."
Далее идут рассуждения, в которой больше житейской сметки, чем мудрости, к примеру:
"Стратегия использования сил такова: если есть тысяча колесниц
нападения, каждая запряженная четырьмя лошадьми, одна тысяча колесниц
поддержки, покрытых кожаными доспехами, сто тысяч воинов в
кольчугах, а провизия доставляется на тысячу ли, то тогда расходы
внутренние и внешние на прием советников и гостей, на материалы,
такие как клей и лак, а также на обеспечение колесницами и доспехами
составят тысячу золотых в день. Только тогда можно собрать войско в
сто тысяч."
Ну, нужно быть великим мудрецом, чтобы сказать: для войны нужны оружие, люди, провиант и достаточный бюджет.
К чему бы это я прицепился к Сунь-Цзы? Приведу еще одну цитату из трактата:
"Тот, кто не может победить, занимает оборонительную позицию; кто
может победить - атакует. При этих обстоятельствах, если занимать
оборону, то сил будет более, чем достаточно, в то время, как при
нападении их будет недоставать."
Как-то не по-русски это всё. А русский солдат, как известно, китайцев бивал.
Не знаю, но я бы на месте современных бизнесменов, особенно российских, изучал в первую очередь "Науку побеждать" Александра Васильевича Суворова, который, я все же хочу надеяться в представлении не нуждается. Вот, кто воды в трактатах не лил: всё только по делу!
"Атака
Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка! – мертв на штыке, царапает саблей шею.
Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше."
А вот еще примечательно:
"Квартирование
Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.
Святая добычь! Возьми лагерь! – все ваше. Возьми крепость! – все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь"
Хорошо видится противоречие первого и второго, почему и не люблю военных, считаю их всех, хоть российских, хоть американских, хоть немецких - автоматами, приученных бессмысленными действиями к любым приказам.
"Есть безбожные, ветренные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами
же".
Вот он, политкорректный Александр наш Васильевич, "безбожные, ветренные, сумасбродные французишки".
А помните выражение "Ученье свет, неученье тьма! Дело мастера боится"? Эти пословицы уже кажутся народными, потому что они и есть народные, но сказал их Суворов.
Или "За ученого трех неученых дают".
А знаете, как Суворов называл солдат? Богатыри! И даже: Чудо-богатыри.
Я не буду расписывать сколько славных побед одержал Суворов, Википедия в помощь, но и Наполеон учился у Суворова, о чем не стеснялся писать.
Теперь чуть к современности. Барятинский Александр Иванович, великий полководец, государственный деятель, наместник на Кавказе, победивший имама Шамиля и фактически завершивший кавказские войны.
Будучи, как бы сейчас сказали, Суворовским фанатом, Барятинский внедрял совершенно Суворовские методы: забота о солдатах, быстрота и натиск, а также понимание, что солдаты - это не пушечное мясо, они должны воевать со знанием того, что от них требуют командиры в соответствии с планом.
Кстати, о планах, у Барятинского был план, а не хаотическое, пусть даже геройское, ведение войны. Ну, и воровство, было искоренено в Кавказской армии.
Результаты не заставили долго ждать: русские победили (не очень политкорректно звучит, но большая часть доходов имамата Шамиля составляли разбойные набеги, к примеру, на Грузию, короче говоря, бандитом он был, хотя и, по-видимому, незаурядным).
Очень хочется провести параллели с нашей современностью, особенно в разрезе Кавказа. Но лишь намекну. Барятинский был очень дружен с юности с Александром_2.0, даже свидетелем у него был на свадьбе, но не только не стал сказочно богат, а даже свое наследство отписал своему брату.
Хочу закончить словами другого ветерана Кавказской войны:
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Свидетельство о публикации №220022901592
циклы (Бисмарк стремился к моно-этничности,потом это даст Гитлера,Израиль-и понятно ,меньше утечек,национальной измены,больше градус мобилизации,меньше мещанства ,больше национального ,но стратегически это не выход и всякий культурный человек это понимает т.к. люди стремятся к людям,а животные к животным,первые -по идеям,а вторые- по запаху немытой шерсти.
Александр Соколенко 2 11.12.2020 11:59 Заявить о нарушении
Умереть Легко 11.12.2020 13:03 Заявить о нарушении