Загадки географии. Турция. Фемискира

 
А ты ищи меня на карте!

Рассказ девятый. Турция. Фемискира.

Наше очередное географическое путешествие посвящено женщинам. Отправимся на поиски  легендарной и таинственной Фемискиры – места обитания древних амазонок.  Из Афганистана с южных предгорий хребта Фирузкух перенесемся на южный берег Черного моря в район турецкого города Самсун. Самсун – город, основанный в 6 веке до р.Х., носивший имя Амис. Обратимся к иллюстрации – фрагменту карты Птолемея [49] – и найдем город Амис на морском берегу.

На восток от города Амис (современный Самсун) на берегу Понта (Черного моря) Птолемей поместил город Фемискира (Themiscyra), и в тексте своей «Географии» привел координаты этого города [49]:

«Pontus Galaticus… Themiscyra  66 20    43   05».

Точность Птолемея наводит на мысль, что мы ответили на свой вопрос, но потратим некоторое время и изучим историю и географию "Загадки Фемискиры" глубже.

Многие авторы, переписывая друг друга, называют Фемискиру городом, основанным царицей амазонок и их бывшей столицей.  В частности Диодор Сицилийский, в своей «Исторической библиотеке», пишет [65]:

«XLV. Жил у реки Термодонта народ под управлением женщин, которые наравне с мужчинами занимались военными делами.  Говорят, что одна из них, имевшая царскую власть, отличалась мужеством и силой;  составив войско из женщин, она стала обучать его военному искусству и покорила кое-кого из соседей. Приобретая все более и более доблести и славы, она постоянно делала набеги на соседние племена и, возгордившись вследствие удач,  провозгласила себя дочерью Ареса, а мужчинам предоставила пряжу шерсти и домашние женские работы; затем она издала законы, которыми женщин вызывала на воинственные состязания, а мужчинам предоставила смирение и рабство.  У детей мужского пола они калечили ноги и руки,  чтобы сделать их непригодными к военной службе, а у девочек выжигали правую грудь,  чтобы в пору телесной зрелости она не выдавалась и не мешала им; по этой причине племя амазонок  и получило это название. Отличаясь вообще умом и военными талантами, царица построила большой город при устье реки Термодонта, по имени Фемискиру, выстроила  (дворец).  Во время походов, обращая большое внимание на дисциплину, сначала покорила всех соседей до реки Танаиса (Дон). Совершив эти подвиги, она, как говорят, геройски окончила свою жизнь,  мужественно сражаясь в одной битве.»

«XVI. Получив приказ добыть пояс амазонки Ипполиты, Геракл отправился в поход против амазонок. Приплыв к Понту, названному им Эвксинским, и проплыв  - амазонок. Сначала Геракл потребовал у них пояс, за которым был послан, а когда амазонки ответили отказом,  вступил с ними в битву. Войско амазонок сражалось с его спутниками, против самого же Геракла устремились славнейшие из них и вступили с ним в ожесточенную схватку. Первой в  бой с Гераклом вступила Аэлла, получившая такое прозвище за свою стремительность, однако противник ее оказался еще проворнее. Второй была Филиппида, которая получила смертельную рану в первой же стычке и сразу скончалась. Затем в битву вступила Профоя, которая, как говорят,  семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Она тоже была убита, а четвертой Геракл сразил амазонку по имени Эрибея, доблесть которой в ратных делах дала ей основание похваляться, что она не нуждается ни в чьей помощи, но при встрече с более могучим противником похвальба ее оказалась пустой. Следующими были Келено, Эврибия и Феба,  сопутствовавшие на охоте Артемиде и всегда бившие дротиком без промаха. Теперь же они все вместе не смогли поразить одну цель, но, сражаясь плечом к плечу, полегли все трое. Затем Геракл одолел Деяниру, Астерию и Марпу, а также Текмессу и Алкиппу. Последняя дала обет навсегда оставаться девой: клятву она сдержала,  но жизнь свою сохранить не сумела. Предводительница амазонок Меланиппа, которая вызывала восхищение своей доблестью, была лишена власти. Одолев самых знаменитых из амазонок и обратив в бегство прочее войско, Геракл убил большинство из них и тем самым окончательно разгромил это племя. Из числа пленных амазонок Антиопу он подарил Тесею, а Меланиппу отпустил на свободу, отняв у нее пояс.»

На карте Птолемея мы видим две значительные реки – Ирис – сегодняшнее название этой реки Ешильирмак – и Фермадонт. У реки Фермадонт (Термадонт) Диодор помещает легендарный город Фемискира, основанный царицей амазонок. У этого города совершает свой 9-й подвиг Геракл – он убивает множество амазонок и отнимает у их правительницы пояс. Но где находится река Фермадонт, Диодор не уточняет. Наиболее подходит на эту роль река  Мелет, впадающая в Черное море в городе Орду – центре одноименной турецкой провинции. Но город Орду ведет свою историю от греческого города Котиора, основанного в 8-м веке до р.Х. Можно весьма уверенно утверждать, что Котиора – это не Фемискира. Исследователи и историки обнаружили некоторое сходство названий у турецкого городка Терме (см. иллюстрацию) и Фемискиры - занимались этим вопросом, и доказали, что Терме это не Фемискира.

Продолжим поиски. Сообщение Диодора – это пересказ греческих легенд, но римский историк Аппиан достаточно неожиданно описывает захват города Фемискира полководцем Лукуллом при войне с Митридатом, этот эпизод имел, якобы, место в 70-м году до р.Х. [66]:

«Лукулл окружил и осадил Амис и Евпаторию, которую Митридат построил около Амиса и назвал по своему имени Евпаторией и считал своей резиденцией, а другим войском — Темискиру, которая получила свое имя от одной из амазонок и находится на реке Термодонте. Осаждавшие жителей Темискиры выстроили против них башни, насыпали большие насыпи и вырыли подземные ходы столь большие, что в них под землей большими отрядами вступали друг с другом в рукопашный бой. Жители же Темискиры, сделав сверху в эти ходы отверстия, пускали туда против работающих медведей и других диких животных, а также рои пчел.»

Взятие римским полководцем Лукуллом города Амиса (Самсуна) – резиденции Митридата – не вызывает сомнения, но что скрывается под термином Темискира (Фемискира) – такой город на реке Термодонт географом Птолемеем не обозначен. Интересно, однако, такое косвенное доказательство – жители Фемискиры пускали против римских солдат рои пчел – а турецкая провинция Орду славится своим медом, и успешно им торгует и поныне.

Наше путешествие близиться к завершению и вероятному успеху в поиске Фемискиры. Причина этого в том, что географ Страбон родился в городе Амасия на реке Ирис – и он расскажет нам все так, как это было в те далекие времена на самом деле. Читаем в его информативном сочинении «География», написанном на рубеже новой эры [48]:

По Страбону «Фемискира» это не город – а «Долина амазонок» (см. иллюстрацию).

«Вообще сравнение моря с реками совершенно противоречит физической науке: ведь реки текут вниз по наклонному руслу, тогда как море не имеет наклона. Течение в проливах объясняется другой причиной, а не тем, что наносы речного ила заполнили глубокие места в море. Ведь наносы образуются у самых устьев рек, например так называемые «Груди» в устье Истра, Скифская пустыня и Сальмидесс (где и другие бурные потоки содействуют образованию наносов); песчаное низкое устье Фасиса и топкое побережье Колхиды; устье Фермодонта и Ириса, вся Фемискира, равнина Амазонок и большая часть Сидены.»

Страбон подвергает сомнению истинность легенд об воинственных амазонках, считая их сказками, но допускает существование племени с женскими правительницами.

«Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Меотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест); впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно. Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены. Ведь старина, вымысел и чудесное называются мифами, история же — будь то древняя или новая, — требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда — и раньше, и теперь — были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные. Кто, например, поверит, что когда-нибудь войско, город или племя могло состоять из одних женщин без мужчин? И мало того, что состояло из них, но даже могло делать набеги на чужую землю и побеждать не только соседние племена, так что это войско дошло до теперешней Ионии, и могло предпринять даже заморский поход вплоть до Аттики? В самом деле, это допущение равносильно тому, если сказать, что тогдашние мужчины были женщинами, а женщины — мужчинами. Более того, такие же сказания об амазонках распространены и теперь, и наша склонность верить больше древним сказаниям, чем современным, еще более усиливает упомянутую странность. Во всяком случае, передают об основании амазонками некоторых городов и о названиях их, происходящих от амазонок, например Эфес, Смирна, Кима и Мирина, а также о их могилах и других памятниках. Все называют Фемискиру, равнины около Фермодонта и горы, возвышающиеся над ними, страной амазонок, утверждая, что они были изгнаны отсюда. Что касается теперешнего местопребывания амазонок, то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения. Таков, например, рассказ о царице амазонок Фалестрии, с которой, как говорят, Александр вступил в сношения в Гиркании и даже сошелся, чтобы иметь от нее детей. Ведь этот рассказ не все принимают за достоверный: из множества источников те, кто более всего любит истину, ничего не говорят об этом, а те, кто заслуживает наибольшего доверия, вовсе не упоминают об этом, даже те, которые сообщают этот факт, рассказывают о нем по-разному. По словам Клитарха, Фалестрия даже прибыла к Александру от Каспийских Ворот и Фермодонта, между тем как расстояние от Каспийской области до Фермодонта больше 6000 стадий. И общеизвестные рассказы, сочиненные для прославления Александра, не находят всеобщего признания; их сочинители думали больше о лести, чем об истине.»

Страбон утверждает, что столицей в этой местности Понта был город Амис (Самсун), что согласуется с мнением Аппиана.

«Границей пафлагонцев на востоке является река Галис,  которая «течет», согласно Геродоту, «с юга между сирийцами и пафлагонцами и впадает в так называемый Евксинский Понт»; сирийцами же он считает каппадокийцев; действительно, еще и теперь их называют «левко-сирийцами», тогда как живущих по эту сторону Тавра — «сирийцами». Так как по сравнению с сирийцами, живущими по эту сторону Тавра, кожа тех загорелая, а кожа этих нет, то и возникло это прозвище. И Пиндар говорит, что амазонки Сирийцев войском правили, копейщиков могучих, указывая, таким образом, на их поселение в Фемискире. Последняя принадлежит амисенам, Амис же — белым сирийцам, живущим за Галисом.»

Страбон, как местный уроженец, рассказывает более подробно о равнине Фемискира - долине Амазонок, ее плодородии и природном богатстве.

«После Газелона идут Сарамена и значительный город Амис приблизительно в 900 стадиях от Синопы. По словам Феопомпа, первыми его основателями были милетяне, затем правитель каппадокийцев, а потом туда выслали колонию афиняне под предводительством Афинокла, и город был переименован в Пирей. Цари также подчинили своей власти и этот город. Митридат Евпатор украсил его храмами и заложил еще часть его. Город был осажден Лукуллом, а позднее Фарнаком, который переправился с Боспора. Божественный Цезарь освободил город, а Антоний снова отдал его под власть царей. Затем тиран Стратон довел его до тяжелого положения. Наконец, после Актийской битвы он был снова освобожден Цезарем Августом, а в настоящее время получил хорошее устройство. Кроме прочей прекрасной территории, город владеет и Фемискирой, местожительством амазонок, и Сиденой. Фемискира представляет собой равнину, которая с одной стороны омывается морем, находящимся приблизительно в 60 стадиях от города (речь идет о городе Амис!); с другой стороны она лежит у подошвы горной цепи, богатой лесом и пересекаемой реками, истоки которых находятся там. Одна река по имени Фермодонт, наполняясь водами всех этих рек, протекает через эту равнину, другая же, подобная ей река, вытекающая из так называемой Фанареи, течет через ту же равнину и называется Иридой. Истоки ее находятся на самом Понте; протекая сначала по середине города Команы на Понте и через плодородную равнину Дазимонитиду на запад, она затем сворачивает на север мимо самых Газиур, древней царской столицы, теперь безлюдной; потом снова делает изгиб на восток, приняв Скилак и другие реки, и, проносясь мимо самой стены Амасии, моей родины (Страбон родился в городе Амасия!), очень сильно укрепленного от природы города, выходит в Фанарею. Там с ней соединяется Лик (истоки которого в Армении) и также становится Иридой. Затем эту реку принимают Фемискира и Понтийское море. В силу этого равнина всегда росиста и покрыта травой; она может прокормить стада коров, так же как и табуны лошадей. Земля принимает там в весьма большом или, лучше сказать, в неограниченном количестве посевы проса и сахарного тростника. Ведь обильное орошение преодолевает всякую засуху, поэтому голод никогда не постигает население этих мест. С другой стороны, местность по склону горы дает так много дикорастущих плодов, именно: винограда, груш, яблок и орехов, что в любое время года люди, посещая лес, находят там в изобилии плоды, то висящие еще на деревьях, то уже лежащие сверх или под насыпанными большими грудами опавшей листвы. Здесь, благодаря обилию кормов, постоянно можно охотиться на всевозможных зверей. После Фемискиры идет Сидена — плодородная равнина, хотя и не столь обильно орошаемая, как Фемискира.»

Наше сегодняшнее путешествие закончено. Мы не нашли город Амазонок – Фемискиру, под стенами которого, могучий Геракл истреблял амазонок, а затем греки засчитали ему эти деяния за 9-й подвиг. Но мы сделали нечто большее – нашли с помощью Страбона целую Долину Амазонок – носящую имя Фемискира.

48. Страбон. География в 17 книгах, М.: «Ладомир», 1994.
49. Claudius Ptolemy “The Geography”, tr. and ed. E. Stevenson, New York: Dover publ. Inc., 1991.
65. Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», в статье В. В.Латышева «Известия древних писателей о Скифии и Кавказе», М.: Вестник древней истории. 1947. № 4.
66. Аппиан «Римские войны». СПб.: «Алетейя», 1994.
 


Рецензии