Русь. Истоки названия. Гипотеза Чивилихина

Русь. Истоки названия. Гипотеза Владимира Чивилихина

[ Владимир Алексеевич Чивилихин (1928-1984) — русский советский писатель, эссеист, журналист. В 1954 г. окончил факультет журналистики МГУ. Был активным членом Русского клуба. Последней работой писателя, для написания которой были использованы в большом объёме научные разработки московского историка Олега Михайловича Рапова (1939-2002), стал роман-эссе о русской истории «Память» (1978-1984), вышедший в двух книгах. Первая книга была опубликована в «Романе-газете» (две части, 1985, № 3-4) уже после смерти писателя. Вторая вышла до первой ещё при его жизни.

Наброски будущих фрагментов необычного произведения были сделаны ещё в дневниковых записях 1940-х годов, когда автор только начинал самостоятельную жизнь. В конце 1960-х годов, размышляя о творческих планах, Чивилихин зачитывал близким друзьям отдельные отрывки и говорил: “Вот пишу. Сам пока не знаю, что. Времени трачу уйму. Тему о природе не завершил, да и других проблем много. Но ничего не могу поделать с собой. Тянет история Руси. Такая это целина!”

В.А.Чивилихин был одним из главных и последовательных оппонентов Л.Н.Гумилёва и всеми доступными способами стремился к развенчанию его теории этногенеза и пассионарности.]

/ Избранные фрагменты. В.А.Чивилихин. Память.

————

— Любознательный Читатель: Меня особо заинтересовало слово «русь» в перечислении племён, со старейшинами которых Гостомысл согласовал призвание Рюрика. Конечно, это могла быть новгородская колония западных славян, согнанных датчанами и немцами с родных мест в первой половине IX века. Только откуда всё же могло взяться это слово, которым назвалась впоследствии наша великая страна с её великой историей?

— Княгиня Ольга, явившаяся в Константинополь через десять лет после посольства Игоря, была представлена во дворе императора как «княгиня ругов». Возможно, что это обобщающее имя славян и оно образовало позднелатинское наименование средневековой Руси — Ruthena, зафиксированное в названии элемента рутений Периодической системы элементов Д.И.Менделеева… <…>

До сего дня почти все исследователи выводят слово «русь» из иностранных источников. О близкозвучных этнонимах «руты» или «руги» мы уже говорили. Уточню: во II–III веках нашей эры меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руги. В V веке они зафиксированы на среднем Дунае. Ещё Тацит называл их «Reudignii». Ученые возводят это племенное имя к термину, означающему «корчеватели леса», — значит, руги занимались земледелием. Один автор предлагает взять за исходное понятие, образовавшее этноним «русь», слово «медведь», ибо оно во многих западноевропейских языках имеет общий корень «urs», другой немецкое «Russ» — «сажа», третий — близкозвучное сарматское, означающее в переводе «красный». Финны и карелы, далее, словом «руотси» называли дружинников у варягов. В смысловой основе этого термина лежали понятия «вёсельные люди», «гребные воины», но он в равной степени относился к славянам и шведам! Есть в то же время исследования, выводящие имя нашей родины от днепровского притока Рось, и вся эта пестрота мнений даёт повод новым и новым дискуссиям.

Истина же, быть может, находится посредине, — Русь, Россия, исходное имя нашей родины, возможно, исторически сложилось из многих источников, среди коих был и летописный этноним «русь». В таком случае упрекать кого-то, в частности великого Нестора, в непатриотизме, норманизме и прочее — дело несерьёзное, тем паче что все эти гипотезы научно не подтверждены до сего дня. Решаюсь высказать свою точку зрения на происхождение и значение слова «русь», которая мне представляется достаточно конкурентоспособной.

— Любознательный Читатель. Интересно!

— На неё натолкнул меня замечательный ученый, великий словак Павел Шафарик — лингвист, диалектолог, этнограф, историк, знаток славянских древностей и языков. Родился он в 1795 году, окончил университет в Иене, учительствовал в Сербии, редактировал первый чешский иллюстрированный журнал, много занимался научными изысканиями в Праге в условиях противодействия австро-венгерских властей, был цензором, хранителем библиотеки, терпел всю жизнь материальную нужду, нравственные утеснения, тяжело болел и незадолго до смерти, весной 1860 года, даже в отчаянии бросился во Влтаву.

Павел Шафарик первым доказал, что славяне вместе с романскими и германскими народами внесли равноценный вклад в формирование европейской цивилизации, его работы сыграли исключительную роль в подъёме национального самосознания всех славянских народов. Он оставил большое научное наследие по славянскому языкознанию и истории, в котором главное место по праву занимает его многолетний труд «Славянские древности», в котором, как писали тогда, «под пеплом древности» автору «удалось найти столько света, что не только история славян, но и их старых соседей — скифов, кельтов, германцев, сарматов, финнов и др. — получила нежданную ясность и достоверность»… На его надгробии надпись: «Въ красныхъ мiра воспитался отъ юности своея»…

Строго говоря, слова «реудигнии», «руги», «руты», «руотси» или «роксоланы», например, от которых производил имя наших предков Д.И.Иловайский, фонетически всё же довольно далеко от слова «русь», и в английских, например, средневековых источниках, начиная с XII века, вначале упоминалась Русия, Руссия, Руссы (Russia, Russie, Russi), потом появилась Рутения (Ruthenia), которую, как писал в своей «Хронике» XII века Роджер из Ховента, «мы предпочитаем называть Руссией»…

А «рос» греческих и арабских авторов или «рус» латинских? От речки Роси или латинского слова «rus», означающего сельскую местность? Но ведь сельских местностей было множество в Европе, а наша родина издревле славилась городами. И уже в глубокой древности большое племя наших предков, если какая-то часть его действительно некогда обитала в крохотном бассейне Роси, скорее обрело бы этноним, связанный с магистральными причерноморскими реками — Доном, Донцом, Днепром, Днестром, Дунаем. В названиях этих рек настойчиво повторяется звукосочетание «дн»; все они даны каким-то одним древним народом, и мы скоро обратимся к нему, жившему на берегах северочерноморских рек пять тысяч лет назад, среди которого обнаруживаются явные следы и наших далёких предков…

— Даже?!

— Но вначале, пожалуйста, закончим тему о происхождении слова «Русь»… Люди Земли издревле жили в горах и пустынях, в тундре и джунглях, у морей или в степях, живут и сейчас. Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках. На реках и речных водоразделах издревле обменивались товарами соседи, по рекам шла и международная торговля, которая приносила доходы от пошлин, взимаемых с иноземных купцов. Реки давали выход к морям, на дальние внешние рынки. И наконец, особый разговор — о значении рек в военном деле. Имею в виду не только речные обрывы, на которых стояли феодальные замки и укрепленные города. У водных преград возводились системы Киевско-Переяславских крепостей, позже — феноменальные каменные Новгородско-Псковские крепостные линии. Наши предки умели также великолепно использовать привычную для них природную среду — реки, озёра и болота — в открытых сражениях. Очевидно, это подсобное тактическое средство русы знали с незапамятных времён, когда конных кочевников, прискакавших за добычей на земли наших предков-пахарей, встречали на бродах и переправах отчаянно сражавшиеся пешие воины. Далеко не всегда и по разным причинам река становилась помощником и другом, и мы, не забывая горьких уроков на Стугне, «Каяле», Калке, Сити, Пьяне, свято помним победоносные битвы на Днепре, той же Стугне, Западной Двине, Эмайыге, Неве, Чудском озере, Воже, Непрядве, Ворскле, Угре, Ведроше, Березино, Волге…

Наши далёкие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийского хрониста Прокопия в VI веке нашей эры. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озёра, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: «наши язычники клали требы озерам и рекам, ради немощи очцыя умывались в кладезях и повергали сребреники». После крещения Руси долго ещё свершались у рек языческие народные празднества. Из Стоглава: «сходились мужи и жены и девицы на ночное плещеванье и безчинный говоръ и на бесовские песни и на плясанье и скаканье»; «тогда в реце идутъ съ великим кричаниемъ, аки беси и умываются водою». В житии преподобного Нифонта есть некоторые подробности праздника: «бесы в виде человеческомъ, ови бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложиша на лица своя скураты и идяху на глумление человеком и, мнози, оставивше церковь, течаху на позоры», то есть на это зрелище…

Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась «руса» («rusa»). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже остались в употреблении только у одних русских в слове русло, означающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян». И далее словацкий учёный привел двадцать топонимов, производных от корня «рус», в землях «русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, словянов (словаков), босняков, сербов и болгаров». А.Н.Афанасьев предполагал во всех этих славянских топонимах «древнейший корень, служивший для обозначения воды вообще».

Попутно ищу в своих заготовках карточку с интересной выпиской из трудов знаменитого русского историка прошлого века: «Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге» (Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. М., 1882). Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птицы, луговую траву для скота. И ещё одно, очень важное – никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла лёгкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

А однажды мне посчастливилось найти старый сборник статей русских историков, археологов, ученых, любителей старины. В публикации профессора Ф.И.Кнауэра «О происхождении имени народа Русь» высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал. Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах «Ригведы» упоминается мифическая река Паза, «великая матерь», текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. А в «Авесте», священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулёзным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги — Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с неё на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы База. Автор считает, что «…имя народа «русь» чисто славяно-русского происхождения» и «в точной передаче слова означает не что иное, как «приволжский народ» (Труды XI археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902). <…>

Стоп! Ведь от того же праславянского корня «рус» образовано слово «русалка», «нимфа» Прокопия! С древним культом её связано множество языческих поверий. Русалки, шаловливые, прекрасные в своей наготе девы, могут соблазнить любопытного мужчину, защекотать до смерти или увлечь в реку и погубить. Они живут в речной глуби или мельничных омутах, в Троицу качаются на ветвях деревьев, куда, задабривая их, женщины вешают пряжу и платки. Стоит девушке тайно сплести венок в лесу и бросить его на воду для русалки, та сразу же даст любимого. Поверья эти полны поэтического очарования и дожили кое-где до нашего времени.

А вот и новые слова того же гнезда. Русалкино заговенье. Во времена В.И.Даля в первый день после христианского праздника — апостольского поста или петровок в селениях Нижней Волги «девки идут все толпою с песнями на Волгу, бросают венки, провожая русалку, чудовище, представляемое несколькими парнями, покрытыми одним парусом; впереди несут на шесте занузданный конский череп, позади идёт дико наряженный погонщик». «…На Русалку или Семик девки крестят в лесу кукушку, кумятся, завивают венки, а на русальнице, русальной или русалъской неделе, следующей за Троицкой, с Духова дня (перед праздником Пятидесятницы) более в лес не ходят порознь, тут гуляют русалки». Привожу это просторное гнездо русских слов и понятий, чтобы показать, насколько прочно укоренились языческие верования и обряды, связанные с русалками, в нашем народе — они переплелись с церковными праздниками и живут на Руси почти тысячу лет после принятия христианства! Продолжим?

«Русальничать, праздновать обрядами Русалку и Семик, Троицу и Духов день; гулять на все лады и пить всю всесвятскую неделю». Троицкая, седмицкая или русальная неделя до сего дня так называется на Украине. В эту неделю, особенно в четверг, нельзя ни купаться, ни плескаться водой; от реки в эту неделю, когда на небе появляется светлый месяц, слышится нежный женский смех, переплеск воды и тихие песни…

Языческий обряд — весенние песни и пляски у реки, которые осуждали церковники, о чём мы говорили выше, назывались русалии. В житии святого Нифонта: «…нарекоша игру ту русалья». <…>
 
В.И.Даль собрал ещё немало диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус». Это руслень — «приполок за бортом, за который крепятся ванты», руси — «обруч, обогнутый сетью», русленый, то есть цеженый квас, руслина — быстрина, стрежень, русленик — цедилка, руст; когда говорят, что вода идёт рустом, это значит, она идёт потоком, струёй.

А и слову «русый» означающему цвет волос, Даль прилагает русскую присказку: «Руский народ русый народ». И ещё В.И.Даль зафиксировал в своем словаре собственное имя Рус, объяснив его как «сказочное чудовище днепровских порогов»; величайший знаток русского языка, быта и верований не мог ввести в свой словарь это слово, не услышав его в народе! Вполне возможно, добавлю, что и литовское rusnoti (медленно течь), и русские слова «ручей», «рукав», «парус», «роса» имеют глубокую связь с тем же древнейшим первокорнем, однако главным путеводным словом для нас остаётся «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространённой в нашем языке; сравните: вес-ло, ветр-и-ло, корм-и-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, ора-ло, Яр-и-ло, мас-ло, точ-и-ло, пряс-ло, коромыс-ло и так далее.

Приступим к главному. Великое множество племён и народов на земле назывались по месту их преимущественного обитания, многие отставшие в общественном развитии в зависимости от этого обстоятельства называют себя и до сего дня. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»), эвенков — оленеводов и охотников — дункан («жители сопок»), бедуины — значит «степные», «жители пустынь», селькупы — шёш куль («таёжный человек»), африканские тервины — «лесные», индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»), индонезийские батаки — «живущие на воде». А восточнославянские ранне-средневековые поляне — это «жители полей», дреговичи — «жители болот», древляне — «жители дебрей, лесов», однако различия существовали только для них самих, и все они с незапамятных времен селились вдоль рек…

А вот я решаюсь высказать предположение, которое, как мне кажется, выдерживает требования исторической лингвистики, топонимики, истории, логики. Если «руса» — это «река» — извечное место поселений наших предков, с которой всегда были так тесно связаны их образ жизни и верования, «русло» — «ложе реки» и это слово и понятие сохранилось только в русском языке, «рус» — праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов лишь в русском народном говоре, Рус — в глубокой древности — мифическое днепровское божество, то обобщённый этноним «русы» или «руссы» издревле значил «живущие на реках», «жители рек», «речной народ»… >>

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Русь. Истоки названия. Гипотеза Чивилихина: http://proza.ru/2020/02/29/1838
• Святая Русь. Красное и чёрное: http://proza.ru/2020/02/29/1335
• Владимир Чивилихин. Портрет в десяти письмах: http://proza.ru/2020/02/29/2100


Рецензии