Кто выше
Очень, очень интересная вещь, побуждает к самым разным размышлениям, что интересно – пока что каждый раз к разным (как и другие его картины, конечно). Сейчас обратил внимание вот на что.
Все персонажи на этой картине расположены на разных уровнях по высоте: пахарь на первом плане, пастух на втором, человек у берега, наклонившийся к воде, сам Икар в воде, матросы на корабле и тот, что карабкается по канатам, и даже товарищ, присевший в кустах на корточки – они все на разных этажах.
Я подумал: не показывает ли этим Брейгель значимость, достойность персонажей в его авторской интерпретации? Мол вот трудяга впереди твердой ногой ступает по земле, не то, что тот мечтатель, что в воде барахтается ногами кверху, а хотел по небу летать…
Не знаю, конечно, замысливал ли художник это или нет, но тут мне вдруг пришла красивейшая мысль. Если это в самом деле (ну, а вдруг) так, то самый значимый на картине не пахарь с головой, опущенной к земле, хотя он и изображен выше, массивнее и ярче всех. Да, такие, как он, первыми бросаются нам в глаза при обозрении картины мира, но главные в мире не они.
Кроме перечисленных мной персонажей здесь есть еще один: Дедал. Тот, на кого смотрит пастух. Он на картине не изображен, но если знать древнюю историю и проследить за взглядом пастуха, мы знаем: он есть и он вооон там, в небе, выше всех.
И если догадка про большую значимость тех, кто находится здесь выше, верна (недаром все-таки фигуры все по этажам расставлены), то главный и самый достойный на картине тот, кто на ней не изображен. Почему именно он и почему никто на Икара не смотрит, хотя картина названа его именем, тоже интересно, но нет времени писать.
29.02.2020
Свидетельство о публикации №220022901888