Кто выше

В перерывах между занятиями разглядываю сейчас картину Брейгеля-ст. (кажется, старшего, хотя, помнится, после исследования ее отнесли к более позднему периоду, скорее всего, это копия картины Брейгеля, сделанная каким-то из его учеников, но не буду сейчас проверять, нет времени) «Падение Икара», я ее специально для этого установил в качестве обоев на рабочий стол временно.

Очень, очень интересная вещь, побуждает к самым разным размышлениям, что интересно – пока что каждый раз к разным (как и другие его картины, конечно). Сейчас обратил внимание вот на что.

Все персонажи на этой картине расположены на разных уровнях по высоте: пахарь на первом плане, пастух на втором, человек у берега, наклонившийся к воде, сам Икар в воде, матросы на корабле и тот, что карабкается по канатам, и даже товарищ, присевший в кустах на корточки – они все на разных этажах.

Я подумал: не показывает ли этим Брейгель значимость, достойность персонажей в его авторской интерпретации? Мол вот трудяга впереди твердой ногой ступает по земле, не то, что тот мечтатель, что в воде барахтается ногами кверху, а хотел по небу летать…

Не знаю, конечно, замысливал ли художник это или нет, но тут мне вдруг пришла красивейшая мысль. Если это в самом деле (ну, а вдруг) так, то самый значимый на картине не пахарь с головой, опущенной к земле, хотя он и изображен выше, массивнее и ярче всех. Да, такие, как он, первыми бросаются нам в глаза при обозрении картины мира, но главные в мире не они.

Кроме перечисленных мной персонажей здесь есть еще один: Дедал. Тот, на кого смотрит пастух. Он на картине не изображен, но если знать древнюю историю и проследить за взглядом пастуха, мы знаем: он есть и он вооон там, в небе, выше всех.

И если догадка про большую значимость тех, кто находится здесь выше, верна (недаром все-таки фигуры все по этажам расставлены), то главный и самый достойный на картине тот, кто на ней не изображен. Почему именно он и почему никто на Икара не смотрит, хотя картина названа его именем, тоже интересно, но нет времени писать.

29.02.2020


Рецензии