Психология круга

Бывают в жизни события, ни чем не примечательные на первый взгляд, рядовые, вроде, заурядные. Но только на первый взгляд, на самом деле потом много раз их вспоминаешь. И много думаешь о них, потому что есть в них нечто поучительное, какая нибудь маленькая истина.
Было это уже давно. Во время студенческой молодости. На физвос я , как и многие иже со мной лентяи,ходил крайне не регулярно. За это суровый преподаватель грозил не поставить зачёт. А тут как раз на тебе - лыжные соревнования, и, как говорится, главное не победа, а участие. Как на олимпиаде. Поучаствовал - зачёт. На этом аналогии с олимпиадой заканчиваются.

В обозначенное время явились мы с группой лентяев удивить общественность высокими достижениями в области лыжегоночного спорта. Выдали нам лыжи, палки, ботинки и номера. Дальше как на олимпиаде - старт и два круга по пять километров. Некоторые из моих товарищей, которые лыжи увидели первый раз в жизни, потому что жили на юге, пришли к финишу весьма быстро. Очень быстро пришли. В прямом смысле пришли, а к финишу в переносном. То есть пришли то они к финишу, но со стороны старта, так как финиш и старт находились в одном и том же месте. Вот туда они пришли очень быстро, двигаясь наперекор судьбе и навстречу всеобщему движению. Пришли и лыжи принесли, в сломанном виде.

Я же, как человек северной, опытный и начитанный, попросил у физрука специальную смазку. Мол, нельзя ли подготовить лыжи к забегу. Преподаватель посмотрел на меня так строго, словно я просил у него не лыжную смазку, а руки его дочери. Я понял без слов - нельзя. Так трудно профессионалам говорить с делитантами. Ведь наш физрук по специальности был футболист. Хотя как футболист...
Но не будет отвлекаться, сейчас ведь речь идёт о лыжных гонках а не о футболе. Ибо о футболе мне много что есть сказать. Но не сейчас.

А погода тогда стояла отвратительная. Ураганный ветер, метель с мокрым снегом. На олимпиаде в такую погоду гонки отменяют. Но то олимпиада а здесь кубок вуза. Как говорил наш физрук "  матч состоится в любую погоду!". А в Париже сейчас, наверное, весна, подумал я, а здесь собаку из контуры не выгониш.
Тем не менее, стартовал я в первых номерах. Уходили с интервалом пол минуты, так что спину впереди идущего я не видел. Да что там говорить, метель лепила так, что в пяти метрах от себя уже ни чего не было видно. Начал я бодро и уверенно, раньше доводилось бегать. Рвать со старта здесь нельзя, это же десятка, кто бегал тот знает. Поймал свой темп, своё дыхание и кати  себе спокойно, тем более медаль ни кто тебе не даст, там сзади ещё несколько десятков человек, среди которых есть и спортсмены.

Через довольно  таки небольшое время выяснилось, не только погода может здесь помешать  показать высокие спортивные достижения. Круг этот имел форму прямоугольника и одна из длинных сторон шла в подъём. Как назло ветер на этом участке бил прямо навстречу. Удовольствие это сомнительное, снег метёт прямо в лицо , да ещё с такой силой, что, стоит только замшкаться, как начинает сносить назад. Да снег такой мокрый, липкий, противный. Как то сами собой появились мысли, может зачёт можно сдать и другим способом. Например купить физруку бутылку водки. Изначальные бодрость и уверенность быстро испарились. Мысли о сходе с дистанции не прибавляли сил, а каждый шаг давался с трудом. И каждый шаг, это был очень маленький и очень медленный шаг с точки зрения одного человека и совершенно бессмысленный шаг с точки зрения всего человечества.

Потом выяснилось, очень многие соперники сошли на этом участке. Но не я, я за собой часто замечал, когда задача трудная мои силы удваиваются а то и утраиваются. Пасовать перед трудностями это не моё, я легче пасую перед простыми задачами. Вот и здесь я думал так - сойти? А из за чего? Подъём то не сильный, это не какая-то гора джамалунгма, без встречного ветра я бы этот подъём и не замечал. Да и ветер, сильный конечно, метров пятнадцать, но ведь не шторм. Что же я отступлю перед каким то ветром?
Плохо конечно, что я пришёл на такие важные соревнования в дубленке. Она, конечно, не очень тяжёлая сама по себе, просто она сильно увеличивает парусность. Да и ботинки немного жмут, ну не было там моего сорок третьего, приходится бежать в сорок втором. Так шаг за шагом, с чудовищно низкой для лыжного спорта скоростью, я преодолел подьемчик. За  поворотом стало намного легче, ветер теперь сбоку, почти не мешает. Я начал набирать скорость. От осознания того, что я победил этот подъём  стало веселей.

И вот ещё поворот, и я вышел на другой длинный участок, который со спуском. И ветер в спину.  И снег не в лицо. На всех парусах я понеся вперёд, здесь я набрал такую скорость, что если бы я сохранял её на всей дистанции, ни одним мировой рекорд бы не устоял. Правда я не слышал о рекордах относительно лыжных гонок. На такой высокой скорости, я опасался одного, не догнать  бы впередиидущего, а то у меня не очень высокая маневренность. Успеет ли он отскочить в  сторону?
По итогам соревнований я занял обидное четвёртое место. Впереди меня оказались два кэмээса и один разрядник. Да видел я этих кэмээсников, на втором кругу меня один из них обогнал. Больше минуты мне привёз негодяй. Да это все из за дубленки. Он то в своей экипировке бежал, и лыжи у него проффишер,а я на немазанной древесине ехал. Как говорят у нас в любительском футболе - это не совсем  честно.

Все же я добился больших успехов, ведь из четырёх десятков стартовавших, к финишу добрались всего семь человек. Пусть по дистанции я ни кого не обогнал, и более того меня самого обогнали, все же это большая победа. Победа над ветром, над непогодой, победа над совпадением неблагоприятных факторов, а прежде всего победа над самим собой, над своей слабостью.

Вся наша жизнь это тот же круг. Как часто поднимаясь на трудном участке ветер встречный и снег. Это нужно перетерпеть, иногда стиснув зубы, и шаг за шагом вперёд. Не важно с какой скоростью. На другом участке тот же самый ветер погонит тебя в спину.
А если сойти на трудном участке, так ни когда не испытаеш той необыкновенной радости победы. Единственной и ни с чем не сравнимомой радости преодоления себя.


Рецензии