Калуталиксуак - 2

11. Кит
12. Смерч
13. Племя
14. Медведь
15. Океан
16. Огонь
17. Следы
18. Буран
19. Олень
20. Мальчик


Кит

Плавал старый кит в недрах огромного холодного океана. Много проплыл Кит, много видел, много знал. Знал Кит, что айсберг только сверху горка, а под водою гора-горища, огромная, необъятная. Знал Кит, что вода только в океане соленая, а в реках, которые океан наполняют пресная. Знал Кит, что в воде не только рыба живет, но и животные, как и он сам. Знал Кит, что человек в воде не живет, а только в гости ходит на лодках, на больших и маленьких. И знал Кит, что с человеком лучше не встречаться, потому что он всех убивает. И рыбу, и животных.   
А еще Кит был знаком с одной старухой, которая могла пешком по воде ходить. При встрече они молча здоровались и расходились. Но когда старуха появлялась, Кит знал, что рядом человек и надо уплывать. Старуха Калуталиксуак тоже не любила человека, она охотилась за его детьми.
А Кит очень любил детей. Любых деток любил Кит. И животных, и рыб, и человека.
Однажды плыл он как-то вдоль береговой льдины, как видит, льдинка оторвалась и ее океан уносит в свои просторы. А на льдинке ребятишки плачут. Горько плачут, рыдают.
Не мог на это кит смотреть - не хотел он вмешиваться не в свое дело. Хотел уплыть. И уже стал разворачиваться. Как видит, старуха Калуталиксуак идет. И не куда-нибудь идет, а к детям.
Погубит старая деток малых. – Подумал Кит.
Доброе сердце было у Кита, не смог он спокойно на это смотреть. 
Поплыл Кит так быстро, как мог, отогнал старуху, а льдинку  к берегу направил. Бил Кит по воде хвостовым плавником, создавал волны, так и пригнал льдинку к берегу. А там ребятишек  уже их родители ждали. 
Все в слезах они долго благодарили старого Кита, пока он не уплыл в океан.
А Калуталиксуак на Кита зло затаила, и обещала отомстить.


Вихрь

Поздней весной олени бродили по тундре, выискивая на еще мерзлой земле между подтаявшим снегом и мелкими лужами молодой ягель. Оленеводы сидели у костра курили трубки и готовили снедь. Белые горы вдалеке мрачно поддерживали серое, набухшее небо. Пахло ветром и костром. Было тихо и пасмурно, только изредка позвякивали оленьи колокольцы.
Вдруг издалека стал доноситься шум сильного ветра. Звук нарастал и у скал появилась мутная туча. Она перемещалась по тундре, и подбрасывала высоко вверх все, что попадалось на пути, землю, ягель, снег и лужи.
Непредсказуемо гулял коловорот из стороны в сторону. Нельзя было угадать, где он окажется в следующую минуту.
А вихрь хоть и бродил из стороны в сторону, но неизменно приближался к стаду. Может, обойдет стороной, может, нет. Побежали оленеводы, подгоняя стадо в одну сторону, круговерть за ними. Побежали в другую, и вихрь в их сторону повернул.
Сбили пастухи оленей в кучу и решили не двигаться, потому что от судьбы не убежишь.
И тут увидели оленеводы, что по тундре к ним идет старуха. Подошла она поближе, а с другой стороны вихрь уже подкрадывается. Выставила старуха руки вперед и отогнала коловорот своей силой.
А потом Калуталиксуак раздала пастухам детские теплые носочки и наказала детям ножки в тепле держать.


Племя

По белой пустынной тундре в краю холодов и ночных сияний, сквозь пургу и морозы шло человеческое племя, изнывая в пути. Шли долго и все устали. Припасы кончились и все хотели есть. И тут перед ними возникла стена из скал, в которой они отыскали узкую расщелину. Люди подошли к ней и стали откапывать от снега. Вырыли проход, и по одному влезли внутрь скалы. Там оказалась большая пещера с маленьким входом.
Сидят люди и жмутся друг к другу. Ветра нет, а холод все равно пронизывает.
Вдруг из самого центра пещеры возникла Калуталиксуак. Разожгла костер и положила к нему тушу оленя.
Люди обрадовались. Но старуха сказала, что за это люди должны ей отдать ребенка.
Поплакали люди, поплакали, делать нечего, если не отдадут, то все погибнут. И отдали старухе ребенка.
Ушла старуха довольная прямо в тундру.
А через несколько дней вернулась, а люди сидят, и друг к дружке льнут, плачут. Еда закончилась, огонь погас.
Тогда Калуталикуак снова разожгла огонь и положила рядом тушу оленя. И снова потребовала ребенка.
Поплакали люди, поплакали, делать нечего, и отдали старухе ребенка.
Ушла довольная старуха в тундру.
А через несколько дней вернулась. Глядит, люди научились огонь разводить и поддерживать. И охотники нашлись, приносят добычу. Стали люди хорошо жить, да на стенах рисовать.
А старуха Калуталиксуак ушла ни с чем.


Медведь

На берегу океана сидели дети и играли с камушками.
Дальше по берегу за большим камнем лежали морские котики и отдыхали.
А с другой стороны от детей за огромным валуном отдыхали моржи. Большое стадо с маленькими детенышами.
А недалеко от берега бродил голодный белый медведь. Он очень хотел есть и ему было все равно, что съесть. Он уже учуял добычу и шел по нюху.
Дети играли, и им было весело. Родители на лодке ушли в море за рыбой, но скоро должны были уже вернуться.
А медведь уже почти бежал и был близок к берегу.
В это время на берег вынесло большую тушу мертвого тюленя.
Медведь быстро бежал, как вдруг с разбегу ударился о внезапно возникшее перед ним большое препятствие. Медведь упал на снег, поднял голову и посмотрел на то, обо что ударился. Это была туша тюленя. Не раздумывая, медведь стал обгладывать тушу.
Калуталиксуак усмехнулась и прикусила трубку.


Океан

Волны бились о камни и скалы множество лет. Разбивали их, стачивали углы.
Вода била торосы и айсберги, растворяя их в себе.
Шторма разбивали корабли и лодки, топили людей. Но человек все равно шел в воду и делал свое дело.
Ничто не могло остановить океан, и ничто не могло остановить человека. Сражение длилось веками, и будет длиться вечно.
Шаманы молились богам за погоду и благополучие. Но боги и так направляли людей, и они шли в океан.
Люди уходили, оставляя детей. Люди могли не вернуться. Глупцы.
Пропитание есть и на берегу, и в тундре, и в небе. Зачем уходить в океан?
«А детей я заберу».
Курила трубку и размышляла Калуталиксуак …


Огонь

Сначала была вода, потом верхний дух пустил гагару, она принесла ком глины. Стали образовываться земля и горы. А потом появились люди и животные.
Женщина отвечала за огонь в чуме. Она раньше всех вставала и разводила огонь. Готовила чай. Дети и мужчина ели чай утром. Мужчина уходил за добычей. И не важно, помогут духи ему вернуться обратно с добычей или он придет без добычи, огонь должен гореть, а чум быть теплым.
Однажды женщина шила обувь мужу и не уследила за дитем. Малыш вышел из жилища. Когда она обнаружила, что ребенка нет, то выскочила из чума, но никого не было видно.  Женщина бегала вокруг чума и звала свое дитя, но никто не отвечал. Вдруг она увидела маленькие следы, ведущие в тундру. Тогда женщина запрягла собак и помчалась по следам.
Женщина знала, что старуха Калуталиксуак забирает себе детей без присмотра, и очень этого боялась. Когда она догнала ребенка, начинал разыгрываться буран. Женщина сильно гнала нарты. Но на кочке нарты перевернулись и сломались. Тогда она освободила от упряжи собак и пошла пешком. Дул сильный ветер, снег залеплял глаза, и уже почти стемнело. Женщина заблудилась.
А мужчина тем временем вернулся с добычей, а в чуме огонь не горел, и только холод гулял по жилищу.


Следы

На одинокой снежной пустыне была видна цепочка следов. Она не была идеально прямой, но и не петляла, как если бы следы принадлежали зайцу. Снег протаптывался не глубоко, а расстояние между шагами было не большое. Можно было предположить, что здесь прошла невысокая женщина. Вдалеке виднелись скалы, в ту сторону и вели следы.
Великая северная тишина веками лежала на этой пустыне. И ничто не смело ее нарушить. Даже птицы облетали стороной огромный белый ковер. Ни один зверь не смел ступить в мертвую зону тишины и спокойствия.
Только человеческий след пересекал молчаливый край покоя.
Позади в нескольких милях на снегу лежали обломки нарт и обрывки кожаных ремешков. Несколько собачьих следов рассыпались в обратном направлении. Вперед вели только одни человеческие следы.
Прошло некоторое время и из скал, которые виднелись вдалеке, донесся плач ребенка и вверх стал подниматься дымок, который таял на фоне неба.
Старуха Калуталиксуак сидела в своей хижине и видела все, даже то, куда не долетал взгляд.


Буран

Старуха сидела в своем жилище изо льда и смотрела в кусок льдины. В нем она видела, как по тундре свирепствует буран. Все звери попрятались и сидят по норам. А если кто и не успел укрыться, то замерз и погребен под толстым слоем снега. Птицы сидят по расщелинам в скалах, прижавшись друг к другу. А морские животные уплыли подальше от берега.
А еще видит старуха, как между скал на малюсеньком ровном месте лежит женщина и укрывает собой от пронизывающего ветра дитя. Хворост, который можно было здесь отыскать, почти весь прогорел. Сама женщина вся замерзла, но не двигается, чтобы согреться. Она прижимает к себе ребенка, даря остатки своего тепла.
Калуталиксуак терпеливо ждет, когда силы и тепло покинут мать, и она сможет забрать ребенка к себе. Смотрит в льдину и ждет.
И тут небо прояснилось, уставший буран лег на тундру и уснул, вышло солнце и осветило все ярким светом.
И это дало сил женщине, она встала, все также прижимая дитя к себе, и продолжила путь к дому.
Калуталиксуак в ярости ударила по льдине и расколола ее.


Олень

Мужчина вернулся с добычей, а в чуме огонь не горел, и только холод гулял по жилищу.
Случилось что-то неладное. Тогда он свалил с нарт добычу и помчался в тундру искать женщину и ребенка.
А по тундре гулял буран. Из-за темноты и стены снега, ничего не было видно. Тогда мужчина отвязал оленей, уложил их рядом, и сам лег в середину. Их быстро засыпало снегом и стало не так холодно.
Так они пролежали долго. А когда буран утих, мужчина откопался, запряг оленей, они вытащили из снега нарты, и двинулись в путь.
Через какое-то время мужчина увидел вдалеке точку. Он направил оленей к ней. Скоро стало видно, что это его женщина с ребенком.
Старуха Калуталиксуак все это видела в осколок льдины и со злостью грызла мундштук трубки.


Мальчик

Человек рождается около оленя, и его заворачивают в оленью шкуру. Человек живет рядом с оленем, человек ест оленя. Человек работает с оленем. Человек радуется с оленем. Человек умирает около оленя.
Мама готовила еду. Мальчик вышел из чума и побежал. Но большая гагара преградила ему путь, стремглав спустившись с неба, прервав свой полет.
Тогда мальчик побежал в другую сторону. Но там на него залаяли собаки, оторвавшись от возни между собой.
И мальчик бросился бежать, но тут его остановил старый олень, который присматривал за стадом.
Мальчику ничего не оставалось, как вернуться в чум.
А мама готовила еду и поддерживала огонь.


Рецензии