Печное дело Пасечные байки

   Пасечники уже разбрелись по своим спальным местам, когда внезапно залаял Шарик и загремел длинной цепью. Алексей включил наружную фару и выглянул из будки. На тропинке, щурясь от яркого света, стоял незнакомый человек. Успокоив Шарика, Алексей подошёл к незнакомцу. Замасленная, запылённая и пропахшая соляркой одежда говорили о том, что это сельский механизатор.
- Мужики, можно у вас переночевать?
- А ты откуда взялся?
- Я здесь, недалеко, на МТЗ -80 поле соевое обрабатывал культиватором. Пробил два колеса на последней загонке. До деревни топать далеко, да и устал за весь день.
- Заходи, гостем будешь! Как звать тебя?
- Максим.
- А меня Алексей, будем знакомы! Чай у нас ещё не остыл, да и миска каши на ужин найдётся!
   Алексей включил свет над обеденным столом, зацепил Шарика за будку,  и пригласил Максима. Глядя на то, как механизатор жадно уплетает еду, понял, что человек не видел горячей пищи целый день. Максим поел гречневой каши с мясом,  выпил кружку чая с мёдом, и Алексей проводил гостя в сенной балаган с лежанкой.
- Отдыхай здесь до утра, только не кури! А утром определимся с твоим трактором.
- Я – некурящий! Спасибо большое!
   Едва рассвело, Шарик снова яростно залаял. Алексей выглянул из будки и увидел, что Максим собирается уходить.
- Ты куда собрался?
- В деревню, за помощью!
- Не торопись, попьём чаю, и поедем, отремонтируем твои колёса. У нас есть для этого и сырая резина, и вулканизатор. Сейчас примус зажгу, чай поставлю! – сказал Алексей, доставая бензиновый «Шмель».
   Максиму такой аппарат видеть не приходилось, и он с интересом наблюдал, как Алексей его разжигает.
- А что печку не топите?
- На нём быстрее!
   Действительно, через несколько минут чайник закипел, а из будок вылезли ещё два пчеловода. Они заглянули в кусты, а потом шумно умылись под жестяным рукомойником, с бодрящей водой.
- Пойдём и мы умоемся родниковой водицей! – предложил  Алексей Максиму.
- А мыло есть?
- Мыло на дереве, в горизонтальной жестяной баночке.
   Собравшись за столом, пчеловоды назвали свои имена: « Пётр и Павел». Чай пили с сушками.
- Хлеб быстро портится! А сушки и сухари практичнее! – пояснил Павел.
- У нас все зубастые, а при необходимости, можно и размочить! – добавил Пётр.
Во время чаепития, пчеловоды  расспросили Максима о повреждениях трактора. После окончания трапезы, быстро сложили в багажник машины необходимый инструмент и оснастку. До поля доехали быстро. Поставили домкрат и разбортировали первое повреждённое колесо. Быстро нашли дырку в камере, зачистили, наложили пластину сырой резины и переносной вулканизатор.
   Пока горел бензин в поршне, готовили к ремонту второе колесо.
- Чем качать будем? – спросил Пётр – С ручным насосом до обеда провозимся!
- У меня на тракторе компрессор с ресивером в исправности, и шланг есть! – ответил Максим.
   Через три часа трактор был на ходу, и теперь мужчины, переговариваясь, складывали инструменты и приспособления в свою технику.
- Ключи рожковые положил?
- Да!
- Балонник давай сюда!
- Может быть, заедешь к нам на пасеку ещё чайку попьёшь! – предложил Павел Максиму – Свой термос чаем заправишь!
- Это можно!
- Алексей, наверное, уже что-нибудь сварил! – предположил Пётр.
Но, на пасеке оказался только чай. Железная печка на высоких ножках нещадно дымила и не хотела разгораться.
- Говорил же сварщику, что труба тонкая, а он приварил эту! – чертыхался Алексей, смахивая слёзы из глаз.
- Может быть, дело не в трубе? – предположил тракторист.
- Да я разные дрова в неё совал, а она так и не разгорается!
- Давай я посмотрю, в чём причина! – предложил Максим.
- Посмотри, если есть желание!
   Максим взял большой продолговатый тазик, кочергу, и выгреб из печки все дрова и угли. Высыпал их в яму мангала, расположенного неподалёку. Затем попросил несколько кирпичей, лежащих рядом. Выстроил из них небольшую перегородку внутри печи и закрепил красной глиной.
- Совсем ход дыму перекрыл! – удивился Алексей.
Тем временем, Максим налил воды в кастрюльку и, наблюдая за уровнем жидкости, выровнял печку по горизонту. Положил берестяную растопку, а на неё дрова. Чиркнул спичкой и через минуту в печи весело гудело пламя. Сизого дыма не было не только из топки, но даже из трубы.
- Фантастика! Как это тебе удалось? – удивился Алексей.
- Если дыма не видно, значит, топливо сгорает полностью! Дым – это не сгоревшие твёрдые частицы.
- Откуда ты это знаешь?
- Для меня это просто, потому, что я профессиональный печник.
- Но ты же тракторист?
- Трактористом я стал позже, уже здесь, а сначала закончил ПТУ, где обучался на печника.
- Это где же ты учился?
- У себя в городке. Я в Амурскую область приехал с семьёй по переселению.
- Кто тебя надоумил на печника учиться?
- Мне дядя такую специальность посоветовал. Он был отменным печником на всю округу. Меня посвятил во многие секреты печного дела. В этой печке большой объём топочной камеры, дымовые газы подходили к трубе с завихрениями и  запирали выход. Я поставил перегородку со щелью вверху, сделал поток не вихревой, а ламинарный и ещё образовал зону разрежения перед трубой. Теперь печка топится нормально, а за счёт перегородки плита будет нагреваться сильнее.
   Пчеловоды переглянулись. Таких научных терминов от простого механизатора они никак не ожидали. Действительно, на печке даже днём уже был заметен малиновый цвет металла.
- Спасибо тебе за помощь и науку!
- Это вам спасибо за выручку с колёсами! Я поеду, а то меня потеряли дома. Получу новое задание! Возможно, на соседнем поле буду вести обработку посевов, тогда к вам заеду ещё раз, если не возражаете?
- Заезжай, расскажешь про печную науку, может быть, сгодиться в жизни.
Максим, действительно заехал на пасеку через несколько дней и остался ночевать. Пчеловоды за вечерним чаем попросили его рассказать про печное дело.
- Быстро рассказать про это невозможно! Здесь нужна обязательно практика! Да и нюансов много. Печники своё ремесло веками отрабатывали, передавали из поколения в поколение. Конструкций печей много. Разделяются они не только по объёму, но и по назначению. В современных домах на селе редко можно встретить русскую печь. Чаще всего делают «пятиоборотки» или «трёхоборотки» со встроенным водогрейным котлом. Хлебобулочные изделия покупают в магазине, поэтому даже, иногда, духовку не ставят. Правда, вернулась мода на камины. Особенно популярны стали они в новых коттеджах.
- Говорят, печники, и трубочисты с чертями дружат? – поинтересовался Алексей.
- Как раз наоборот, черти их боятся! Есть такая байка, что когда трубочист попал в Ад, то там начались проблемы с печами. Ему же все печки подчиняются. Глядят черти, сковороды не жарят, котлы не варят. В Аду стал такой смрад и угар, что всем стало тошно! Главный Вельзевул приказал отпустить грехи трубочисту без испытания, а впредь обходить всех печников и трубочистов десятой дорогой за несколько километров. В Европе до сих пор существует поверье, что встретить трубочиста, к удаче. Потому, что рядом нечисти нет, только сажа. А если ещё и прикоснуться к одежде трубочиста, то и тебя все неприятности будут обходить стороной.
- А почему хозяева старались не обижать печников, когда печка строилась?
- Печники не любили людей жадных и очень богатых. Старались получить с них максимальную цену, чтобы с бедных людей потом взять меньше. Придумывали разные хитрости, чтобы взять нужную сумму. Если не сразу брали, то потом, за устранение этой хитрости, как за удаление нечистой силы. Например, замуруют в трубе кусок оконного стекла поперёк трубы. Препятствия не видно, а дым не идёт. Или забросят в трубу камешек с ниткой и пёрышком. Пёрышко поднимается дымовыми газами и начинает крутиться, делая завихрения и препятствия. Бывало, заделывали в трубу бутылку, с открытым горлышком внутрь. Печь топится, а горлышко жутко завывает на разные голоса. Мог обиженный печник и яйцо сырое в кладку печи заделать. Печь нормально топится, пока яйцо не протухнет. А дальше, хоть из дома убегай.
- Но потом это устранялось?
- Устранялось, если печник местный! А, бывало, что мастера ходили по деревням всё лето. Одни дома рубили, другие печи складывали. Были такие, что шили одежду, обувь, овчинные тулупы. Мастера возвращались в деревни редко. Поэтому и была поговорка: «Скупой платит дважды!» А куда деваться, если «вонючую печь» приходится перекладывать!
- А общие правила строительства печей какие?
- Нужно строить печь на фундаменте или крепком основании! Не торопиться и применять хорошие материалы!
- Какие именно?
- Хороший, правильно высушенный и обожжённый кирпич. Такой кирпич легко тешется и колется. Правда, сейчас можно применять «болгарку», с диском по камню. Этим инструментом можно легко вырезать четверть под плиту и отрезать кусок кирпича нужного размера.
- А ещё что?
- Обязательно шабрить каналы глиняным раствором, когда кирпич ложится «на ребро». Швы делать тонкими, а штукатурку – минимальной. Иногда, строят печи, без штукатурки, или облицовывают их изразцами.
- А глазурованной плиткой можно печь облицовывать?
- Можно, только на подсоленном глиняном растворе! И там, где нет прочисток.
- А где делают прочистки? 
- В местах поворота каналов! Вот, смотрите на схеме! Красным карандашом обозначу места прочисток!
- А почему каналы имеют разное сечение?
- Дымовые газы остывают и уменьшаются в объёме, значит им надо меньше места! Вот канал и уменьшается. Сечение в трубе на выходе остаётся всего на полкирпича. Со временем, оно становится меньше, из-за осевшей на стенках сажи. Она собирается не только на вертикальных стенках, но и на потолке горизонтальных каналов.
- А как же её удаляют?
- Способы есть разные.  Вертикальный канал трубы всегда чистили ёршиком с гирькой внизу. Привязывали такой стальной ёршик на прочную верёвку. Трубочист мог прочистить таким инструментом трубу в несколько десятков метров.
Горизонтальные каналы чистили ручным  ёршиком или небольшой метёлочкой из прутьев.
- А другого способа не придумали?
- Есть и другие способы обрушения сажи в дымовых каналах.  Можно бросить в горящую топку картофельных очисток, каменной соли или нафталина.
От этого сажа становится тяжёлой и ссыпается вниз. Потом её легко можно удалить через прочистки. Применяя соль, нужно знать, что она обладает свойством плавить глину, превращая её в стекловидную глазурь. Образование таких сталактитов внутри каналов может сильно навредить печи. Свойством утяжеления сажи обладают осина и тополь. Сейчас появились в продаже специальные брикеты для химической очистки дымовых каналов.
   Это «Чудо-полено» просто бросают в огонь. Есть и жидкие составы. Все весьма эффективные, но работают на том же принципе, что и народные средства.
- А почему сажа интенсивно оседает в печи, забивая каналы?
- Причиной может быть подсос воздуха через трещины печи, или дырку в прогоревшей духовке, а также металлическая, не утеплённая дымовая труба, жирный уголь. Бывает, что причиной становится неправильная топка.
- Это как?
- Печку нельзя сильно раскалять и охлаждать зимой. Она любит плавные режимы. Некоторые хозяева засыпают сразу много топлива и прикрывают поддувало. Углю не хватает воздуха для полного сгорания и частицы топлива просто испаряются, а потом оседают в дымоходах. Лучше уменьшать тягу заслонкой, а не подачу воздуха дверцей поддувала. Если печка быстро забивается, надо пригласить печника для консультации.
- А если его нет или он занят, а печка плохо топится?
- Конечно, можно самому обрушить сажу. В прочистки нужно заглядывать ежегодно, и золу удалять по мере накопления. Специалист сделает это лучше. Скупость и жадность проявлять не надо, когда стоит вопрос о комфорте или безопасности.
Вспоминается один житель нашей деревни, по фамилии Куц. Был он очень маленьким, завистливым и жадным. Пригласил он, как-то, моего дядю почистить печку, и просил рассказывать про весь процесс, чтобы потом чистить самому. Конечно, с объяснениями работа идёт медленнее. Дядя взял с Куца повышенную плату. Тот не торговался, но мечтал вернуть потраченные денежки.
   Старушка Мария жила одна,  вполне управляясь с хозяйством и огородом. Печка у неё была простая, но сама хозяйка не могла её почистить. Попросила Куца. Тот пришёл, как заправский печник, с инструментом. Замесил глиняный раствор,  и открыл кухонное окно. Стал выбивать кирпичи из прочисток и выбирать золу и сажу в вёдра. Хозяйка пошла в огород, хотела  накопать картошки, чтобы сварить обед.
- Мария, у тебя помощник в доме появился? – окликнула её соседка.
- Да! Пригласила мужичка  печку почистить, а то сама не могу!
- Так ты недавно какого-то приглашала? Может, с другой целью приглашаешь?
- Нет! Тот первым делом похмелился. А потом попросил у меня стеариновую свечку. Зажёг её и поставил меня на колени около дверцы печи. Говорит, что тяги нет, пламя не отклоняется. «Стой, Мария, пока пламя не затрепещется, а я сейчас тягу дам! Потом мне крикнешь!» - заявил он, выходя на улицу.
- И что?
- Дал тягу так, что я его больше и не видела! Прихватил недопитую пол литру, шельмец. Я стою, что коленки заболели. Хорошо Николай зашёл, образумил.
- Ты чего это, Мария, в сектантки записалась? Они на дырки молятся, а ты на печную дверцу?
- А мужик где? На крыше трубу чистит?
- Никого нет! Тебе надо мозги прочистить, чтобы всяким шарлатанам не верила!
Помог мне подняться с коленок, дал воды попить и ушёл.
- А этот что?
- Вроде серьёзно занимается! Пить не стал, аванс не взял. Говорит, что оплата по итогам работы.
   Через открытое окно кухни Куц, слышал разговор и старался прочистить печку очень тщательно. Хотя нужно было начинать именно с трубы. Но у Куца не было ёршика, да и высоты он боялся. Надеялся прочистить трубу, засыпав на огонь картофельных очисток. Каналы были сильно забиты сажей, сверху свисало кружево и бахрома. Каждый канал приходилось тщательно обметать небольшой метёлочкой. Батарейка в фонарике совсем разрядилась и волосок лампочки едва краснел. Куц сделал бумажный факел, чтобы осмотреть канал. В нём клубилась не осевшая чёрная пыль. Дальнейшее оказалось полной неожиданностью. Взорвавшаяся сажа гулко ухнула, толкнула в грудь, и выбросила печника на улицу через открытое окно, а заодно и столб пламени из трубы.  Женщины повернулись на шум. Соседка побледнела и перекрестилась:
- Господи, спаси и сохрани! До чего мир стал грешен! Среди бела дня черти летать стали!
- Да это – человек! – воскликнула Мария, глядя на матерящегося Куца, повисшего в воздухе, и размахивающего метёлкой.
- Может, ему помощь нужна?
- Похоже, что этот тоже тягу дал! – горестно вздохнула Мария.
- Да где же он?
- Вон, по меже на четвереньках чешет!
   Среди картофельной ботвы мелькала закопчённая кепка, на уровне попки, издающей, знакомые с детства булькающие звуки.
На следующий день Мария пришла к моему дяде.
- Подсоби, мил человек! Куц печку чистил, да взорвался. Хату я забелю за несколько раз, а печку надо доделать!
За день дядя закончил дела с печкой, денег за работу не взял. Решил зайти к Куцу.
- Тебе просто повезло, что ты все каналы открыл и частично успел вычистить. Могло бы не только печку, но и весь дом разнести. А так только местами трещины появились, да сажей стены и потолок забросало.  А трубу вообще идеально продуло! Можешь отмечать новый день рождения.
- Спасибо! На день рождения подарки дарят! Ты стишки сочиняешь! Может, и для меня что-нибудь сочинишь?
- Пожалуйста!
Твой предок не любил размах,
Всё экономил, что есть силы,
В одежде, обуви, деньгах,
И даже в росте и фамилии.
Живи ты так, чтоб, наконец,
Никто не звал тебя отныне
Коротким словом, но не «Куц»,
Хоть с той же буквой посредине!
   Пасечники от души посмеялись над рассказом тракториста, и пошли отдыхать. Стояла уже глубокая ночь, а новый день обещал новые работы.


Рецензии