Дополнение к работе Саха Форманты

ДОПОЛНЕНИЕ  К  РАБОТЕ  «РЕКА  САХА…»

СМИ. И  НАУКА 
 ВЛАДИВОСТОК  И  УГРО-ФИННЫ


ПЛАН

ВЫВОДЫ


СМИ.  ФМ :  ВЛАДИВОСТОК-ОДЕССА

                ИЗ  СТАНИЦ (СТАН) —-  СЁЛА

                ОБРЯДОВЫЕ НАПИТКИ
(переход  в  нариц.— из божества — Ракия-Болгария, Саке-Япония).
 

11 —  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.   
          ТОПОНИМИКА.     ОШИБКИ
            

 ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

— Если  древнейшие названия  РЕК  сохранились,  значит, древнее население СОХРАНЯЛОСЬ.

— Пришедшие   племена сохраняли  (перенимали) названия  РЕК.
(что мы наблюдаем  по всей территории Евразии—Сахалин- СОМА-САКА-сок).

——Обобщающие  у  древних племён отсутствовали.
НЕВОЗМОЖНО название—просто река, просто ручей.

— Отмечается  переход  имён  рек  (и других богов) в нарицательные. (Рака—в река, озеро).

— Тогда    дофинское население— это  индоевропейцы—
 прямые  предки  русских (сохранение форманта сьма (бог СОМА в «Ригведе». (3-2 тыс.до н.э. —формирование протославянского языка).

—  Предполагают  существование  протобалтско-славянского единства. Тогда е названия   рек  (Протва)  в   равной  мере  относятся  к протославянскому языку (бог Сома, бог Рака, бог Див).



СМИ
ПАЛОМНИЧЕСТВО

   — В СМИ отмечается, что мусульмане  совершают паломничество в Саудовскую Аравию, но  у шиитов и суннитов— разные места паломничества. Например.

«…Ислам…распадается  на  два  главных направления :суннизм  и  шиизм…
….Кроме   сунны    шииты  имеют и свое  особое «священное предание» — ахбар…
       В отличие от  суннитов, для которых священными  городами считаются  Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества  шиитов  являются в первую очередь  иракские города  Эн-Наджаф   и Кербела, где, согласно преданию, погребены  халиф Али….» 1  [Словарь атеиста.  Настольная книга атеиста/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов.. и др.; под общ.ред.С.Д.Сказкина.—М.: Политиздат, 1987.—431с.  с. 55  ]


ИЗ СТАНИЦ (СТАН)—-  СЁЛА

    —Проживание древнейших индоевропейских жителей—русских (казаков)  было стёрто. Так, казачьи поселения— станицы переименрвывались в сёла. Екатерина 11 даже реку Даик-Яик переименовала .
   —  Станицы остались на Дону и Кубани, переименованы на Дальнем Востоке, Урале.
  Например, нынешнее село Рубежное на Урале (Даике)  было                с т а н и ц е й  Рубежной. Через реку—Башкирия. На мосту часто выясняли  отношения.(по словам очевидца).  (см.также в Амурск. Обл.словаре)

   — Следовательно, у русских (казаков ) остались
 фамилии (Дивин—по имени  индоевропейского  бога, но не Зевсов—греческий вариант названия Дива, Казаков (бог Сома-Су—Саки-соки),
обрядовые напитки — р а к А (вид сомы (см. ст. Яджна)  и
 названия  рек  Евразии (территория СССР) по именам  индоевропейских богов.

     —Из  станиц — сёла (но оставлены   национальные аулы, кишлаки)


        СМИ.  ФМ :  ВЛАДИВОСТОК-ОДЕССА

  В передаче о Владивостоке  отмечается, что  Владивосток—как колония, сообщение, например, с Одессой.  Владивосток освоен только в 19 веке по-настоящему.Владивосток — из Одессы (как колония (только в  Х1Х в.)

—-  Однако на Дальнем Востоке  предки русских— индоевропейцы проживали  с древнейших времён. Об этом свидетельствуют названия рек. Саха—Амур—Саки-бог Сома. Зея-Дея-Ея, Кумара (Кама).

        —  Владивосток—   из Сибири по рекам,  (Например, книга « Амур-батюшка»,
—  Айны (самоназвание «кур», но такое название было у мифического народа  в «Ригведе»и др..

—Пришедшие  маньчжуры  сохранили  САХА-Амур, Сахалин (бог Сома,Су)

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Движение русского   государства ( на уже заселённые предками русских земли— по названиям рек).

«… русские … до похода  Ермака за Урал… Таймырский полуостров…..
Перевалочным пунктом  между Сибирью и европейской частью страны…
Целые поколения поморских промышленников  преемственно были связаны  с пушными промыслами…
…многочисленные зимовья и даже «городки»..
..родственные связи…ещё в начале  ХУ11 в.  один из родов  хантыйских   энцев назывался  РОДОМ  Яши  Вологжанина..
…в начале ХУ111 в… реках  только мужской состав населения  превышал 30 тыс.человек…
…по Енисею…ядро постоянного  русского  старожильческого населения…
…1639г….на Ленском волоке, где строились суда для дальнейшего  плавания по Лене, «судового» леса не оставалось — «вынят весь на суды»…
…»…с Лены в Приамурье… по притоку Лены Алдану…
…Захват добычи и угон  населения   вовсе не  означали  присоединения  указанных территорий  к империи Цин…
…Установление  российской власти на Амуре— острогов (1651—1652)…против устья   
     реки   Кумары…  летом 1653 г.московским дворянином Д.И.Зиновьевым, прибывшим из Москвы…Он   встретился  с Е.П.Хабаровым  на Амуре  в    устье         Зеи…
… Районы к северу от  Ивового палисада,  занимавшие                бассейн  Сунгари…
    … считались «внешней    территорией,     официально до ХУ111 в. не включавшейся
 маньчжурскими властями  в состав империи…
… 40-х годов   ХУ11 в., причем   русские  вышли  в Забайкалье  с  запада через Байкал, а  в  Приамурье — первоначально  главным образом с севера, из Якутии…».    2[  В.А.Александров. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина  ХУ11 в.)— Хабаровское книжное издательство, 1984,  с.1-25,    ]  ,


ТИХООКЕАНСКИЕ   ОКНА

     « У охотских тунгусов  основной социальной единицей   являлся РОД. Роды объединялись  в  племена…\
… Вожди   РОДОВ и племен …отдельные….хозяйства  .. завели рабов. Рабами   менялись, продавали их за соболей…»    [Сафронов   Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории  освоения   русскими  людьми  побережий   Охотского  и  Берингова  морей.—Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 192 с.,  ,с. 8   ]

«.. предки нивхов, язык которых рехко отличается   от языка  тунгусо-маньчжурских  соседей  и
   айнов  (некоторые учёные  сближают его  с малайско-полинезийскими языками…»   [Сафронов   Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории  освоения   русскими  людьми  побережий   Охотского  и  Берингова  морей.—Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 192 с.,,  с.11  ]

 «…..Неверными являются утверждения  некоторых исследователей, будто отряды  первопроходцев  шли по незнакомой местности  вслепую, наугад. Преодолевать  дикую тайгу…, многоводные реки.., гонные хребты  им помогало само  местное население…»  [Сафронов   Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории  освоения   русскими  людьми  побережий   Охотского  и  Берингова  морей.—Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 192 с.,  ,с.15  ]

«..Первым европейцем, достигшим со своей  экспедицией  Тихого океана со стороны запада, был  русский казак Иван Юрьевич  Москвитин.. с 1620 г…
«Обретение  Камчатки  и  Курильских островов

…..новые данные…что в основе  русского названия островов  лежит  одно из самоназваний   айнов —«кур»(человек, люди, народ). Оно было перенесено  и на жителей…

    В связи с вышеизложенным  нелишне подчеркнуть  беспочвенность  так называемого «территориального   вопроса»,  поднятого  в  послевоенные годы японскими… кругами.
  Нет никаких исторических оснований  для утверждения  о том, что… Кунашир и Итуруп , якобы были «исконно японским землями». 
   В пору присоединения  Курильских островов  к  России в состав японского государства  не входил даже остров Хоккайдо…
…возможность колонизации японцами чужих  территорий. Это подтверждается  и записями японского географа  ХУ11 в.
      В них говорится, что он  «был первым японцем, ступившим на эту землю»…Первый японец  на  Итурупе в конце ХУ111в…

…Япония в 1905 г. захватила  Южный Сахалин   и закрыла для России все выходы  в Тихий океан, к портам Камчатки и побережью Чукотки, а на Курилах развернула  военно-морские базы, аэродромы… возвела многочисленные укрепления.
  Эта историческая несправедливость  была устранена  в ходе  Курильской операции, проведенной Красной Армией  18 августа—1 сентября  1945 г. Курильские острова вошли в состав СССР»  [Сафронов   Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории  освоения   русскими  людьми  побережий   Охотского  и  Берингова  морей.—Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 192 с.,  с.26-33 ]

ВЫВОДЫ

— —-   На Дальнем Востоке  предки русских— индоевропейцы проживали  с древнейших времён. Об этом свидетельствуют названия рек. Саха—Амур—Саки-бог Сома. Зея-Дея-Ея, Кумара (Кама

                ОБРЯДОВЫЕ НАПИТКИ

(переход  в  нариц.— из божества — Ракия-Болгария, Саке-Япония).

 «КЛАССИФИКАЦИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
 БРЕНДИ

Эта группа напитков сходна  с водкой по технологии, но изготавливается  преимущественно из  плодово-ягодного сырья…
…Бренди имеет массу названий
  В Грузии этот напиток называют ч а ч а…
…В Болгарии  производят р а к и ю  из сливовых и виноградных выжимок..
.. В Японии из риса производят  с а к э.
Турецкий напиток  а р р а к  делается из  тростниково-сахарной мелассы..»  4[М. Максимовский  Этикет делового человека.—Краснодар, «Эдви», 1996.—112 с. ,  с.71   ]

ВЫВОДЫ
— Переход  в  нариц.— из божества — Ракия-Болгария,
— Заимствование тюрками—арак.
— Буддизм —из «Ригведы»—заимствование  японцами— Саке-Япония (Сома,Су)


НАУКА

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.   
          ТОПОНИМИКА.     ОШИБКИ


«….Вспомогательные исторические дисциплины (75 стр.)
История   Галина Леонтьева

        Историческая топонимика.

 Географическое название, как  и  всякое     и м я    собственное,                с о ц и а л ь н о.   
       Оно возникает из практической потребности  людей  назвать   т о т   или иной   объект.

         Какая же из характеристик объекта окажется той, что дает основу для названия, зависит от уровня и характера социально-экономического и политического развития и от социальной психологии…

 …Так, село может быть названо по сравнительно редкому природному признаку (например, Дубровка), по местной церкви (Рождественское), по имени или фамилии владельца (Пушкино). Но до развития боярского вотчинного землевладения название по владельцу было невозможно.

       Точно так же слащаво-сентиментальные названия помещичьих усадеб типа Кинь-Грусть, Отрадное, Мон-Плезир, заставляющие вспомнить сразу и Манилова, и   щедринского градоначальника Грустилова,   обязаны своим появлением моде 2-й половины XVIII - 1-й половины XIX в.

      В названии ярко проявляется   закон   р я д а:
название должно выделять из него.
   Деревня Дубровка появится лишь там, где дубравы - исключение среди хвойных и березовых лесов, а Борки - там, где преобладают лиственные леса.
        Давно подмечено, что топонимы, в которые входят термины колодец,                в о д а  (на разных языках),
       характерны для сухих местностей, где воды мало, а каждый колодец - особая ценность.
               Историк, не учитывающий этого обстоятельства, может порой привести аргумент, который на самом деле опровергает его концепцию.
         Так, один из крупнейших историков академик Б.Д. Греков, отстаивая точку зрения о смердах как основном населении древнерусского государства, ссылался на то, что топонимы с корнем смерд (как установила Е.А. Рыдзевская) исключительно широко распространены на Руси.
           К сожалению, Б.Д. Греков не учел закона    относительной  негативности названий.
      Как заметил И.Я. Фроянов, если бы смердами называли всех крестьян, не имело бы смысла особо выделять волости и села с названиями Смерда, Смердыня и т. п. В самом деле, мы не найдем (или почти не найдем) на карте России сел с названиями Пахарево или Крестьяниново.

        Итак, выделяя из ряда, топоним отражает признак, сравнительно редкий для данной местности, но присущий называемому объекту.
         Этот     принцип   наименования    получил название относительной негативности    географических   названий.

        Важным топонимическим термином является понятие топонимического субстрата.
       Слово субстрат в буквальном переводе означает подслой.
        Вероятно, именно так его бы и стоило назвать, но термин                субстрат  уже  устоялся в научной литературе.

       Субстратом      принято     называть   пласт        н а з в а н и й,  происходящих   из     я  з  ы  к а    народа,    раньше   жившего    на   данной    территории.

    Например, многие топонимы Германии имеют славянское происхождение: Шверин (славянское Зверин), Дрезден (по славянскому племени                дреджан    от   дрязга –  л е с;     р е к а    Дрезна   в Московской области), Лейпциг (из Липск), Росток (розтока - место разделения реки на два рукава), Баутцен (из славянского Будышин), Любек (по славянскому племени любичей). Эти и другие названия составляют славянский субстрат в немецкой топонимии.

     В свою очередь, в русской, украинской и белорусской топонимии можно найти   и р а н с к и й,  балтский,       угро-финский субстраты. Изучение субстрата дает возможность проследить исторические судьбы территории, процессы      этногенеза.
 
         Главная опасность, подстерегающая начинающего топонимиста, - излишнее доверие к легендам о происхождении тех или иных географических названий.
       Так, в Рузском районе Московской области жители верят в легенду, что название местного села Аннино происходит от того, что Иван Грозный якобы заточил в церковь этого села свою сестру Анну. В действительности же у царя Ивана не было сестер, а церкви, в отличие от монастырей, никогда не служили местами заточения.
   Название же, вероятно, происходит от имени владелицы.
         Некоторые топонимические легенды носят комический характер: о Яхроме, возле которой княгиня, оступившись, жалобно закричала: "Я хрома", о Ворскле, уронив в которую подзорную трубу Петр I воскликнул почему-то по-старославянски: "Вор скла" (т. е. стекла) и т. д.
      Для всех них характерно, что в представлении их создателей название возникает как следствие случайно произнесенной фразы. Распространителям таких легенд обычно остается неизвестной подлинная история топонима, бытовавшего, как правило,
   задолго до жизни тех деятелей, которым приписывается историческая фраза.

          Другая ошибка близко связана с предыдущей: попытка подобрать, не задумываясь
 о формантах,
законах языка,
 истории народа
и территории, подходящую этимологию. В этом случае    этимологизатор   создает новую топонимическую легенду, отличающуюся от народных в худшую сторону: в ней нет элементов фольклора.

     Так, один литератор пытался произвести название села Кидекша от русского глагола покидать, не обращая внимания на необъяснимый из славянских языков
    формант - кша (Икша, Шилекша, Коло-кша и т. п.), относящийся к древнейшим
    угро-финским формантам на территории нашей страны и возникший еще во II–I тыс. до н. э.

          Невнимание к истории может подвести и серьезного ученого.
     Так, один из крупнейших русских лингвистов
    академик А.И. Соболевский
     пытался связать с  и р а н о я з ы ч н ы м и    скифами название деревни Сибирь в Смоленской губернии (ученый ошибочно,     как впоследствии выяснилось, считал    с к и ф с к и м    и название Сибирь).

      Однако на самом деле смоленская деревня была самой глухой из вотчин графов Шереметевых, куда они ссылали провинившихся крепостных, домашней  шереметевской "сибирью" (одно из отономастических значений слова Сибирь - место ссылки).

     Изучать топонимические субстраты легче всего по названиям  р е к   и озер (гидронимам):
    эти названия, особенно крупных  р е к,  наиболее стойки.
          Одним из древнейших языковых слоев  в  гидронимии  является                и р а н с к и й,     оставленный   скифскими и сарматскими племенами, обитавшими    в       с т е п н о й       зоне в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э.
                С этими  и р а н о я з ы ч н ы м и          народами связаны названия крупнейших   р е к    степной зоны - Дона, Днепра, Днестра и Дуная.

          В  их  названии присутствует корень    дн,   дон.
   Слово дон на осетинском языке (а он - прямой наследник аланского, в свою очередь восходящего к сарматскому) и сегодня означает   в  о д у.
    Термин     в о д а          во   многих   языках служил для обозначения                р е к и,     а   наиболее    крупные    водные   потоки   обычно называли                п р о с т о      р е к а м и.
       Так   и   с е г о д н я          в   бытовой речи жители сел зачастую называют свой районный центр просто городом, а   ближайшую  р е  к у – р е к о й.

             Для лесной же зоны более характерен финно-угорский субстрат.
     Финно-угорские племена занимали еще во II–I тыс. до н. э. обширные пространства Восточной Европы.
          Одним из древнейших финно-угорских формантов является уже упомянутое   о к о н ч а н и е   - кша, - кса (Икша, Коло-кша, Шиле-кша, Кова-кса, Юндо-кса и т. д.),
     которое в  д р е в н и х   языках этой группы,  в е р о я т н о, означало                р е к у         или   р у ч е й 
   (например, в   с о в р е м е н н о м   марийском   языке  и-кса -  ручей).

       Названия    р е к,  оканчивающиеся   на - кша, - кса,   распространены на огромной территории от правобережья     Оки до Белого и Баренцева морей, но преимущественно,   как   выяснил  а р х е о л о г   В.В. Седов, там, где находят    памятники    волосовской    археологической культуры эпохи позднего неолита.
           Тем самым устанавливается, что эта культура оставлена древнейшими финно-угорскими племенами
        на территории России.

       С этими   племенами  связаны также   форманты - ма,
   значение которого пока не выяснено (Ухтома, Андома, Кема и т. д.),
    и - ога, - ега, - уга, -  ю г а, 
означающие   р е к у    (в современных финно-угорских языках йокки, йогги - река): Анд-ога, Линд-ега, Ветл-уга, Уфт-юга и др.
        По  наиболее  распространенной  гипотезе  таково  и  происхождение названий  рек  Ока и Юг, означавших   п р о с т о    р е к а.

         Невозможным оказалось объяснение 
 ни   из финно-угорских,
ни из славянских языков
многочисленных названий  р е к,
    кончающихся на - жма, - зьма, - сьма, - шма (Кля-зьма, Вя-зьма, Кине-шма, Ке-сьма и др.).

     Эта группа    ф о р м а н т о в    относится,  в е р о я т н о,  к неизвестному еще
 дофинноугорскому субстрату.

       В.В. Седов обратил внимание, что ареал распространения этих                р е ч н ы х      формантов   близок   к ареалу распространения памятников
льяловской    археологической   культуры  эпохи   неолита (III–II тыс. до н. э.).
       Так   географические  названия   доносят  до  нас  голоса   л ю д е й,
 живших 4–5 тыс. лет тому назад.

      В западной части Центра России существует значительный балтский субстрат.
    Для   балтских  названий характерны
     окончания - са, - за, - ья, - рь, - ль, - ра, - нь,
    нередко оформленные в ходе дальнейшего развития славянским окончанием - ка,
      например Бутынь - Бутынка.
     Языковед    В.Н. Топоров провел большую работу по выделению
       балтских гидронимов за пределами Литвы и Латвии.
      Среди них такие совершенно
     обрусевшие названия, как Пахра, Таруса, Руза, Гжать, Гжель,
Искона,
Протва и др.
   Гидронимы  балтского  типа широко распространены в Беларуси, Северной Украине и на запад и юго-запад от Москвы
(в Московской, Калужской, Тульской, Смоленской, отчасти в Рязанской областях).

     Однако  основная часть и  названий  р е к,
   и тем более населенных пунктов Восточной Европы,
   славянского происхождения.
     Они   л е г к о     поддаются
 этимологизации,  широко и повсеместно распространены.» 5 [https://dom-knig.com/read_222076-75, см 26 фев. 2020  ]

—Рассмотрим   названия рек — божества у современных племён

ФРЭЗЕР

«… у  шумящей   р е к и    — всю ночь напролет  с  ним боролся какой-то человек…   «…видел  бога  лицеем к лицу…»
….что таинственный противник  Иакова  был    р е ч н ы м    духом…
   
…Предположение, что   противником  Иакова  у переправы  через  Иавок  был не кто иной, как   р е ч н о й      бог,    подкрепляется…тем соображением, что   у    м н о г и х        народов практиковался  обычай умилостивлять  у переправ    капризных и жестоких   в о д я н ы х    б о г о в. 
    
      По совету Гесиода, собираясь  перейти    вброд   реку, вы должны, глядя на текущую воду, произнести молитву  и вымыть руки, ибо тот, кто шагает через поток с   немытыми руками,     навлекает на себя гнев   б о г о в…

…в    Центральной Африке…
…За   ритуалом у каждой из названных   р е к    следил  особый  жрец…

…Клан  тотема «боб»  в Уганде  был особенно привержен  культу     р е к и  Накиза, а  жрецом был вождь этого клана. Когда  р е к а   разливалась, ни один из членов   клана не пытался   перейти её: жрец  запрещал им это под страхом смерти.

     В одном месте  на Верхнем Ниле, называемом      «водопад     Карумы»…
      Местное предание гласит, что   камни  эти поставил  здесь      Карума,                п о д р у ч н ы й      или    приближенный    одного    в е л и к о г о    духа…
колдун…жертвенных  животных…

    Ба-даг-а,  племя в  горах   Нилгири  в  Южной Индии,                верят       в                б о ж е с т в о  по   имени 
 Ганг-амма,    «находящееся  будто  бы  в каждой реке…
     …. Перечисляя после смерти  каждого члена  племени , во время похорон, его великие прегрешения, упоминали  также  о том, что он  перешёл р е к у,    не       уплатив   своей  лепты      Ганг-амме».

    Тода… лучше    изученное  п л е м я    в  тех  же    г о р а х, считают                две   из  своих  р е к —      Тей-нах  (Пай-кара)         и        Пахвар (Аваланш)    БОЖЕСТВАМИ      или          обителями    БОГОВ.
      Каждый      туземец,   переходя  одну из     э т и х      р е к,   должен   в знак  почтения вытащить  свою правую руку из-под  накидки.
     Прежде эти РЕКИ можно было переходить  лишь в определённые дни недели…

     Точный смысл, лежащий  в основе  многих таких обычаев, относящихся  к РЕКАМ,   остается часто неясным, но главным мотивом…РЕКОЙ,    которая рассматривается    как       некое      в с е с и л ь н о е     сушество   или   же как место,   населенное  могущественными  д у х а м и.

     Представление  о  р е к е  как об  о с о б о м   существе  прекрасно  иллюстрируется   обычаем, широко распространенном  среди народности   кахиен     в  Верхней Бирме.
        Если кто-либо из этого племени  утонул, переправляясь через   реку, то один из его родственников       раз   в   год   приходил   к   берегу  провинившейся  р е к и   и,      наполнив  сосуд     в о д о й      до  краев , рассекал его мечом, как если бы расправлялся  с врагом-человеком…

     Духи    р е к  были не единственными   водными  б о ж е с т в а м и, которых   дерзкие люди  осмеливались   вызывать   на   борьбу…

… Ксерксом… п р о л и в     к   300     ударам плетьми…
 …..вот теперь никто не приносит тебе жертвы, ибо ты коварная и соленая РЕКА».

    По преданию,   древние    кельты, когда    море затопило берег, вошли  в воду   и стали рубить  и   колоть   его  мечами   и копьями. полагая, что  они в силах  причинить увечье…   самому   океану.

    Тораджа (Центральный   Целебес)  рассказывают об одном из своих племен,   глупость     которого   вошла   в     поговорку,        что   однажды      оно  спустилось    к   морскому        берегу   п о с л е  отлива.  …  построили хижину    н и ж е    линии    прилива.  Когда   вода   прибыла… приняли …за чудовище…  решили   задобрить   его, бросив в воду  весь свой  запас                р и с а.     Так  как  прилив  все увеличивался,…стали  кидать  в море свои мечи, копья и ножи, намереваясь… поранить страшного врага…

     … Несколько человек   из   г о р н о г о    племени  арафоо,  на северном берегу  Новой Гвинеи, плескались в  море   во время  п р и б о я,  и   трое   из них  были   подхвачены  обратной   волной  и   утонули.
      Чтобы    отомстить  за смерть  товарищей,   оставшиеся  в  течение                м н о г и х   часов  стреляли   в набегавшие    волны    из   ружей  и   луков.

      Представления  о   ВОДЕ  как  о  ЖИВОМ  существе, которое можно напугать  или   победить   физическим  насилием,   облегчает нам  понимание странного  рассказа   о  приключении  с   Иаковом  у  брода  на     р е к е  Иавок…

     Оба   объяснения  вполне  согласны с  духом          философии                дикарей;             каждого   из них    в отдельности   было  бы  достаточно  для понимания  этого  еврейского  табу.     Согласно    нашей теории,   библейский рассказ дает религиозное    объяснение   обычаю, первоначально   основанному  исключительно  на   симпатической    магии.

  …с   поверьем древних мексиканцев. Они полагали, что  великий    б о г Тецкатлипока   имел   обыкновение   бродить по ночам   в    образе                ч е л о в е к а                гигантского   роста…»  6 [Фрэзер Д.Д.  Фольклор   в Ветхом завете.—Пер. с англ.—М.: Политиздат,1986.—511с.  , с. 278-284,  ]

—Рассмотрим   древние тексты (со 2-го тыс.до н.э. Например, переход  имени божества Агни в нарицательное —огонь.

ТЕКСТЫ

Изучение древних  памятников

(«…из памятников..с  конца  2 тыс.до н.э. по  5  в.н.»,  )

   « ИРАН
…Дэвы — божества, объявленные злыми после  утверждения  зороастризма в качестве  государственной религии…
…Даитйа — мифическая река, расположенная предположительно  в области Хорезма  или   бассейнов Аму-Дарья и Сыр-Дарья…
…Мазанские дэвы — злые демоны прикаспийской области Мазандарана…
…Данавы, отпрыски Асанбана — Кара, Вара….
….Конкретность этого описания  заставила  исследователей предположить,что существовала статуя  богини, облаченная в дорогие одеждыи  украшенная драгоценностями…

ИНДИЯ
Древнейшая обрядовая и культовая поэзия
…Речь идет о водах, выпущенных Индрой…
…Дану— имя матери Вритры…
…Сома — БОГ, персонифицирующий  упоминвшийся  выше ритуальный напиток. Сома, по-видимому, также находился   в изначальной г о р е , но еще до   поединка с Вритрой  был похищен  оттуда для Индры  орлом..
…Наблюдатели  Варуны — звезды ночного неба…
… Корова, несцщая ИМЕНА — речь священных гимнов. Владеющий этой речью  должен  передавать  ее тайны  следующему  поколению  певцов…
…Золотые качели — солнце..
…Море — здесь: космический океан. Под б е л о й  каплей, возможно,  разумеется солнце

…Чёрный день — ночь..
…Хотар — главный  жрец.  Агни как  жертвенный огонь, передающий  жертву людей богам, почитается богом-жрецом…
… То есть все боги единодушны  в почитании Агни  как источника  света и вдохновения…
… До начала  творения Вселенной  Агни  пребывал  со мраке  нижнего мира (или в изначальной  с к а л е…
Дхатар («Основатель»)—бог-творец…
…    
  МАХАБХАРАТА
….Дхананджан («Победитель, выигрывающий   богатство» ) —эпитет   Арджуны…
….Троемирье — Вселенная,  состоящая из  трех  м и р о в — небесного, земного и подземного ( или  небесного, земного  и срединного, расположенного  между небом и землей).
… Киритин («Обладатель короны»)—одно из имен  Арджуны, носившего  прекраснуюкорону, подаренную ему  Индрой…
…Яма-Калантака  —бог смерти Яма в его ипостаси  В р е м е н и   , всему полагающему конец…


..Ю г а      —  п е р и о д        существования  Вселенной, в конце которого она  разрушается, чтобы затем вновь родиться.                Крушение Вселенной в конце
  ю г и    рисуется   в      и н д и й с к о й      мифологии  как космическая  катастрофа: на небе   выстраиваются  все планеты, выходят двенадцать солнц, возникает страшный пожар  и т.д….

……Картавирья — имя  по отцу знаменитого героя из племени  ХАЙХАЕВ…
…Сиддхи… — классы небожителей…
… войсками  Пандавов  в великой битве…
..Пар-тха— имя Арджуны по матери…
…Здесь перечислены   некоторые из групп богов…Функционально  каждая такая группа    приближается к   понятию    п л е м е н и…

…Агни…сохраняют свои древние функции, первый — бога      о г н я….
СОМА  — в ведийскую эпоху  персонификация  ритуального  напитка,… становится  божеством  луны…
…бог  богатства    К у б е р а…
… Я к ш и — мифологические существа… иногда  же  —  прекрасные                д у х и, хранители   сокровищ   Куберы,    живущие в  г о р а х…
…Свадха — еда и питье, приносимые в   жертву предкам (праотцам)…»
7 [Литература  древнего Востока .Иран, Индия, Китай.( Тексты). Авторы-сост.Ю.М.Алиханова, В.Б.Никитина, Л.Е.Померанцева.—М.. Изд-во МГУ, 1984. 352с., с. 315-319 ,
   «…из памятников..с конца  2 тыс.до н.э. по  5  в.н.»,  ,с.2  ]


ВЫВОДЫ

Изучение древних  памятников

. Изучение  древних текстов с точки зрения литературы (не только лингвистики):
.  Не только по одним  с о в р е м е н н ы м   окончаниям (формантам)


     Рассмотрим ошибки исследователей  и  данный материал.

Уточним ещё раз указанные форматы  в названиях рек.

«История   Галина Леонтьева

…..формант - кша (Икша, Шилекша, Коло-кша и т. п.), древнейшим
    угро-финским формантам на территории нашей страны и возникший еще во II–I тыс. до н. э                С этими  и р а н о я з ы ч н ы м и          народами связаны названия крупнейших   р е к    степной зоны - Дона, Днепра, Днестра и Дуная.

          В их названии присутствует корень    дн,   дон.
   Слово дон на осетинском языке (а он - прямой наследник аланского, в свою очередь восходящего к сарматскому) и сегодня означает   в  о д у.
    Термин     в о д а          во   многих   языках служил для обозначения                р е к и, а   наиболее    крупные    водные   потоки обычно называли                п р о с т о      р е к а м и.
       Так   и   с е г о д н я          в   бытовой речи жители сел зачастую называют свой районный центр просто городом, а   ближайшую  р е  к у – р е к о й Одним из древнейших финно-угорских формантов является уже упомянутое   о к о н ч а н и е   - кша, - кса (Икша, Коло-кша, Шиле-кша, Кова-кса, Юндо-кса и т. д.),
     которое в  д р е в н и х   языках этой группы,  в е р о я т н о, означало                р е к у         или   р у ч е й 
   (например, в   с о в р е м е н н о м   марийском   языке  и-кса -  ручей).

       Названия    р е к,  оканчивающиеся   на - кша, - кса,   распространены на огромной территории от правобережья     Оки до Белого и Баренцева морей, но преимущественно,   как   выяснил  а р х е о л о г   В.В. Седов, там, где находят    памятники    волосовской    археологической культуры эпохи позднего неолита.
           Тем самым устанавливается, что эта культура оставлена древнейшими финно-угорскими племенами

       С этими   племенами  связаны также   форманты - ма,
   значение которого пока не выяснено (Ухтома, Андома, Кема и т. д.),
    и - ога, - ега, - уга, -  ю г а, 
означающие   р е к у    (в современных финно-угорских языках йокки, йогги - река): Анд-ога, Линд-ега, Ветл-уга, Уфт-юга и др.
        По  наиболее  распространенной  гипотезе  таково  и  происхождение названий  рек  Ока и Юг, означавших   п р о с т о    р е к а.

         Невозможным оказалось объяснение 
 ни   из финно-угорских,
ни из славянских языков
многочисленных названий  р е к,
    кончающихся на - жма, - зьма, - сьма, - шма (Кля-зьма, Вя-зьма, Кине-шма, Ке-сьма и др.).

     Эта группа    ф о р м а н т о в    относится,  в е р о я т н о,  к неизвестному еще
 дофинноугорскому субстрату.

       В.В. Седов обратил внимание, что ареал распространения этих                р е ч н ы х      формантов   близок   к ареалу распространения памятников
льяловской    археологической   культуры  эпохи   неолита (III–II тыс. до н. э.).
       Так   географические  названия   доносят  до  нас  голоса   л ю д е й,
 живших 4–5 тыс. лет тому назад.


      В западной части Центра России существует значительный балтский субстрат.
    Для   балтских  названий характерны
     окончания - са, - за, - ья, - рь, - ль, - ра, - нь,
    нередко оформленные в ходе дальнейшего развития славянским окончанием - ка,
      например, Бутынь - Бутынка.
     Языковед    В.Н. Топоров провел большую работу по выделению
       балтских гидронимов за пределами Литвы и Латвии.
      Среди них такие совершенно
     обрусевшие названия, как Пахра, Таруса, Руза, Гжать, Гжель,
Искона,
Протва и др.
   Гидронимы  балтского  типа широко распространены в Беларуси, Северной Украине и на запад и юго-запад от Москвы
(в Московской, Калужской, Тульской, Смоленской, отчасти в Рязанской областях).

     Однако  основная часть и  названий  р е к,
   и тем более населенных пунктов Восточной Европы,
   славянского происхождения……»
         Невозможным оказалось объяснение 
 ни   из финно-угорских,
ни из славянских языков
многочисленных названий  р е к,
    кончающихся на - жма, - зьма, - сьма, - шма (Кля-зьма, Вя-зьма, Кине-шма, Ке-сьма и др.).

     Эта  группа    ф о р м а н т о в    относится,  в е р о я т н о,  к неизвестному еще
 дофинноугорскому субстрату.

       В.В. Седов обратил внимание, что ареал распространения этих                р е ч н ы х      формантов   близок   к ареалу распространения памятников
льяловской    археологической   культуры  эпохи   неолита (III–II тыс. до н. э.).
       Так   географические  названия   доносят  до  нас  голоса   л ю д е й,
 живших 4–5 тыс. лет тому назад…»


—  Иранские (персы) вряд ли давали названия по имени бога Дива, так как сменили божество на Ахара мазду (Авестаа).

 —  ДН—косвенный падеж от Зевса (Дива) (см «Наследие Эллады»)
 Вряд ли по Северу проживали греки (Зевс), римляне(Джи-патер)
   или индийцы-арии —бог Индра(как у хеттов), но боги-асуры и дивы( в дальнейшем—только дивы).

— В 3-2 тыс. до н.э. как отмечают исследователи, существовал праславянский язык (наряду с  иранскими  и  протобалтскими).

—Следовательно, названия рекам давали древние индоевропейцы, перешедшие    (язык) в славян).

— Об этом говорят древние названия.

—славянскому
племени  дре-джан  от  дрязга – л е с; 
р е к а    Дрезна   в  Московской области), джан-дан-дон (ср джи-патер, то есть Див-Зевс  в косв. падеже):

СОМА, ЮГА, РАКА, ДИВ, МОКША, КАМА (КУМА)

Форманты

Су — тюркск: 
псы, пшиш--  иберо-кавказская  языковая семья;
 кша, - кса      (р е к у         или   р у ч е й )—угро-финская язык. семья.
жма, - зьма, - сьма, - шма  —дофинноугорскому субстрату.
(ср. племена саки-шаки).


—  Мы имеем древнюю индоевропейскую форму, соответствующую  божеству СОМА (и ритуальному напитку (сома-хаома)— - зьма, - сьма, - шма 


Индоевропейскому

—- Мы имеем форманты    су., псы, пшиш  кша, - кса  жма, - зьма, - сьма, - шма — река, вода . Божество  СОМА-СУ  (Карасун, Сосыка,Сухона,Псебайс, Пшиш,  Икша, Коло-кша, Шиле-кша, Кова-кса, Юндо-кса и т. д.,
Кля-зьма, Вя-зьма, Кине-шма, Ке-сьма и др.).

    —и - ога, - ега, - уга, -  ю г а,  —река   божество   ЮГА (реки Анд-ога, Линд-ега, Ветл-уга, Уфт-юга и др.)

Балтские—са, - за, - ья, - рь, - ль, - ра, - нь,  Боги  СОМА-СУ и РАКА-река , бог Див-Тив(Протва);  (Пахра, Таруса, Руза, Гжать, Гжель,
Искона,
Протва)

ВЫВОДЫ

— Если  древнейшие названия  РЕК  сохранились,  значит, древнее население СОХРАНЯЛОСЬ.

— Пришедшие   племена сохраняли  (перенимали) названия  РЕК.
(что мы наблюдаем  по всей территории Евразии—Сахалин- СОМА-САКА-сок).

——Обобщающие  у  древних племён отсутствовали.
НЕВОЗМОЖНО название—просто река, просто ручей.

— Отмечается  переход  имён  рек  (и других богов) в нарицательные. (Рака—в река, озеро).

— Тогда    дофинское население— это  индоевропейцы—
 прямые  предки  русских (сохранение форманта сьма (бог СОМА в «Ригведе». (3-2 тыс.до н.э. —формирование протославянского языка).

—  Предполагают  существование  протобалтско-славянского единства. Тогда е названия   рек  (Протва)  в   равной  мере  относятся  к протославянскому языку (бог Сома, бог Рака, бог Див).


   —   Если  дунай  в северных русских говорах— ручей, маленькая река..
тогда— по Северу России  проживали  и р а н с к и е  племена .
Скифские и сарматские.
(По    аналогии с финно-угорскими  ( так как — и-кса -  ручей


   —Если   обрусевшие названия  (  по мнению данных исследователей),   то по аналогии  имеем  —    окавказившиеся названия,   обугоро-финнившиеся  названия ,  отюркившиеся   названия —  РЕК  Евразии,  в  основе  которых  —-имена   индоевропейских   богов.

 —   Реки —  боги  у  древних племён, а не просто обобщающее—РЕКА.

ВЫВОДЫ (общие

ВЫВОДЫ

— Если  древнейшие названия  РЕК  сохранились,  значит, древнее население СОХРАНЯЛОСЬ.

— Пришедшие   племена сохраняли  (перенимали) названия  РЕК.
(что мы наблюдаем  по всей территории Евразии—Сахалин- СОМА-САКА-сок).

——Обобщающие  у  древних племён отсутствовали.
НЕВОЗМОЖНО название—просто река, просто ручей.

— Отмечается  переход  имён  рек  (и других богов) в нарицательные. (Рака—в река, озеро).

— Тогда    дофинское население— это  индоевропейцы—
 прямые  предки  русских (сохранение форманта сьма (бог СОМА в «Ригведе». (3-2 тыс.до н.э. —формирование протославянского языка).

—  Предполагают  существование  протобалтско-славянского единства. Тогда е названия   рек  (Протва)  в   равной  мере  относятся  к протославянскому языку (бог Сома, бог Рака, бог Див).


ЛИТЕРАТУРА

1[Словарь атеиста.  Настольная книга атеиста/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов.. и др.; под общ.ред.С.Д.Сказкина.—М.: Политиздат, 1987.—431с.  с. 55  ]
2[ В.А.Александров. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина  ХУ11 в.)— Хабаровское книжное издательство, 1984,  с.1-25,    ]
3 [Сафронов   Ф.Г. Тихоокеанские окна России: Из истории  освоения   русскими  людьми  побережий   Охотского  и  Берингова  морей.—Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 192 с, с. с. 8 ,  .11   ,с.15    ., с.26-33].
4[М. Максимовский  Этикет делового человека.—Краснодар, «Эдви», 1996.—112 с. ,  с.71   ]
5  [https://dom-knig.com/read_222076-75, см 26 фев. 2020  ]
6 [Фрэзер Д.Д.  Фольклор   в Ветхом завете.—Пер. с англ.—М.: Политиздат,1986.—511с.  , с. 278-284,  ]
7 [Литература  древнего Востока .Иран, Индия, Китай.( Тексты). Авторы-сост.Ю.М.Алиханова, В.Б.Никитина, Л.Е.Померанцева.—М.. Изд-во МГУ, 1984. 352с., с. 315-319 ,
   «…из памятников..с конца  2 тыс.до н.э. по  5  в.н.»,  ,с.2  ]


Рецензии