Сарматы и язык

САРМАТЫ И ЯЗЫК. ВИНО И  ДАКИ-ДАИ-ТАОХИ-ДАХИ-ДИВЫ-ПАРНЫ.  ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Шутёмова  Нина Анатольевна,

SARMATIANS-SARMATAE  AND THE LANGUAGE.  THE WINE AND  PARNI-DAOI-DAAI-TAOI-DAHI-DIVI. LINGUISTIC INTERPRETATION
Shytiomova Nina Anatoljevna,

High-quality vintage wines, which have won world repute, are produced and bottled in the vast under-ground Abrau-Dyurso tunnels. Many major grape-growing  farms  have distilleries of their own.
В огромных подземных тоннелях «Абрау-Дюрсо»  выдерживаются и набирают силу завоевавшие мировую известность высококачественные марочные вина. Свои винзаводы имеют крупные виноградарные хозяйства.
  О древней письменности индоевропейцев (кроме санскрита—Веды— в Индии и языка Авесты; хеттской письменности) — следующее.
«…867г… «треязычниками»,  или «пилатниками», отстаивающими  ЗАКОННОСТЬ  ПИСЬМЕННОСТИ  лишь на ТРЁХ языках, на которых якобы были  сделаны НАДПИСИ на кресте при  распятии ИИСУСА:  ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ,  ГРЕЧЕСКОМ и ЛАТИНСКОМ… доказывал ПРАВО  КАЖДОГО народа на СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ, ссылаясь на ТЕКСТЫ «СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ»  и на опыт ряда народов (АРМЯН, ПЕРСОВ, ИВЕРОВ, т.е.  ГРУЗИН, КОПТОВ, АРАБОВ, СИРИЙЦЕВ и др.), издавна имевших СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ… Папа Адриан II… ПРИЗНАЛ  СТАРОСЛАВЯНСКИЙ  язык  в  ПИСЬМЕННОСТИ и в ЦЕРКОВНОЙ  службе…» [3. С. 19].  «…Первым… исследованием, посвящённым  СТАРОСЛАВЯНСКОМУ языку и СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, является… ТРАКТАТ древнеболгарского …черноризца Храбра О ПИСМЕНЕХЪ, созданный на рубеже 9—10 вв. характеристику ЗВУКОВОГО состава, положенного в основу ГЛАГОЛИЧЕСКОЙ азбуки… в речи   СЛАВЯН было 14 звуков, отсутствовавших в звуковой системе ГРЕЧЕСКОГО языка. Храбр… опровергает… мнение о «божественном» происхождении ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ, ГРЕЧЕСКОЙ и ЛАТИНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, указывая, что ГРЕКИ, например, СНАЧАЛА  пользовались  ФИНИКИЙСКИМ письмом и в ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО времени  приспосабливали его для  ЗАПИСИ РОДНОЙ речи, в то время как Константин Философ сделал это для СЛАВЯН ОДИН и за КОРОТКОЕ ВРЕМЯ…» [5. С. 268]. Таким образом, отмечается существование письменности (например, финикийской) в дохристианский период. Кроме того, регистрируется тот факт, что для записи РОДНОЙ речи даже существовавшим письмом необходимо ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ.  Следовательно, у СЛАВЯН-РУСОВ-ЗИХОВ,  должна была  (до Константина)  СУЩЕСТВОВАТЬ ПИСЬМЕННОСТЬ, которую Константин ВИДОИЗМЕНИЛ и приспособил (поэтому потребовалось НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ). «…Что же касается Болгарии, то здесь, в СЛАВЯНСКИХ поселениях…ещё до появления ГЛАГОЛИЦЫ сложилась традиция использования ГРЕЧЕСКОГО письма (ГРЕЧЕСКИХ БУКВ) для записи СЛАВЯНСКОЙ речи… — (На это…ПРЯМО указывает черноризец  Храбр, который пишет, что ДО изобретения  СТАРОСЛАВЯНСКОЙ  азбуки  СЛАВЯНЕ «римскими и греуьскыми писмены …са  писати  словенску  ръчъ… и тако бъша многа лъта»)…—…что ГЛАГОЛИЦА, завезённая в Болгарию после 885 г.  из МОРАВИИ, приживалась здесь с ТРУДОМ…» [6. С. 28].  «…черноризец Храбр …настойчиво подчёркивает,  что Константин Философ создал совершенно ОРИГИНАЛЬНУЮ АЗБУКУ, которую он  противопоставляет ГРЕЧЕСКОЙ, созданной ещё ЯЗЫЧНИКАМИ. Такое ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ не могло относиться к КИРИЛЛИЦЕ, ЦЕЛИКОМ включившей в себя буквы ГРЕЧЕСКОГО алфавита…»  [7. С. 26].  «…Источники ГЛАГОЛИЦЫ вызывают много споров… многие исследователи  пытались сблизить ГЛАГОЛИЦУ с иными системами письма (с ХАЗАРСКИМ, сирийским, коптским, ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ, АРМЯНСКИМ, ГРУЗИНСКИМ и др.).  В процессе  этих  попыток становится ОЧЕВИДНОЙ связь ГЛАГОЛИЦЫ не с одним, а с несколькими  АЛФАВИТАМИ, прежде всего византийским (минускульным), ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ (в основном в его САМАРЯНСКОЙ разновидности), КОПТСКИМ… ИНДИВИДУАЛЬНОГО творчества… ПЕРВАЯ буква ГЛАГОЛИЦЫ, имеющая  ФОРМУ КРЕСТА — ХРИСТИАНСКОГО символа, естественного в начале  азбуки, созданной СПЕЦИАЛЬНО для записи «священных» ХРИСТИАНСКИХ текстов… В общих чертах история появления двух СЛАВЯНСКИХ азбук может быть представлена  следующим образом. Константин Философ (св. Кирилл), знакомый НЕ только с ГРЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ, но также и с письмом САМАРЯНСКИМ  и КОПТСКИМ, создал  оригинальную, хорошо приспособленную   к записи  СЛАВЯНСКОЙ  РЕЧИ  азбуку…» [8. С. 26—27].  Исследователь отмечает, что  Константин  знал НЕСКОЛЬКО языков. Итак, «..В 1395 году Иоганн де Галонифонтибус, католический архиепископ Султании, писал о религиозном быте черкесов: «Черкесы имеют свой собственный язык и СВОЮ  ПИСЬМЕННОСТЬ. Известно только, что епископ ЕПАРХИЙ Фанагорской и Зихской в начале ШЕСТОГО века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорийский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, которые он повелел было изгладить, а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского, бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. Епархия же Тмутараканская и Никопсийская в уставе Льва Премудрого (894—911 гг.) титулуются уже архиепископиями; последняя, т.е. Никопсийская, именуется так же и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в. Две из епархий древней Зихии, находившиеся в Фанагории и в Зихополисе, вероятно, к концу настоящего периода упразднены, потому что об них уже нет упоминовения в уставе Льва императора, и соединены с Тмутараканской и никопсийской, а эти две, как видно из того же устава, принадлежали к числу епархий, но их иерархи пользовались титулом независимых». Макарий совершенно необоснованно использует название Тмутаракань в отношении епархии и поселения Таматархи в Западной Зихии. тем более, речь идет об источнике рубежа IX—X вв, тогда как появление здесь руссов относится к последней четверти X в. Впервые внимание на существование ЦЕЛОГО ряда зихских епархий обратил известный российский византист Ю.А. Кулаковский. Занимаясь разбором СВИДЕТЕЛЬСТВ о готской епархии в Крыму, содержащихся в епархиальных отчетах Константинопольского патриархата (Notitial episcopatuum), ученый обнаружил, что в ряде списков КРЫМСКИЕ епархии именуются так же, как и епархия в Зихии с центром в Никопсисе. На протяжении нескольких столетий епархии Крыма назывались ЗИХСКИМИ. «Непонятно, — отмечал Ю.А. Кулаковский, — почему Херсон, Боспор и Никопсия носят одно и то же название «Епархия Зюхиос», тогда как национальное имя ЗИХИ принадлежит только одной, Никопсийской епархии». Однако исследовать столь интересную проблему Кулаковский не стал, а полностью сосредоточил внимание на ГОТСКОЙ теме. «….Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (северная часть совр. Абхазиидо р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа — Андрея Первозванного и Симона Кананита. С VI века христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи.  …Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское, на р. Никепсухо Черноморского побережья) на черноморском побережье, где до сих пор сохранились остатки христианского храма… епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе. Имеются сведения об участии епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах ещё в начале VI века. В документах Цареградского Собора 519 года стоит ПОДПИСЬ епископа Фанагорийского  ИОАННА, а в материалах Константинопольского Собора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана…  На протяжении более трех ВЕКОВ (последняя четверть VII—X вв.) епископские кафедры Крыма были подчинены АРХИЕПИСКОПУ Зихии… 1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или АССКОМ, и зихском или черкесском» …Однако, несмотря на тысячелетний период …Богом, как и в дохристианские времена, остался Великий Тхьа (Тхьашхо)… черкесская МИФОЛОГИЧЕСКАЯ покровительница пчеловодства Мелисса сохранила даже греческое имя — «мелисса» по-гречески означает «пчела»…». 6  [26].
Итак, развитие СЛАВЯНСКОГО — ЗИХСКОГО-ДИВСКОГО-ТАОХСКОГО ЯЗЫКА, его  ПИСЬМЕННОСТИ и ВИЗАНТИЙСКОГО ХРИСТИАНСТИВА  на КАВКАЗЕ. Хронология. «Проблема ЗИХСКОЙ ЕПАРХИИ получила всестороннее освещение в специальном исследовании крупного кавказоведа А.В. Гадло»
 «…История адыгов (circassian) уходит своими корнями в глубокую древность … В позднем палеолите (40—35 тыс. лет тому назад)…  Большинство учёных уверены, что КИММЕРИЙЦЫ, меоты, синды, ЗИХИ являются  ПРЕДКАМИ адыгов (circassian)…» [27]
Две тысячи лет назад — (район Каспия). «…в накалённой Туркмении, роясь в земле древних ПАРФЯНСКИХ городищ, советские археологи извлекли из праха множество глиняных черепков… Черепки говорили по-АРАМЕЙСКИ… они  оказались бухгалтерскими квитанциями, деловыми расписками… счетоводы царских ВИННИЦ, в обмен на сданную подать:       «По расписке этой, из виноградника податного, который КШШИ называется, сосудов 6, да из местности ХПТК сосуд ВИНА молодого 1…» …Две тысячи лет назад… новоизготовленным ВИНОМ  из «местности ХПТК», прочесть имя которой мы не можем потому, что в АРАМЕЙСКОЙ  ПИСЬМЕННОСТИ не обозначались гласные звуки…» [3. С. 17—18]. «Интересные подробности сообщает историк древности о Парфиене, одной из областей Парфии, её ядре. Отметим сразу же, что боги у парфян назывались дивами (дэвами), что обязывает нас внимательнее присмотреться к верованиям парфян…»  [23. С.18—19]
 Таким образом, уже у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ПАРФЯН-ПАРНОВ-ДИВОВ-ДАКОВ-ТАОХОВ (ЗИХОВ позднее) с богами ДЭВАМИ 2 ТЫСЯЧИ лет назад СУЩЕСТВОВАЛА ПИСЬМЕННОСТЬ  АРАМЕЙСКАЯ  (АРАМЕЙСКИМИ БУКВАМИ). Кроме того, они занимались ВИНОДЕЛИЕМ для жертвоприношений  богу ДИВУ напитка РАКА—СОМА (ХОМА у зороастрийцев-иранцев).
1—2 веками нашей эры — (район р. Дон-Кавказ-Крым) «…о ценностях в царском кургане… В царской усыпальнице… перезахороненные ценности САРМАТСКОЙ ЦАРИЦЫ попали в руки археологов и стали  достоянием науки… окраине  Новочеркасска… На нескольких МЕДАЛЬОНАХ… — сбор винограда… Датируются 1—2 веками нашей эры… употребление ВИНА — это также часть истории виноградарства и виноделия… привоз виноградных вин в причерноморские степи был настолько ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ …без обеспеченного сбыта… не было бы развитого …виноделия… объяснять увлечение кочевников вином только варварством и невоздержанностью к пьянящему напитку… Вино …было источником… сахаров… говорится о СКИФАХ и САРМАТАХ, народах СЕВЕРО-ИРАНСКОГО языкового корня… при чём здесь… история РУССКОГО  виноградарства… существует много доказательств того, что скифы и сарматы в значительном числе влились в СОСТАВ живших ЗДЕСЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН… Почему  скифы и сарматы… за многие столетия  не попытались… разводить виноград или плодовые деревья… Посеяли  и сжали хлеба в один год в одном  месте — на следующий год переехали на другое… ВИНОГРАДАРСТВО и САДОВОДСТВО  требовали  ПОЛНОЙ осёдлости…» [1. С. 23—26].  ИНДОЕВРОПЕЙЦАМ САРМАТАМ требовалось большое количество напитка — вина—РАКИ-СОМЫ для жертвоприношения ОБЩЕМУ с ДИВАМИ-ДАКАМИ-ТАОХАМИ-ЗИХАМИ богу ДИВУ. Связи со СЛАВЯНАМИ, как и в Хазарии (Кавказ).
 «..867 г… «треязычниками», или «пилатниками», отстаивающими  ЗАКОННОСТЬ  ПИСЬМЕННОСТИ  лишь на ТРЁХ языках, на которых якобы были  сделаны  НАДПИСИ на кресте при распятии ИИСУСА:  ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ,  ГРЕЧЕСКОМ и ЛАТИНСКОМ… доказывал ПРАВО  КАЖДОГО  народа на СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ, ссылаясь на ТЕКСТЫ «СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ» и на опыт ряда народов (АРМЯН, ПЕРСОВ, ИВЕРОВ, т.е.  ГРУЗИН, КОПТОВ, АРАБОВ, СИРИЙЦЕВ и др.), издавна имевших СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ… Папа Адриан II… ПРИЗНАЛ  СТАРОСЛАВЯНСКИЙ  язык  в  ПИСЬМЕННОСТИ и в ЦЕРКОВНОЙ  службе…»  [4. С. 19].
  «…Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (северная часть совр. Абхазиидо р. Кодор) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа — Андрея Первозванного и Симона Кананита.» [26]
в 55 году. — «Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе …Другим зихским (черкесским) центром христианства была Никопская епархия, основанная в древнем приморском селении, южнее Фанагории, между протоками дельты Кубани, в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе), получившее у греков наименование Никопсис. Кстати,  именно с Никопсисом церковь связывает легенду об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита…»  [25]
 IV—XIV вв… — «Зихские епископы активно участвовали во всех христианских соборах …» [26]
«…В VI—IX вв. на их землях существовали епархии в составе Константинопольского патриархата (Зихийская, Никопская и другие епархии).  В начале XVI в. сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…»    [24]
С VI века — «христианство утверждается в Черкесии…»  [26]
не позднее первой трети VI в.. — «Зихская (Zhkcia, Zikcia, Zicia) епархия была основана …Первоначально епархия находилась в черкесском городе Зихополе…»…»  [26]
…в начале VI века — «Имеются сведения об участии епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах…» [26]
519 года —  «В документах Цареградского Собора… стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна» [26]
526 года —«в материалах Константинопольского Собора …встречается имя Зихийского епископа Дамиана»  [26]
536 г. — «Установлено, что епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского синода …вместе с епископом Боспора Иоанном. Епископ черкесов-христиан участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе…»
в середине VI в. — «Первый христианский епископ… в Зихии (Черкесии), Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское, на р. Никепсухо Черноморского побережья) на черноморском побережье, где до сих пор сохранились остатки христианского храма… в духовном отношении подчинялась четырём епархиям… Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе.» [26]
«618 г. — …в осаде Констнтинополя… эту осаду ХРОНИКИ  ТИФЛИССКОГО собора приписывают  именно РУСАМ… отмахнуться от этого сообщения как от «ПОЗДНЕГО», ЧТО и ДЕЛАЮТ ИСТОРИКИ-НОРМАНИСТЫ… Но, ВО-ПЕРВЫХ, это сообщение подтверждается   византийским... В то же время СИРИЙСКИЙ писатель Псевдозахария Ритор упоминает о народе РУС, что соседствует с амазонками… ошарашивает описание РУСОВ  Псевдозахарией — у него это народ ВЕЛИКАНОВ…»  [2. С. 29—31].
680—681 гг., — «…Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис.»
«…На рубеже VIII—IX вв. ЗИХИЯ, возглавляемая вождями, была довольно значительной страной.  Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 гг., рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki): «… Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ  языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь …»
— Сигизмунд фон Герберштейн («Записки о Московии». XVI в.)…  [24]
710—11 гг. — «Гадло приходит к выводу, что переименование восточно-крымских епархий было вызвано переподчинением их Никопсии в результате разорения Херсона и Боспора Юстинианом II… и последовавшего массового переселения в Восточный Крым ЗИХОВ…»
715—730 — «ЗИХСКОЕ  население в районе Сугдеи было столь значительно, что при патриархе Германе (715—730) здесь была основана новая епископия. Она вошла в состав Зихской епархии, но вскоре отделилась от Никопсийской кафедры…
787 году — «Представитель епископии Сугдеи присутствовал в 787 году на Вселенском соборе, чаще известном, как Никейский…».
концом VIII века — «…Согласно списку епархий, датируемому самым концом VIII века, ЗИХСКАЯ  епархия включает не только Херсон и Боспор, но и Сугдею»
последняя четверть VII—X вв. — « На протяжении более трех веков епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии»; «Зихская церковь не подчинялась национальным церквям других стран. Зихское архиепископство не входило и в состав архиепископии Золотой Орды… независимого статуса Зихии.» [26]
 «ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )…исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ  языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ». 
«..Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе…В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или асском, и зихском или черкесском». [26]
«…сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…» 24]
«…По церковному «ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )… исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ  языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ».  («Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках  ЯССКОМ   или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ»). ««…В VI—IX вв. на их землях существовали епархии в составе Константинопольского патриархата (Зихийская, Никопская и другие епархии).  В начале XVI в. сообщается о том, что зихи были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и пользовались…» … [24]
В VIII—IX веках — «являлась архиепископией и включала в свой состав кроме собственно Зихии, Никопскую, Тмутараканскую (Матрахскую), Боспорскую и Херсонесскую епархии…»
 IX век — «На территории зихской епархии была создана епископия Таматархи, курировавшая низовье Кубани, и вошедшая в состав только что образованной митрополии Готии... что весь IX век епархии восточного Крыма именуются зихскими, а в ряде источников и сам Крым — ЗИХИЕЙ»
рубежа IX—X вв. — Макарий совершенно необоснованно использует название Тмутаракань в отношении епархии и поселения Таматархи в Западной Зихии. Тем более, речь идет об источнике рубежа IX—X вв., тогда как появление здесь руссов относится к последней четверти X в. [26].
Проблема зихской епархии получила всестороннее освещение в специальном исследовании крупного кавказоведа А.В. Гадло…
в 20—30-е годы IX в — «Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившим ПАЛОМНИЧЕСТВО   по местам апостольской деятельности святого, в 20—30-е годы IX в…»
827 г. — «…Мефодий… Константин…Солунь (поэтому их обычно называют СОЛУНСКИМИ БРАТЬЯМИ)…»  [9. С.16]
В середине IX в. — « СЛАВЯНСКИЕ языки противопоставлялись  друг другу весьма немногими чертами …» [10. С. 21—22]
«..До поездки в ХАЗАРИЮ  Константин прожил некоторое  время в одном  из МОНАСТЫРЕЙ  Малой Азии, где в то время находился и Мефодий…» [11. С. 17]
860  г. — «…Во время ХАЗАРСКОЙ  миссии …Константин  останавливался  в  административном  центре ГРЕЧЕСКОЙ  колонии в Крыму г. Херсонесе. Здесь он познакомился с КАКИМИ-ТО КНИГАМИ (ЕВАНГЕЛИЕМ и ПСАЛТЫРЬЮ),  НАПИСАННЫМИ  «РУССКИМИ» буквами, и  БЫСТРО  научился ЧИТАТЬ эти КНИГИ, откуда следует, что книги были написаны  НА ЯЗЫКЕ, ИЗВЕСТНОМ Константину. ЗДЕСЬ же он за НЕСКОЛЬКО  дней выучился ЧИТАТЬ «бес порока»  САМАРЯНСКИЕ  КНИГИ…» [11. С.17]. Таким образом, у СЛАВЯН в КРЫМУ и на КАВКАЗЕ ДО  Константина существовала ЦЕРКОВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ литература с «РУССКИМИ БУКВАМИ».  Данные БУКВЫ, как и САМАРЯНСКИЕ, должны были быть знакомы Константину, так как он  за НЕСКОЛЬКО дней освоил грамоту. То есть, Константин ПОЛУЧИЛ уже ГОТОВУЮ  СЛАВЯНСКУЮ  ЦЕРКОВНУЮ азбуку на КАВКАЗЕ и в КРЫМУ, учитывая, что «РУСИЯ»=«МАТАРХА, ЗИХИЯ и вся ХАЗАРИЯ».
«…На принадлежность СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка  болгаро-македонской группе указывает и СОСТАВ НАРОДНЫХ (не книжных) ГРЕЧЕСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ, что могло характеризовать ЛИШЬ язык СЛАВЯН, ПОСТОЯННО общавшихся с ГРЕКАМИ…» [12. С. 22].  Однако  «Константин  останавливался  в  административном  центре ГРЕЧЕСКОЙ  колонии в Крыму г. Херсонесе. Здесь он познакомился с КАКИМИ-ТО КНИГАМИ (ЕВАНГЕЛИЕМ и ПСАЛТЫРЬЮ), НАПИСАННЫМИ  «РУССКИМИ» буквами», то есть факт ПОСТОЯННОГО проживания СЛАВЯН с ГРЕКАМИ в ГРЕЧЕСКОЙ колонии, связь ДИВ-ДИЙ=ЗЕВС. Так что вероятно, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык имел отношение к СЛАВЯНАМ — ЗИХАМ-ДИВАМ  КАВКАЗА, КРЫМА, ХАЗАРИИ.
«Источники  ГЛАГОЛИЦЫ вызывают много споров… черноризец Храбр  …настойчиво подчёркивает, что Константин Философ создал совершенно ОРИГИНАЛЬНУЮ АЗБУКУ, которую он решительно противопоставляет  ГРЕЧЕСКОЙ, созданной ещё ЯЗЫЧНИКАМИ. Такое ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ не могло относиться к КИРИЛЛИЦЕ,  ЦЕЛИКОМ включившей в себя буквы ГРЕЧЕСКОГО алфавита …становится очевидной связь ГЛАГОЛИЦЫ с …несколькими АЛФАВИТАМИ… ВИЗАНТИЙСКИМ (МИНУСКУЛЬНЫМ), ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ (…в его САМАРЯНСКОЙ разновидности), КОПТСКИМ…Завезённая  Константином и Мефодием в Моравию ГЛАГОЛИЦА закрепилась здесь (а затем и в Паннонии…) как СПЕЦИФИЧЕСКИ  СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА…» [8. С. 26—27].
861 г., 30 января — «В Херсонесе…Константин обнаружил останки («обрёл мощи») великомученика Климента…»  [11. С. 17]
«…Возвратившись в КОНСТАНТИНОПОЛЬ, Константин начал работу по  СОСТАВЛЕНИЮ СЛАВЯНСКОЙ азбуки и ПЕРЕВОДУ важнейших БОГОСЛУЖЕБНЫХ текстов на  ЯЗЫК СЛАВЯН. По единодушному  свидетельству «Житий», эта работа была начата ДО прибытия ПОСОЛЬСТВА из МОРАВИИ. Сообщение это правдоподобно, так как за КОРОТКОЕ ВРЕМЯ  между НАЗНАЧЕНИЕМ Константина главою миссии и ОТЪЕЗДОМ в МОРАВИЮ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО  было бы СОСТАВИТЬ столь совершенную, хорошо приспособленную к особенностям СЛАВЯНСКОЙ речи АЗБУКУ, какой является  СТАРОСЛАВЯНСКАЯ, и  ПЕРЕВЕСТИ НЕСКОЛЬКО КНИГ на ЯЗЫК, ДО того НЕ имевший литературной традиции…»  [13. С. 18].
863 г. — «…князь Великой Моравии Ростислав… обратился …к византийскому руководству с просьбой прислать в его княжество …учителей, которые могли бы растолковать  МЕСТНЫМ  СЛАВЯНАМ   ХРИСТИАНСКОЕ вероучение на  их РОДНОМ языке…»  [14. С. 15]
864 г. — «…Не позднее 864г. миссия во главе с Константином Философом и Мефодием отправилась  в Моравию…»  [13. С. 18]
«…(в Паннонии)… — (западная часть Венгрии… в IX в. населённая СЛАВЯНАМИ)… — где местный КНЯЗЬ  Коцел… дал им для ОБУЧЕНИЯ  50 учеников. Братья…продолжили работу по ПЕРЕВОДУ ХРИСТИАНСКОЙ канонической литературы. Именно ЯЗЫК этих переводов и следует считать  собственно старославянским. Успехи в обучении  славянской письменности создавали  возможность  ПРИМЕНЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка в ЛИТУРГИИ (ЦЕРКОВНОЙ службе), что, однако, требовало СВЯЩЕННИКОВ, которые имели бы ПРАВО служить в МЕСТНЫХ  церквах, и ОФИЦИАЛЬНОГО одобрения на ПРИМЕНЕНИЕ СТАРОСЛАВЯНСКОГО языка в  БОГОСЛУЖЕНИИ. ...в ПОДУНАЙСКИХ СЛАВЯНСКИХ княжествах…»  [15. С. 18—19]. Таким образом, с 860—863 гг. братья ПРИВЕЗЛИ уже  ГОТОВЫЕ КНИГИ на СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.  Следовательно,  данные  ЦЕРКОВНЫЕ книги  уже  БЫЛИ НАПИСАНЫ СЛАВЯНСКИМ ЯЗЫКОМ. Наиболее вероятно, из Крыма—Кавказа—Хазарии «РУССКИМИ БУКВАМИ».
865 г. — «…официальной религией Болгарии было признано  ХРИСТИАНСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО  толка…» [16. С. 14]
867 г. — «…Константин и Мефодий со СВОИМИ учениками отправились в Рим… Папа Адриан II, которому Константин преподнёс… мощи св. Климента… ПРИЗНАЛ  СТАРОСЛАВЯНСКИЙ  язык в ПИСЬМЕННОСТИ  и в ЦЕРКОВНОЙ  службе.  Ученики …были посвящены в СВЯЩЕННИКИ  и отслужили свои  первые  литургии на  СТАРОСЛАВЯНСКОМ  языке в соборе св. Петра…» [4. С.19]
 «..867г… «треязычниками»,  или «пилатниками», отстаивающими  ЗАКОННОСТЬ  ПИСЬМЕННОСТИ  лишь на ТРЁХ языках, на которых якобы были  сделаны  НАДПИСИ на кресте при  распятии ИИСУСА:  ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ,  ГРЕЧЕСКОМ и ЛАТИНСКОМ… доказывал  ПРАВО  КАЖДОГО народа на СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ, ссылаясь на ТЕКСТЫ «СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ» и на опыт ряда народов (АРМЯН, ПЕРСОВ, ИВЕРОВ, т.е.  ГРУЗИН, КОПТОВ, АРАБОВ, СИРИЙЦЕВ и др.), издавна имевших  СВОЮ ПИСЬМЕННОСТЬ… Папа Адриан II… ПРИЗНАЛ  СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык  в ПИСЬМЕННОСТИ и в ЦЕРКОВНОЙ  службе…»  [4. С.19].
869 г., 14 февраля — «…Из Рима Константин не вернулся …умер…» [4. С.19]
870 г. — «…после учреждения здесь особой СЛАВЯНСКОЙ епархии, охватывавшей  Паннонию и Моравию,  Мефодий был назначен епископом…»  [4. С. 19]
871 г.  — «памфлет…группой НЕМЕЦКИХ СВЯЩЕННИКОВ, возмущённых  тем, что «некий  ГРЕК  по имени Мефодий» явился в епархию зальцбургских епископов, заселённую СЛАВЯНАМИ с ТЕКСТАМИ СВЯЩЕННЫХ КНИГ на  МЕСТНОМ ЯЗЫКЕ и тем самым  подрывает  авторитет РИМСКОЙ церкви, предписывающей  ЦЕРКОВНУЮ  службу  на  ЛАТИНСКОМ языке…»  [9. С. 16].
885 г. — «…Мефодий  скончался… Его УЧЕНИКИ были изгнаны  из МОРАВИИ, где СТАРОСЛАВЯНСКИЙ  язык  ПЕРЕСТАЛИ употреблять  в БОГОСЛУЖЕНИИ  в официальной  церкви, а  ПЕРЕВОДЫ  Константина , Мефодия и их УЧЕНИКОВ  подверглись УНИЧТОЖЕНИЮ… Впрочем, в Моравии и в отколовшейся от неё в 895 г. СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ  не совсем прекратилась. ..известны…немногочисленные, СЛАВЯНСКИЕ  ПАМЯТНИКИ, написанные  здесь в  Х и  ДАЖЕ  в ХI вв. (…Пражские  отрывки…)…»  [4. С.19]
«…Ученики Мефодия, изгнанные  из Моравии, отправились  частью в Восточную  Адриатику — к  ХОРВАТАМ…частью — в  Болгарию, где в это время КРЕПЛА  местная ХРИСТИАНСКАЯ церковь, что создавало особенно благоприятные условия для деятельности СЛАВЯНСКИХ КНИЖНИКОВ. Именно в ЭТОТ период на ЮГО-ЗАПАДЕ БОЛГАРСКОГО царства, в МАКЕДОНИИ, создаётся  РЯД  РУКОПИСЕЙ, продолжающих  ТРАДИЦИИ  кирилло-мефоДИЕВских ПЕРЕВОДОВ (так называемая Охридская школа)…» [17. С. 19—21]. «…древнейшие ГЛАГОЛИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ почти все написаны в Македонии (за исключением  отдельных отрывков, видимо, писанных в Моравии)…»  [18. С. 30] «…в южномакедонском городе Битоле… надписью начала ХI в,… впервые СЛАВЯНОЯЗЫЧНОЕ население Балканского полуострова названо БОЛГАРАМИ…» [19. С. 39—40]
«… На ВОСТОКЕ Болгарии ЦЕНТРОМ СЛАВЯНСКОЙ КНИЖНОСТИ становится Преслав — новая СТОЛИЦА (ПРОТИВОСТОЯВШАЯ  ЯЗЫЧЕСКОЙ Плиске) болгарского царя Симеона (893—927 гг.). Сохранившиеся произведения преславских книжников написаны так называемой КИРИЛЛИЦЕЙ…» [17. С. 19—21].
885 г. — «…ГЛАГОЛИЦА, завезённая в Болгарию после 885 г. из МОРАВИИ, приживалась здесь с трудом… здесь, в СЛАВЯНСКИХ поселениях, издавна ТЕСНО связанных с ВИЗАНТИЕЙ, ещё  ДО появления ГЛАГОЛИЦЫ сложилась традиция использования ГРЕЧЕСКОГО письма (ГРЕЧЕСКИХ БУКВ) для ЗАПИСИ СЛАВЯНСКОЙ  РЕЧИ. Эта традиция была настолько СИЛЬНА… Учитывая сложившиеся в ВОСТОЧНОЙ Болгарии традиции ПИСЬМЕННОСТИ, УЧЕНИКИ Константина и Мефодия, исходя из многолетнего опыта  пользования  ГЛАГОЛИЦЕЙ, приспособили  ГРЕЧЕСКУЮ АЗБУКУ для записи СЛАВЯНСКОЙ РЕЧИ… При этом БУКВЫ, необходимые для изображения таких СЛАВЯНСКИХ ЗВУКОВ, которые ОТСУТСТВОВАЛИ в ГРЕЧЕСКОМ языке, были ВЗЯТЫ из созданной Константином-Кириллом ГЛАГОЛИЦЫ… (ЭТИ буквы  СОСТАВЛЯЮТ 45% СТАРОСЛАВЯНСКОЙ азбуки) с некоторыми изменениями их начертания — по типу угловатых и прямоугольных букв  ГРЕЧЕСКОГО унциала…»  [20. С. 28—29].
 «…Источник КИРИЛЛИЦЫ ни у кого не вызывает сомнений: в ОСНОВУ этой азбуки положен ВИЗАНТИЙСКИЙ унциал (торжественное, УСТАВНОЕ ПИСЬМО, которым писались БОГОСЛУЖЕБНЫЕ книги). При этом начертание букв КИРИЛЛИЦЫ обычно сближают с начертаниями букв греческого УНЦИАЛА X в. Очевидно, что КИРИЛЛИЦА могла быть составлена в конце IХ или в Х в. лицами, хорошо знакомыми с ГРЕЧЕСКИМ письмом и, возможно, имевшими опыт  пользования им… Кириллица — это ГРЕКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ унциал, ДОПОЛНЕННЫЙ стилизованными ГЛАГОЛИЧЕСКИМИ БУКВАМИ, необходимыми для обозначения специально СЛАВЯНСКИХ фонем, отсутствовавших  в ГРЕЧЕСКОМ  языке…» [21. С. 23—26] «Старейшими КИРИЛЛИЧЕСКИМИ  РУКОПИСНЫМИ памятниками  являются ДРЕВНЕБОЛГАРСКИЕ…» [22. С. 36].
895 г. — «…в Моравии и в отколовшейся от неё…Чехии СЛАВЯНСКАЯ письменность не совсем прекратилась… известны…СЛАВЯНСКИЕ памятники, написанные  здесь в X и даже  в XI вв. (…Пражские отрывки…). ВСЕ эти  памятники написаны ГЛАГОЛИЦЕЙ…» [15. С. 18—19]
893—927 гг. — «…На востоке Болгарии центром СЛАВЯНСКОЙ книжности  становится  ПРЕСЛАВ—НОВАЯ столица (противостоявшая  ЯЗЫЧЕСКОЙ  ПЛИСКЕ) болгарского царя Симеона… произведения преславских  КНИЖНИКОВ написаны  КИРИЛЛИЦЕЙ…»  [10. С. 21]
около середины X века — «Восстановление Зихской епархии…, что очевидно связано как с падением могущества Абхазского царства, так и с русскими походами на Хазарию. Центром Зихской епархии стала Таматарха.» [28]
«…Вот что по этому поводу пишет Макарий: «Нельзя с точностью определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископ епархий Фанагорской и Зихской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах: так, Фанагорийский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить, а имя Зихийского епископа Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. Епархия же Тмутараканская и Никопсийская в уставе Льва Премудрого (894—911 гг.) титулуются уже архиепископиями; последняя, т.е. Никопсийская, именуется так же и в более древнем уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в. Две из епархий древней Зихии, находившиеся в Фанагории и в Зихополисе, вероятно, к концу настоящего периода упразднены, потому что об них уже нет упоминовения в уставе Льва императора, и соединены с Тмутараканской и Никопсийской, а эти две, как видно из того же устава, принадлежали к числу епархий, но их иерархи пользовались титулом независимых». Макарий совершенно необоснованно использует название Тмутаракань в отношении епархии и поселения Таматархи в Западной Зихии. тем более, речь идет об источнике рубежа IX—X вв, тогда как появление здесь руссов относится к последней четверти X в…» [28]. Таким образом, Макарий регистрирует РУСОВ-ЗИХОВ-ДИВОВ на Кавказе ДО КИЕВСКОГО князя, в  800—900 гг.
1022 года — «когда ее занял русский князь Мстислав Владимирович…» [28]
в 40-х — начале 50-х гг. XI в. — «… Антоний занимал Зихскую кафедру …при раскопках Тамани были найдены две вислые свинцовые печати-моливдовула, с надписью «Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии», который дважды упомянут в константинопольских патриарших актах. ..» [25]
В XI веке — «Таматарха продолжала выполнять роль епархиального центра для всей страны адыгов, а в политическом плане была еще столицей одноименного (Тмутараканского) РУССКОГО княжества с неопределенной границей на востоке. [28]
1082—1084 гг. — «епархия называется то по имени города — Таматарха, то по имени СТРАНЫ и основной паствы — Зихия»  [28]
1081—1084 —  «… Алексей I Комнин (1081—1118) и патриарх Евстратий (1081—1084) производили административные реформы, в ходе которой из Зихской епархии были выделены следующие архиепископии: Херсона, Сугдеи, Боспора. Также архиепископия Тмутаракани (Матреги) стала независима от ГРЕЧЕСКОГО духовенства крымских городов, тем не менее ей продолжали ставить задачу проповеди христианства среди ЗИХОВ (черкесов), о чём свидетельствуют оставшиеся письменные нотиции… Епархия именуется то по названию города Матраха (Matraca), то по названию страны Zhkcia. Однако Зихский престол не был понижен в ранге автокефальной епископии. …» [25]
В конце XI — начале XII вв. — «…на Зихскую кафедру был возведен РУССКИЙ епископ, монах Киево-Печерского монастыря Никола, хотя и Зихская епархия и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху…» [25]
 В 1204 г. — «…крестоносцы захватили центр православия Константинополь и дотла разорили его…»  [28]
На рубеже XII—XIII веков — «…Зихская епархия, наряду еще с некоторыми СТАРЫМИ епархиями Черноморья, переводится в более ВЫСОКИЙ высокий ранг МИТРОПОЛИИ. Этот факт является важным свидетельством признания ЗАСЛУГ ЗИХСКОЙ церкви, а также укрепления политической позиции Зихии во всем регионе Северного Причерноморья». [28]
В конце XIII в. — «…статус Зихской епархии был изменен до возведения в ранг митрополии…» [25]
1318 г. — «…в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Вероятно имело место значительный рост численности паствы и рост ВЛИЯНИЯ митрополии в церковно-административной жизни Константинопольского патриархата…»  [25]
1395 год — «…Иоганн де Галонифонтибус, католический архиепископ Султании, писал о религиозном быте черкесов: «Черкесы имеют свой собственный язык и СВОЮ  ПИСЬМЕННОСТЬ…» [26]   
1396г. — «…Последние сведения о МИТРОПОЛИТЕ Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе…»  [25]
1396 год — «…Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или АССКОМ, и зихском или черкесском» …».  [26].
1404 — «…Френккардаши... К КАТОЛИЧЕСКОМУ периоду в истории Зихийской епархии относится и история не существующей ныне этноконфессиональная группа черкесского народа, которая называлась «Френккардаши». В 1404 году — повествуя о Черкесии в своей книге, Иоанн де Галонифонтибус сообщал: «Хорошо известно, как черкесский дворянин был продан в Генуе, где он прошёл обучение, и когда он освободился от рабства, то стал францисканцем...» [25]. Название френккар — ДАШ-и в своей основе сохраняет ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога—ДИВ-ДАК-ТАЙК-ТАОХ-ЗИХ-ДАШ (а-ДИГ, ДАГ-естанец, ДАШ-нак). Для представителей неиндоевропейских языковых РОДОВ  НЕПОНЯТНА данная ЯЗЫКОВАЯ связь.
В начале XVI в. — «… сообщается о том, что ЗИХИ  были христианами, исповедовали «греческую веру», а церковную службу отправляли на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ…»    [24].  То есть, ЗИХИ-ДИВЫ-РУСЫ (ДИВИНЫ в «СИНОДИКЕ Ивана Грозного» в Москве— 2 употребления)  сохраняли ПРАВОСЛАВНУЮ  веру, напиток РАКУ—СОМУ (для ДИВА) и СВОЙ СЛАВЯНО-РУССКИЙ язык (разговаривали на нём в быту). Далее.
«Христианство в Шапсугии: исторический аспект. Автор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков…В статье говорится о том, что Кавказ является одним из ДРЕВНИХ  центров христианства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации. Первая волна — православная относится к VII—XIII вв. и связанна с влиянием Византийской империей. Вторая волна уже католическая, связана с появлением в регионе в 60—70 гг. XIII в. большого количества генуэзцев и других уроженцев Аппенинского полуострова. Этот период длился до 70 гг. XV в. и привел к распространению в Зихии-Черкесии КАТОЛИЧЕСТВА… На Северо-Западный Кавказ учения Христа начали проникать в те же века, что и в Римскую империю. Это проникновение было связано с тем, что соседняя Абхазия в ряде мест своего ПОБЕРЕЖЬЯ  была подконтрольна римлянам и была местом ссылки христианских диссидентов из ПАЛЕСТИНЫ… Согласно источникам, апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство среди алан, абазгов и ЗИХОВ. Самые древние свидетельства о проповеди святого апостола Андрея относятся к началу III в. Одно из них принадлежит святому Ипполиту, епископу Портусенскому (ок. 222 г.), который в небольшом своем сочинении о двенадцати апостолах говорит, о святом апостоле Андрее следующее: «Андрей, после того как проповедовал скифам и ФРАКИЙЦАМ, потерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на дереве масличном, где и погребен»… У другого автора этой эпохи знаменитого Оригена (200—258) отмечается: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, и именно: Фома получил в удел  ПАРФИЮ, Андрей — Скифию, Иоанну досталась Азия». Со временем миф об Андрее закономерно обрастает подробностями. Святой Дорофей (307—322), епископ Тирский, сообщает: «Андрей, брат апостола Петра, протек всю Вифинию, всю Франкию и скифов (или, как в другом списке, всю приморскую страну Вифинии, Понта, и Франкии, и скифов), проповедуя Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста (или Себастополиса, римское укрепление на месте современного СУХУМИ — прим. С.Н.), где находится крепость Аспар и река Фазис (ныне Рион), у которой обитают внутренние эфиопы; погребен в Патрасе Ахейском». Упоминание эфиопов вызвано старой греческой легендой о ЕГИПЕТСКОМ происхождении Колхов.
«Очевидно, что по смыслу этого сказания, — отмечает Макарий, — святой Андрей, начав с южного черноморского поморья в Вифинии и Понте, прошел с проповедию все поморие западное через Франкию, поморие северное через страну СКИФОВ, простиравшуюся от Дуная  ДО Азовского моря, и явился на поморий восточном — в нынешней Абхазии, где находился город Севаста, — переправившись ли туда на корабле с берегов Крымских или совершивши СУХОЙ путь вокруг Азовского моря через древнюю САРМАТИЮ, т.е. прошел, между прочим, нынешний наш Новороссийский край, вероятно, Кавказский, и достиг Закавказья».  Наиболее существенным для нашей темы является сообщение автора начала IX в. Епифания Кипрского о том, что Симон и Андрей отправились в Силанию (Албанию) и в г. Фусту. Обратив там многих в христианство, они побывали в Авгазии и в Севастополисе (Сухуми). Андрей, оставив там Симона, «ушел в Зихию. Зикхи — народ жестокий и варварский, и до ныне (т.е. до НАЧАЛА  IX в. — прим. С.Н.) НАПОЛОВИНУ неверующий. Они хотели убить Андрея, но увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили свои намерения», Андрей ушел от них в Сугдею (Судак, Крым — прим. С.Н.). Особое ВЫДЕЛЕНИЕ зихов в этом источнике очевидно вызвано возвышением ЗИХОВ в V веке и превращением Зихии в самое СИЛЬНОЕ политическое ОБРАЗОВАНИЕ на Северо-Западном Кавказе. Зихия в V веке приобретает совершенно особое значение в политике только что народившейся Византийской державы. Крым был византийским так же, как и абхазские княжества, лежавшие к югу от Гагринского прохода (т.е. Абазгия и Апсилия). С геополитической точки зрения было необходимо сомкнуть цепь византийских фортов и включить тем самым хотя бы ПОБЕРЕЖЬЕ ЗИХИИ во владения империи. Миссионеры в этой связи выполняли роль военных разведчиков, «прощупывали» тот народ, который предстояло завоевать. Очень любопытные те штампы, которые воспроизводились в отношении  ЗИХОВ в христианских (византийских и ГРУЗИНСКИХ) источниках V—X веков. Так, раннесредневековый картлийский летописец Мровели, характеризуя царя Мирвана I, отмечал, что он «жестокий как ДЖИК». Жестокость объявилась характерным качеством ЗИХОВ (ДЖИКОВ) Джиками стали называть горных барсов, трансформируя этноним в этнофорный зооним… Особых успехов в первые века деятельность миссионеров не имела, так как в Зихии существовала собственная РАЗВИТАЯ ЯЗЫЧЕСКАЯ доктрина. Первые сообщения об успехах в распространении христианских верований у ЗИХОВ относятся к VI веку и связаны с влиянием Византийской империи. …Заинтересованная в создании прочного барьера вдоль своих границ, Византия предпринимала усилия для насаждения христианства на Северо-Западном Кавказе вообще... В период правления императора Юстиниана I (527—565гг.) мощь Византии возросла необычайно: войска империи заняли… Закавказье… Е.С. Зевакин, автор соответствующего раздела в «Очерках истории Адыгеи», приходит к выводу, что Зихия имела в средние века ЧЕТЫРЕ епархии… Спорным является вопрос о месте расположения Никопсийской епархии. По мнению МАКАРИЯ Никопсис располагался у реки Шакупсы… Спорным остается вопрос о времени возникновения епархий. Вот что по этому поводу пишет Макарий: «Нельзя с точностью определить время основания всех этих епархий. Известно только, что епископы ЕПАРХИЙ Фанагорской и Зихской в начале шестого века упоминаются уже присутствовавшими на Соборах… имя Зихийского ЕПИСКОПА Дамиана сохранилось между подписями Собора Константинопольского бывшего под председательством архиепископа Мины в 526 г. …Никопсийская, именуется так же и в …уставе, известном под именем Епифания Кипрского и относимом к VII в Епархия же Тмутараканская и Никопсийская в уставе Льва Премудрого  (894—911 гг.) титулуются уже архиепископиями… Две из епархий ДРЕВНЕЙ Зихии, находившиеся в Фанагории и в ЗИХополисе, вероятно, к концу настоящего периода упразднены, потому что об них уже нет упоминовения в уставе Льва императора, и соединены с Тмутараканской и Никопсийской, а эти две, как видно из того же устава, принадлежали к числу епархий, но их иерархи пользовались титулом НЕЗАВИСИМЫХ». МАКАРИЙ совершенно необоснованно использует название Тмутаракань в отношении ЕПАРХИИ  и поселения Таматархи в Западной Зихии. тем более, речь идет об источнике рубежа IX—X вв, тогда как появление здесь руссов относится к последней четверти X в.    Впервые внимание на существование целого ряда зихских еперхий обратил известный российский византист Ю.А. Кулаковский. Занимаясь разбором свидетельств о готской епархии в Крыму, содержащихся в епархиальных отчетах Константинопольского патриархата (Notitial episcopatuum), ученый обнаружил, что в ряде списков крымские епархии именуются так же, как и епархия в Зихии с центром в Никопсисе. На протяжении нескольких столетий епархии Крыма назывались зихскими. «Непонятно, — отмечал Ю.А. Кулаковский, — почему Херсон, Боспор и Никопсия носят одно и то же название «Епархия Зюхиос», тогда как национальное имя ЗИХИ принадлежит только одной, Никопсийской епархии». Однако исследовать столь интересную проблему Кулаковский не стал, а полностью сосредоточил внимание на готской теме.  В последующее время проблема также игнорировалась, а зихское христианство подчеркивалось… Проблема зихской епархии получила всестороннее освещение в специальном исследовании крупного кавказоведа А.В. Гадло. Он отмечает, что в древнейшем епархиальном списке, датируемом 680—681 гг., Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсис. Гадло приходит к выводу, что переименование восточно-крымских епархий было вызвано переподчинением их Никопсии в результате разорения Херсона и Боспора Юстинианом II в 710—711 гг. и последовавшего массового переселения в Восточный Крым зихов. Отношение императора к зихам, в стране которых он провел около 10 лет, видимо, было благосклонным. «Все движение нового населения в Крым шло со стороны Тамани, с Кавказа, — пишет Гадло. — И. для его этнической атрибуции очень симптоматично, что в потоке переселенцев вместе с булгарами, носителями салтово-маяцкой археологической культуры, двигались также и сугды, как византийцы называли низовых прикубанских …, исконно обитавших на землях древней Синдики. В начале VIII в. сугды основали в восточной части побережья поселение, которому дали свое имя — Сугдея (совр. Судак)». [28]. Название  Суг-ДЕЯ, СУ-ДАК также отражает ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ПАНТЕОН 15—12 тыс. до н.э. — это сыны БОГОВ СОМЫ(СУ) и ДИВА-ДАЯ-ДАКА(ЗЕВСА) — ЗИХИ.
  Выводы.
—Дивы-парны-парфяне (индоевропейцы)  ИМЕЛИ  АРАМЕЙСКУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ 2 тысячи лет назад (ЧЕРЕПКИ ДЛЯ ВИНА) — напиток БОГУ ДИВУ — РАКА-СОМА в районе Каспийского моря.
— ЗИХИ-ДИВЫ-ДАКИ — ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ — СЛАВЯНЕ (ПИСЬМЕННОСТЬ на ЗИХСКОМ языке (ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ ДЛЯ СЛУЖБЫ); БОГОСЛУЖЕНИЕ на ЗИХСКОМ — ДИВСКОМ-ЧЕРКЕССКОМ языке;  прямое указание, что ЧЕРКЕСЫ—ЗИХИ—это СЛАВЯНЕ — службы на СЛАВЯНСКОМ языке, использование СЛАВЯНСКОГО языка в повседневном общении)
—ЗИХИ-ДЖИКИ продолжали проживать  севернее Абхазии до ВОЗВРАЩЕНИЯ ДИВОВ — РУСОВ из Москвы —17—18 век (по грузинским источникам) —1783г. — присоединение правобережья Кубани и Крыма, восстановление  крепостей Суворовым до УСТЬЯ КУБАНИ в 1784г.
 — наиболее ДРЕВНИЕ СЛАВЯНСКИЕ ЕПАРХИИ — в  ЗИХИИ—ДИВИИ—РУСИИ (область РУС на КАВКАЗЕ)
—наиболее ДРЕВНЯЯ СЛАВЯНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ — В ЗИХИИ, в Зихской-ДИВСКОЙ епархии (в Крыму — ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ РУССКИМИ, а не ГРЕЧЕСКИМИ буквами). ВЕРОЯТНО, это ОСНОВА ГЛАГОЛИЦЫ, которую видоизменил и дополнил Константин-Кирилл.
Литература
I. Литература.
1. Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976.  С. 23—26
2. Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 29—31
3. Успенский Л. В. Слово о словах (очерки о языке): Для сред. и ст. шк. возраста / Худож. И. А. Кожемякина. — К., 1987. — 367 с.: ил. — (Шк. б-ка). С.17—18
4. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 19
5. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 268
6. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 28
7. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 26
8. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 26—27
9. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 16
10. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 21—22
11. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 17
12. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 22
13. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 18
14. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 15
15. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 18—19
16. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С.14
17. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 19—21
18. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 30
19. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 39—40
20. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 28—29
21. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 23—26
22. Хабургаев Г. А. Старославянский язык: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 288 с., ил. С. 36
23. Щербаков. Где жили герои эддических мифов? // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса».  —1989. — № 9. — С.18—19.
II.Интернет-источники.
24. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихи (дата обращения: 10.02.2014)   
25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихийская_епархия (дата обращения: 10.02.2014)   
26. http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014)
27. http://www.aheku.org/page.php?id=1775  (дата обращения: 10.02.2014)
28. http://www.djeguako.ru/content/view/170/1/Христианство в Шапсугии: исторический аспект Автор: А.Ш. Бузаров, С.А. Надюков  (дата обращения: 10.02.2014)   



Рецензии