Легенды Иркутска

        Легенды Иркутска


                Сложная экономическая ситуация во времена Ивана Грозного повлияла на расширение земель на Востоке. Опричнина и внешние войны нанесли затормаживающий эффект на развитие сельского хозяйства и других ремёсел. Во второй половине XVI века начался кризис, а следом эпидемия чумы. Убыль населения повлияла на поступления налогов в казну. На западе Русское государство потеряла ряд приграничных русских городов, в связи с чем разгорелась Ливонская война со шведами, Лифляндией, Великим Литовским княжеством и Речью Посполитой. Восточный сосед - Сибирский хан Кучум - отказался платить долги и вести диалог о мире. Прибывшие на переговоры к хану русский посол со свитой были коварно убиты. Кучум объединил кочевые племена и, пользуясь ослабленностью Московского государства, собрал рать и учинил разорительные набеги на русские земли.
         Для обороны границ на востоке и юге войск у царя не было. Московия была разорена затяжной войной в чудских землях. В это непростое время купцы Строгановы по своей инициативе пригласили волжских казаков и снарядили отряд в пять сотен во главе с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Вооруженные пищалями и пушками казаки погрузились в восемьдесят стругов и пошли по реке вверх на Урал, чтобы дать отпор кочевникам хана Кучума.
        Отряду пришлось испытать большие лишения и трудности. Кроме набегов и засад вогулов и остяков, они пережили тяжёлые зимовки, голод, болезни. Но упорно шли вперёд, отражая сильные набеги татар. На месте современной Тюмени казаки разогнали конницу Мурзы и взяли несколько становищ врага. Многочисленная конница Кучума была вооружена копьями, саблями, луками и стрелами. По численности они во много раз превосходили отряд казаков, но русские витязи не испугались полчища врагов и смело вступили в бой. Татарская конница потерпела сокрушительное поражение от пушечных ядр и свинцового огня и в панике отступила. Казакам в том бою досталась богатая добыча: серебряные кубки, золотые украшения, амуниция, упряжь, табуны коней и овец, холодное оружие, много мехов и бочки мёда.
        Эта победа произвела сильное впечатление на многочисленные местные народы. Они покорились силе и упорству русских. Ермак лично принимал дары и подарки разных племён и обязал всех платить ясак. Сами казаки снарядили огромный обоз и доставили его в Москву. Царь всея Руси, Иван Грозный, был немало удивлён трофеям. Он принял челобитную, ласково встретил казаков и простил им самоуправство за развязанную войну с Кучумом. В дальнейших боях многие казаки погибли, как и сам Ермак, но другие русские экспедиции упорно шли вперёд.
        В 1628 году к берегам Енисея вышли русские служивые казаки, основавшие на красном берегу широкой реки острог, который назвали Красноярским. Спустя четверть века енисейские купцы отправили казаков вверх по течению исследовать новые земли. В самом удобном месте, где в широкую Ангару впадают две реки, из вековых сосен, листвяка и кедра поставили небольшой острог. В летописи об этом сказано так: «Острог-град Яндашский над Ангарою, против устья реки Иркут и Иды срубивши казаками Похабова. И в нём седоша зимовати, чтобы по весне идише на море-Байкал». Яков Похабов так писал Енисейскому воеводе: «Тута место самое угожее для пашен, наделов и скотинный выпас. Сенные покосы обширны, рыбной ловли много. А опроче того месту острогу ставить негде. Дале места неугожие, берега высокие и кругом бескрайняя тайга».(Орфография сохранена).
        Острог был поставлен на реке и обеспечивал водный путь с Енисеем и Байкалом. Название «Яндашский» не прижилось, и позже его жители дали ему название по тихой реке Иркут - Иркутский. По берегам реки Иды, которая вскоре получила название Ушаковка, (по мельнице купца Ушакова, стоявшей немного вглубь от устья в Ангару) было много кустарника и разной птицы. Реки кишели рыбой, что давало надежду не голодовать. Но главная цель града - власть русского царя над бурятскими и другими малыми народами и сбор ясака.
        За стенами острога возник посад, разросшийся до берега Ушаковки и большого рва. Через десять лет первое строение обветшало и частично обвалилось. Но служивые казаки, горожане и посадские крестьяне острог отстроили заново. Были построены оборонительные сооружения, рвы, появились первые каменные здания: приказная изба, государев двор, Спасская церковь, Вознесенский и Знаменский монастыри.
        Через Иркутск потянулись торговые караваны с разными товарами в Китай и Москву. Город стал центром Иркутского воеводства, объединивший все большие и малые остроги Прибайкалья. На свином ручье, находившемся под горой, сразу за мельницей Ушакова, началось производство кирпича и камня. С севера и юга страны в город потянулись ремесленники и мастеровые, плотники, каменщики и кузнецы вместе со своими семьями.
        К 1700 году (время правления Петра Первого) в Иркутске жило более тысячи человек. Почти половина из них были из казацкого сословия; далее шли посадские, служивые, бояре, холопы и простолюдины. В том же году между Московией и Иркутском появилось почтовое сообщение - ямская гонтьба.
        Казаки были не первыми, кому понравились низменные места на слиянии трёх рек. Ещё задолго до цивилизации современного человека здесь жили древние племена первобытных людей. Учёные доказали, что примерно сорок тысяч лет назад человек жил в этих местах во времена каменного, бронзового и железного веков. Их поселения и могильники найдены не только в Знаменском предместье. Наиболее известны стоянки на улице Щапова, роще «Звёздочка», урочище Царь-Девица (Политех), деревни Титово (вокзал), Лисиха, Кузьмиха, Мамоны, Верхоленская гора. Раскопаны могильники неолитической китойской культуры на реках Китое и Белой, под Мальтой. В Иркутске подобные захоронения были обнаружены в Глазково (район стадиона «Локомотив»), Лисихинский, Пшеничный (пр.Марата), берег Ангары по улице Трилиссера.
        Не менее интересный эпизод из истории Иркутска, о котором мало известно. К 1726 году посадские строения вышли к двухметровому рву, который шёл по современной улице Карла Маркса до самой реки Ангары. Этот ров горожане выкопали для защиты от набегов на город кочевых племён, недовольных поборами местных бояр и торговцев. Город развивался, появлялись новые улицы, и ров стал не нужным. По зову воеводы всё взрослое население Иркутска вышло ранним утром на работы, чтобы сровнять ров и сделать новую улицу. Так появилась улица Большая, ставшая впоследствии центром города. Почти все деревянные постройки, двухэтажные дома, гостиные дворы, многочисленные лавки, построенные в последующие десятилетия, сгорели во время страшного пожара июня 1879 года. Современные каменные здания построены в 80-е года XIX века и позже.
        Почти каждое здание в обязательном порядке имело подземный ход в соседний дом или во двор на случай пожара. Большая часть из них в наше время обвалилась или оказалось засыпанной. Остальная часть неизведанна.
        В истории Иркутска существует такая легенда: вместе с казаками на острогах вверх по Ангаре приплыл пожилой казак Спиридон. Когда-то он жил на южной границе, его отец имел свою кузню, но родной дом сожгли во время набега жестоких кочевников Крымского Хана. Молодой Спиря попал в плен. Через несколько лет ему удалось сбежать. Позже он примкнул к отряду казаков, которые решили идти в Московское княжество на службу, так как русский царь обещал платить хорошей деньгой за покорение новых земель. Так Спиридон оказался в Енисейском воеводстве, затем на Ангаре. Вместе с другими он рубил вековые сосны и возводил первый острог, напротив устья реки Иркут. Через год он вернулся в Енисейск и забрал оттуда жену с дочкой. На обратном пути возвращался в санном обозе. В суровые сибирские морозы и ветра его жена простудилась и сильно заболела. Прибыв на место, она вскоре умерла. Спиридон сильно опечалился и тогда у него случился конфликт с приказчиком на государевом дворе. Воевода не поддержал казака и велел высечь его за бузу.
         Донской казак осерчал и, забрав дочь, ушёл жить отшельником на другую сторону Ангары. В тайге, в берёзовом распадке, он построил домишко и кузню с каменной печью. Умело ковал подковы, шандалы, подсвечники, ободы для колёс на телеги и возил это на торговый базар в город. У него появились заказы, но одному работать было несподручно. Сына у него не было, и подросшая дочка с удовольствием помогала отцу. К своему восемнадцатилетию она была не только красавицей, но и статной девицей, умевшей крепко держать в руках молот и бить им по наковальне.
        Однажды старый казак уплыл на лодке в город. Девушка осталась одна дома на хозяйстве. Неожиданно в дом нагрянули трое здоровых разбойников, захотевших учинить злодейство в отношении молоденькой красавицы. Но никто из них не ожидал отпора. Схватив ухват, девушка отбилась, вырвалась и забила им всех, кто пытался её поймать. Благодаря помощи отцу в кузне, силушка у неё была немалая. Приехавший вечером отец был немало удивлён связанным и побитым трём здоровым мужикам.
        Именно после этого в народе пошла легенда о царь-девице, осилившей троих разбойников в неравном бою. История не сохранила её имени, но берёзовая роща, где жил Спиридон с дочкой, стала так и называться: урочище Царь-Девица. В настоящее время на этом месте находятся коттеджи, расположенные на улице Игошина, сразу за Политехническим институтом.
        С урочищем Царь-Девица связан ещё один случай: ещё до революции городскими властями там была открыта загородная дача. Это место стало излюбленной зоной отдыха горожан в летний период. Там были пляжи, открыт ресторан, оркестр, уютные беседки. Во время Гражданской войны летняя дача Царь-Девица была заброшена. В августе 1918 года колчаковские каратели вывезли туда из Губернской тюрьмы пятерых большевиков, среди которых был известный революционер-большевик Иван Постоловский. Всех пятерых казнили. По воспоминаниям писателя Новокшонова, один из приговорённых успел раскидать белогвардейских офицеров лопатой и сбежать. К сожалению, чехи из расстрельной команды его догнали и застрелили.
        Местные глазковские жители похоронили казненных и на месте их гибели поставили камень. Один рабочий-железнодорожник не испугался и тайно выбил зубилом на камне имена коммунистов, погибших за правое дело.
        Прошло сорок лет. Студенты Политеха убирали прилегающую территорию от мусора и случайно обнаружили камень. Кто-то смог прочитать слова. Так могила большевиков была обнаружена. Но памятник на этом месте появился совсем недавно.
        История столицы Восточной Сибири богата событиями. Мы должны помнить всех наших земляков, внёсших свой вклад в развитие и процветание города. В наших силах сделать наш город ещё краше.


Рецензии
С особым пристрастием читая Ваши добротные сказы о нашем городе, не стоит забывать о неотвратимых последствиях авантюрного внедрения людей Русского царства в огромные пространства азиатского севера, населённого малыми до исчезающей численности племенами.

Назвать покорение их победой будет обидно для крепко организованных и вооружённых разбойничьих ватаг.

Однако интересы невразумительной имперской государственности требуют особого конформистской романтики в описании истории колонизации этого края.
Но сложно жить в критическом режиме. Понятно желание местного жителя принаряживать романтикой своё местообитание.

Однако же надо и осознавать что с фундамента плодотворного сибирского фронтира, через оголтелость советской индустриализации, родные нам места, под прикрытием самой невразумительной урбанизации, неуклонно погружаются в депрессивное состояние.

Зачем нам нужно хоть какое-то воодушевление?

Да не затем ли чтобы собрать творческие силы на обдумывание путей хозяйского выхода на устойчивое развития в реальных физико-географических условиях региона. Разумеется эта задача осложнена политической ситуацией в обществе. Но это та реальность, которая и должна приниматься в расчёт.

- Если интересно, то рекомендовал бы почитать и мою историю.
Деревенская история (Виктор Гранин) / Проза.ру http://proza.ru/2025/02/21/261
С уважением =Виктор

Виктор Гранин   11.04.2025 11:46     Заявить о нарушении
Благодарю, Виктор, за комментарий. Сомневаюсь в том, что большие территории за Уралом, Сибири и на Востоке оставались бы ничейными. Вы правы, ам жили племена и малые народы, которые попали под "крыло России". Но, не приди казаки, туда пришли бы китайцы, японцы или англичане. Кстати, многие правители скрипели зубами, (да и сейчас кипят от злости)что не успели это сделать до русских. С уважением,

Алексей Шелемин   21.04.2025 07:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.