Царь Иоанн Грозный наказует сына

Летом одна тысяча пятьсот семьдесят… ну, не важно, какого года,  пришли бояре к царю Иоанну IV и молвят: "Ой ты гой-еси, государь ты наш Грозный, но справедливый. Челом бьём тебе, — прояви отеческую заботу к сыну своему, ибо совсем от рук отбился. Ложится спать с первыми петухами, а если его разбудить, то какой из него работник? Ни сена покосить, ни землю копать не в состоянии. И ладно бы, если бы достославный отрок озаботился делами государственными. Так нет же, всю ночь переписывается записками с Авдотьей из Китай-города и Федором из Твери. В иную ночь на сие занятие уходит у него до двух телег лучин и увольнений по собственному желанию лучших твоих скороходов".

Нахмурив брови, кратко ответствовал Иоанн: "Привести в мои палаты негодника. А вас, бояре, я попрошу удалиться".

О чем разговаривал с сыном великий князь доподлинно не известно, хотя детский плач из его палат разносился очень долго по Кремлю и запал в души людей. После этого разговора отца с сыном по всей Руси ходили смутные слухи, что царь — ренегат и сволочь — убил своего сына, злыдня кровавая, что отражено в небезызвестной картине*.

Так ли все было, не совсем ясно, зато наконец-то найдены некоторые потерянные странички из судебника Иоанна Грозного. Среди прочего там сказано: "Время сна определить с окончания основных дел по дому и до вторых петухов. Буде кто не уследит за своим сном и проспит меньше положенного, или подменяет сон дрёмой, — того пороть нещадно, но без членовредительства. дабы впредь показывал усердие перед другими в быстроте засыпания".

*  Художникъ Репинъ соврамши!

20.11.2018 г.


Рецензии