Янтарная комната в Царском селе

         
      Янтарная комната — одна из самых популярных достопримечательностей Екатерининского дворца в Царском Селе: декорированный янтарными панелями зал поразительной красоты площадью около 100 квадратных метров. Янтарная комната украшала дворец почти два века, но во время Второй мировой войны, она бесследно исчезла. Ныне в Екатерининском дворце воссоздана ее копия, и если оригинальный Янтарный кабинет называли восьмым чудом света, это можно считать девятым.

     История подлинной Янтарной комнаты

    Создание Янтарной комнаты по планам Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте было начато в 1701 году датчанином Готтфридом Вольффрамом  и закончено спустя десять лет данцигскими мастерами Эрнстом Шлахтом  и Готтфридом Турау  по заказу прусского короля Фридриха I.

     Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору.Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине.

      Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Мозаичные янтарные панно были установлены в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада. Через два года Пётр Первый послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости. При жизни Петра шедевр так и не был смонтирован. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна -- не хватало многих деталей. Янтарная комната хранилась в Летнем дворце Петра.

    Уже при Елизавете Петровне ее наконец собрали в Третьем Зимнем дворце, дополнив янтарные панели расписанными холстами. В 1755 году Елизавета решила установить исправленный кабинет в новом дворце в Царском Селе. Детали янтарного «конструктора»  перенесли из столицы в пригород, и ответственную работу по окончательной сборке возглавил Бартоломео Растрелли.

        За состоянием Янтарной комнаты следил специальный смотритель, который также выполнял небольшие реставрационные работы. В 1763 году, при Екатерине II, холсты заменили янтарными деталями. На это ушло почти полтонны янтаря.
К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено.
   
     Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарные детали, поэтому их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893-1897 годах. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933-1935 годах, генеральная намечалась на 1941 год.
    
      Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами.
   
     Вместе с немецкими частями, оккупировавшими Пушкин, в город прибыла специальная комиссия по отбору музейных ценностей. С 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Таким образом, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно.

       В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали, янтарные панно упаковали в ящики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. Замок был занят советской армией 9 апреля 1945 года, а 11 апреля (как было уточнено много лет спустя) начался неожиданный пожар.

       Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увёзший часть её на родину в качестве «сувенира» (это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу.
   
    Впоследствии этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею «Царское Село».

     29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал президенту РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.   

       В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва).

          Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

    В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания E.ON Ruhrgas). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце

 


Рецензии