7. Мал золотник, да дорог

В "Деяниях" повествуется о том, что после смерти Иисуса, церковь Христова прирастала стремительными темпами: "И присоединилось в тот день душ около трех тысяч", "Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч". Здесь надо понимать, что Иерусалим некорректно сравнивать с современными мегаполисами. И по числу жителей и по площади. Население всего Израиля тех времен оценивается примерно в 2 млн. человек. Кроме того, апостолы обладали поистине могущественной и сверхъестественной властью. Им достаточно было просто пожелать чьей-то смерти: "И тебя вынесут!".
Но... Власть не переминилась. Христианство в Иерусалиме не утвердилось. И даже религиозного раскола и гражданской войны не случилось. Как были евреи иудеями, так и остались. С 66 по 73 год иудеи сражались против Рима и даже восстановили теократическое правление. Во главе восставших стоял первосвященник Анна, среди предводителей выдвинулись Иосиф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), областной военачальник Галилеи, и Иоанн Гискальский.

Но уже в 70 году сын Веспасиана, Тит, по поручению отца, осадил Иерусалим. Иудеи мужественно защищались; в городе возник сильный голод, и уже в первые месяцы осады от него погибло 115 880 человек. После сопровождавшегося страшной резней и разрушениями взятия города Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф; в числе пленных, шедших за колесницей триумфатора, были вожди инсургентов, Иоанн и Симон.

Иоанн был брошен в темницу, где и умер, а Симон был казнён.

Симон (ивр. _ Шимон — «услышанный»; испытатель, оценщик, а вероятнее - услышание).

***

Практически все, что нам известно об этом историке, мы черпаем из его же произведений. Йосеф бен Матитьяу родился в 37 году н. э. в Иерусалиме в еврейской жреческой семье, по всей видимости, достаточно знатной. Впоследствии он заявлял, что по матери он также принадлежал к роду Хасмонеев, но, вполне возможно, что последнее он выдумал. И если насчет этого пункта мы еще можем сомневаться, то уж несомненная выдумка то, что с детства он прекрасно знал Священное Писание (так что даже первосвященники и иерусалимская знать обращались к нему за разъяснениями тонкостей Закона), и то, что в шестнадцать лет он занялся духовным поиском, прошел через секты саддукеев, ессеев и фарисеев и еще три года провел в пустыне с отшельником-аскетом (и все это он умудрился совершить за три года!). В 27 лет он был направлен в Рим в составе делегации, целью которой являлась защита иерусалимских жрецов, обвиненных перед императором. Успешно выполнив свою миссию, он вернулся в Иерусалим и обнаружил свою родную страну на грани вооруженного конфликта с Римом.

Иосиф Флавий родился в первый год царствования Гая Калигулы, то есть в 37 году н. э.. Иосиф получил хорошее образование — как еврейское, так и греческое. В возрасте 19 лет присоединился к фарисеям. В 26 лет (около 64 года н. э.) ездил в Рим в качестве защитника нескольких знатных евреев, обвинённых прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим. Здесь Иосиф, благодаря еврею Алигуру, придворному актёру Нерона, познакомился с женой Нерона Поппеей и через неё добился для этих евреев освобождения.
Когда Веспасиан в 67 году вступил в пределы Галилеи, и сильные крепости почти без боя, одна за другой переходили под власть римлян, Иосиф со своим отрядом заперся в крепости Йотапата. Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала. Сам Иосиф успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере, вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам.

"И в этом тяжелом положении Иосифа не покинуло его благоразумие: в надежде на милость Божию он решил рискнуть своей жизнью и сказал: «Раз решено умереть, так давайте предоставим жребию решить, кто кого должен убивать. Тот, на кого падет жребий, умрет от рук ближайшего за ним, и таким образом мы все по очереди примем смерть один от другого и избегнем необходимости сами убивать себя; будет, конечно, несправедливо, если после того, как другие уже умрут, один раздумает и останется в живых». Этим предложением он вновь возвратил себе их доверие; уговорив других, он сам также участвовал с ними в жребии. Каждый, на которого пал жребий, по очереди добровольно дал себя заколоть другому, последовавшему за ним товарищу, так как вскоре за тем должен был умереть также и полководец, а смерть вместе с Иосифом казалась им лучше жизни. По счастливой ли случайности, а быть может по божественному предопределению, остался последним именно Иосиф еще с одним. А так как он не хотел ни самому быть убитым по жребию, ни запятнать свои руки кровью соотечественника, то он убедил и последнего сдаться римлянам и сохранить себе жизнь".
Иосиф Флавий. Иудейская война, книга 3, глава 8, 7

Задача Иосифа Флавия — задача, входящяя в одну из раних работ по занимательной математике (1612 года) Баше де Мезириака. Задача заключается в следующем: по кругу стоят 41 воин, начиная с первого воина они убивают каждого третьего. Спрашивается, в каком месте нужно встать, чтобы остаться последним выжившим. В более общей формулировке участвует n воинов, которые считаются по кругу, и убивают каждого m-го. Название задачи восходит к истории, случившейся с Иосифом Флавием во время Иудейской войны.

Приведённый в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги, и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени Иосиф как вольноотпущенник стал носить фамильное имя своего господина — «Флавий».

При штурме крепости Гамла около которой проходили ожесточенные бои, находился в стане римлян и показывал им уязвимые места крепостной стены, постройкой которой он в своё время руководил.

Во время осады Иерусалима Иосиф несколько раз выступал парламентёром, убеждая своих соотечественников отдаться во власть римлянам, даже «со слезами» умолял их о том. После взятия Иерусалима в 70 году Тит по просьбе Иосифа отдал ему священные книги и освободил 190 человек, запершихся в Храме.

Последние годы своей жизни Иосиф провёл при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своём прежнем дворце. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф занялся литературным трудом. Год смерти Иосифа Флавия неизвестен: во всяком случае, летом 96 года он ещё был жив, а осенью 117 года — уже нет.

Цитата из Флавия:
«Рассудок не способен смутить истинную религию, ибо истинная религия и есть рассудок».

***

Апостол Пётр (греч.; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. В католической церкви считается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:
Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:18-19).

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 годах) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Святой Престол, Папский Престол, Престол св. Петра... И, в тоже время, перевернутый крест почему-то считается символом сатанистов, а не католиков.

***

Апостол Павел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр.; «выпрошенный, вымоленный»; Саул из Тарса (Киликия); Савл Та;рсянин; др.-греч. Saulos; позднее Paulos; лат. Paulus или Paullus «малый»; предп. 5/10, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом.

Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск от внезапного ярчайшего света с неба ослеп и, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него[4]. Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан.
Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии, опроверг иудеохристианство.
Согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос», — можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан.
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
- проповедь распятого Мессии. «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…»;
- критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой со вселенским характером христианского благовестия.

Есть места в Посланиях, намекающие, что Павла мало интересовала судьба рабов и вопросы справедливости, свободы и морали, но очень занимала судьба христианского культа, его укоренение в Риме.

"Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение".
1 Тим 6:1

Павел также был хитер, проявлял определенное лукавство и изворотливость.
Интересно следующее:
 - в сцене перелома отношения к христианству; то, где и как она произошла. В Иерусалиме Павел - яростный гонитель христиан, на пути в Дамаск - приверженец христианского учения. Причем автор не употребил евангельский прием с массой свидетелей и сходящим в виде голубя Духом Святым, чудесное превращение произошло исключительно внутри головы Павла и не было замечено и услышано окружающими;
- интересно и то, что Павел оставался еврейским шовинистом, утверждая превосходство евреев, т.е. "хорошей лозы" над "дикой";
- Павел активно выступал против внедрения элементов иудаизма в новый культ, т.е. создавал учение именно для язычников.

***

Тит Макций Плавт (лат. Titus Maccius Plautus)
Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (парасит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами.

Главный источник текстов Плавта — так называемый амброзианский палимпсест. Текст комедий был стерт, после чего на этом месте были записаны комментарии Августина к псалмам. Монах, который стирал текст, в одних местах делал это менее тщательно, чем в других. Середина рукописи была очищена менее старательно, благодаря чему имеется возможность прочесть текст.

«Ослы» – краткое содержание.
В «Ослах» (Asinaria) Плавт описывает, как два хитрых раба по соглашению с господином воруют у его жены деньги, на которые его сын выкупает свою любовницу у содержательницы продажных девушек. Старик пирует ночью со своим сыном; жена приходит в притон, где идет это веселье, бранит мужа и уводит его.

Возможно, а меня вот
Никак не убедишь отдать, тебя не зная, деньги.
Волк человеку человек, тем боле незнакомый.

***

Homo homini lupus est.
С волками жить - по-волчьи выть!
Есть некошерное, а помолясь и идоложертвенное и пр.

***

Павел — распространённое имя латинского происхождения (от лат. paulus — «малый», «небольшой»).

Флавий - (От лат. flavus — желтый, золотистый.) — родовое имя в Древнем Риме.

Иосиф — русская форма личного библейского имени Йосеф (ивр.; — букв. будет добавлен, прибавится).


Рецензии