О чем на самом деле говорят мужчины

За последние несколько недель трое знакомых мужчин рассказали мне о своих бывших женах. Что объединяет эти истории? Все трое - успешные, умные, в чем-то даже выдающиеся люди. У каждого за плечами - несчастный брак, тяжелый развод, и, что примечательно, по трое детей

История первая. Роберт

Мой хороший давний друг. Финансист из старинной европейской фамилии. То, что называется “старые деньги”. Образование, манеры, интеллект, эрудиция, щедрость. Когда умер отец-профессор, семья основала стипендию его имени в университете, где он преподавал.

Роберт содержит свою семью - бывшую жену и троих детей (старшим уже больше 20), живущих в одной из самых дорогих столиц Европы. "Содержание" подразумевает не унылые алименты, а их обычный образ жизни, в том числе занятия жены конным спортом, любовь к японским десертам и лыжи для всех четверых каждую зиму в Альпах.

Бывая в Нью-Йорке, он останавливается в Астории, в Париже - в Ритце, в Лондоне - в Мандарин Ориенталь. Не выпендрежа ради, просто это “его уровень дискуссии”. Не задумываясь, жертвует тысячи евро на благотворительность. При этом он скромный и воспитанный человек. Тактичный, деликатный. блестящие манеры: встает, когда дама выходит и возвращается к столу. Словом, мужчина чьей-то мечты.

На Кипре он бывает нечасто, всегда по уши в делах и встречах, но в один из вечеров он обязательно выбирается в Никосию, мы садимся в каком-нибудь уютном месте с хорошим вином и пьем “до последнего официанта” за разговорами о новостях, планах, путешествиях…

В последнюю встречу наш разговор незаметно съехал на бывших. И он мне рассказал свою историю.

Его бывшая жена - красавица из аристократической семьи. Она получила престижное образование. Поженились совсем молодыми, на последнем курсе университета.

То, что и как мужчина говорит о своей бывшей, очень его характеризует.

Роберт в исключительно деликатных и уважительных выражениях рассказывал, как в начале их семейной жизни, когда он только начинал свою карьеру, денег на жизнь им едва хватало.  Летиция (назовем ее так) привыкла жить на широкую ногу, а у родителей он, понятное дело, денег просить не мог.

Сама она работать не рвалась. Вообще, за всю свою жизнь она работала несколько месяцев: три недели там, месяц тут, 5 дней еще где-то.. Все не то, все не так. Да и зачем? Сначала содержали родители, потом она плавно перешла на содержание мужа.

Одно за другим она отклоняла интересные предложения в крупных компаниях. Пару раз соглашалась “попробовать”, через несколько дней уходила: “ой, не то, надо рано вставать, куда-то ехать, что-то там делать”…

Родились старшие дети - погодки, через несколько лет родился третий ребенок.

К этому времени, с его слов, они с Летицией стали практически чужими людьми. Едва разговаривали: общих тем, кроме детей и бытовых вопросов, практически не было. Правда, много путешествовали все вместе: Южная Америка, Япония, тропические острова, лыжи. В основном с детьми и ради детей.

Он пытался наладить их отношения, выполнял все ее капризы, дарил очень дорогие вещи… Но супруги отдалялись все больше. В какой-то момент он не выдержал этого бесконечного холода и раздельных спален и подал на развод.

Прошло 10 лет. Летиция так и сидит дома, не работает, почти никуда, кроме ипподрома, не ездит, друзей у нее тоже нет. Старшие дети уже в университете, младшим ребенком занимаются гувернантка и бабушка.

Я так и не решилась задать вопрос, зачем при таких натянутых отношениях вообще было заводить третьего ребенка…

История  вторая. Джорджио

Мы познакомились на приеме в посольстве. После официальной части гости разбились на группки, фланируя по залу с бокалом просекко, знакомясь и обмениваясь визитками друг с другом, как обычно на таких мероприятиях.

К нашей группе подошел высокий интересный брюнет: “косая сажень в плечах”, прядь, небрежно упавшая на лоб, бронзовый загар, шрам на скуле, теплые карие глаза и симпатичные ямочки на щеках. Прямо герой из фильма. После обязательного небольшого small talk обменялись визитками.

- О! он изумленно взглянул на меня, - это ваша фамилия?

- Нет, моего лабрадора Конечно, моя. А что?

- Ваша-ваша? Девичья?

- Ну да.

- Ну, я думал, может, по мужу. Так вы армянка? У вас нет армянского акцента

- Я родилась в России, но я армянка на все 100%.

- Вот это встреча! Я тоже наполовину армянин. По маме. Ее семья - беженцы из Западной Армении, сейчас это Турция..

- Мои предки тоже беженцы. Вот это да! - пришла моя очередь удивляться.

Ситуация требовала второго бокала просекко. Через 15 минут мы уже болтали, как давние знакомые.

Джорджио на Кипре недавно, он работает в крупной отельной сети и по работе объездил пол-мира, жил по 2-3 года в разных странах, “поднимая” убыточные отели и делая их успешными. Последней страной было Марокко - оттуда и загар.

- Почему всякий раз, когда я встречаю интересную женщину, она обязательно оказывается замужем? - он со значением посмотрел на тонкое сапфировое кольцо на моей правой руке.

- Я в разводе, просто люблю это кольцо и ношу его много лет, не снимая

- Ура! Значит, мы можем встретиться снова?

- А вы точно можете? - я тоже со значением посмотрела на полоску незагорелой кожи на безымянном пальце его правой руки, державшей бокал

- Я-то? Да, с некоторых пор… Совсем недавно.. Мы расстались несколько месяцев назад, в ноябре подали на развод… Формально я еще женат, но на самом деле уже свободен

- Вот как? И что же случилось?

Мой новый знакомый тяжело вздохнул и поставил бокал на стол.

- Она - страшная женщина… Сейчас она даже не дает мне общаться с детьми. Я так по ним скучаю…

- Ужасно… Почему так? И сколько вашим детям?

- 10, 7 и 4

- Совсем маленькие… Грустно. Что случилось?

- Мы страшно скандалили все последние годы, это был сущий ад

- Из-за чего?

- В основном из-за ее семьи… Я работал в компании ее отца несколько лет… Она из очень состоятельной семьи, у них сеть отелей на островах. Мы познакомились на рождественской вечеринке компании. Она красивая, умная, с ней было легко и интересно с первой минуты… Можно сказать, любовь с первого взгляда. Вскоре мы поженились, я стал правой рукой ее отца, мне в несколько раз повысили зарплату, но и ответственность была безумная… Я не мог расслабиться ни на выходных, ни в отпуске, ни даже в больнице с аппендицитом.

К тому же ее отец очень жесткий, бескомпромиссный. Временами агрессивный. Она почти такая же…

Через несколько лет такой жизни, после рождения первого ребенка я понял, что не могу так больше жить и попаду в сумасшедший дом. Университетский друг предложил мне интересную вакансию в Сингапуре. Я принял его предложение и поставил их перед фактом. Ее отцу дал месяц, чтобы нашли мне замену. Ей сказал, что, если хочет сохранить семью, мы должны уехать вместе. Она согласилась, мы уехали.

На новом месте поначалу все было хорошо, мы обживались, она нашла новых подруг - жен экспатов, начала ходить на какие-то мероприятия, кулинарные курсы, танцы… Прошел год. Родился второй ребенок. Меня перевели в Дубай. Это был май, к июлю у нее началась депрессия, она взяла детей и уехала в Европу к родителям, сказав, что вернется, когда закончится жара.

В ноябре я поехал за ней, пришлось долго уговаривать, чуть ли не на коленях стоял… Мои родители пытались помочь, моя мама много говорила с ней, вроде бы убедили…

Через несколько недель в Дубае у нее начались истерики с битьем посуды, служанки пугались и убегали. Я боялся оставлять с ней детей. У нас были бесконечные скандалы со слезами и истериками, она угрожала снова забрать детей и уехать к родителям - на этот раз уже навсегда.

Я больше всего этого боялся, и она, нащупав мое слабое место, продолжала давить. Последним требованием стало, чтобы мы вернулись обратно в наш город и чтобы я снова работал у ее отца - без меня-де не справляются…

Еще после нескольких месяцев ада мы пришли к компромиссу - она вернется, я останусь на своей работе и буду летать к ним несколько раз в месяц. Я купил им дом, точнее, виллу - несколько спален, домик для прислуги, бассейн, сад с фруктовыми деревьями - как раз был кризис и цены сильно упали.

Она купила дорогую итальянскую мебель, заказала какие-то нереальные шторы из Франции, в общем, это был дом-музей, в котором я чувствовал себя ужасно даже при том, что проводил там несколько дней в месяц. Я начал заниматься всяким экстримом - надо было куда-то девать этот стресс, просто спорт не помогал. Прыжки с парашютом, тарзанка, всякое разное… 

Судя по многочисленным шрамам, кажется, он перепробовал все существующие экстремальные виды спорта.

- Так и летал к ним на Рождество, Пасху и в остальное время 2-3 раза в месяц. Все было ужасно, кроме секса - хотя бы в постели мы находили общий язык, - он рассмеялся.

Я не знала, как мне реагировать на этот поток сознания от человека, с которым познакомилась полчаса назад .Стояла и разглядывала пузырьки на дне своего бокала.

- Родился третий ребенок, - продолжал свой рассказ мой новый знакомый. - Потом меня перевели в Испанию. Потом в Марокко. Последние пару лет я прожил в Марракеше. Я продолжал летать домой с пересадками, это было очень тяжело физически. На износ.  Отношения стали совсем невыносимыми. Она запретила моим родителям видеться с внуками, сказав, что те их балуют, неправильно кормят и вообще все плохо. Никто не мог на нее повлиять, даже ее отец, который в этом вопросе принял нашу сторону.

Я слушала его, и мне это уже начинало порядком надоедать. К тому же его история мне до боли кого-то напомнила - люди, хорошо меня знающие, поймут, о чем я. Даже те же самые выражения… Деспотичный отец, несчастные дети, безумная жена, благородный мистер Рочестер... Меня не покидало ощущение d;j; vu.

- И?... Возможно, ей нужна профессиональная помощь?

- Ах, сто раз обсуждали, она не признает, что у нее проблемы, и злится еще больше, вымещая злость на мне, моих родителях,  и, что самое ужасное, на детях… Кричит на них, наказывает, придумывает какие-то унизительные садистские ритуалы…

- Какой ужас!!!

- Да, а с тех пор, как подали на развод, она и мне запретила с ними видеться… Теперь только по телефону со старшим урывками и тайком, чтобы мама не узнала - а то ему попадет…

- У меня волосы дыбом. Ну есть же служба опеки, неужели ничего нельзя сделать?

- У нее очень влиятельная семья. Они замнут все на корню. И я не хочу огласки… Узнают соседи, в школе, дети будут еще больше страдать.. Я сейчас пытаюсь добиться решения суда с четким расписанием, когда я смогу проводить время с ними. Нанял толкового адвоката, лучшего по таким делам. Только так… Это моя последняя надежда. Ну что, может, поужинаем вместе сегодня?

- Спасибо, к сожалению, сегодня не получится

- А завтра?

- Тоже вряд ли, извините

- Я понимаю... Кому охота слушать мои излияния… Я не всегда такой нытик, правда. Просто вы располагаете  к доверию. Я никому об этом не рассказывал...

- Все в порядке, не переживайте. Понимаю вас, тоже пережила развод. Это очень тяжело

С Джорджио мы поддерживаем связь, переписываемся и созваниваемся иногда. Суда еще не было, ситуация осталась такой, как была. Его история оставила тяжелый осадок…

Как мы все знаем, люди всегда рассказывают истории,особенно такие личные, со своей точки зрения, и если спросить его жену, возможно, ситуация окажется диаметрально противоположной: ушел из семейного бизнеса, оставив ее отца, который за много лет привык на него полагаться. Уехал за тридевять земель, ей пришлось куда-то лететь вслед за ним с маленькими детьми, приспосабливаться к новому климату, рядом никого, муж-трудоголик на работе по 12 часов…

Поэтому я так и не смогла сделать для себя какие-то выводы. Да и вряд ли нужно. К счастью, не моя ситуация. Просто безумно жалко их детей… Они жертвы и заложники этой безумной ситуации. И сколько таких случаев!

История третья. Костас

На днях я встретилась со знакомым издателем, киприотом. Мы знакомы несколько лет, работали вместе над несколькими проектами. Встретились за ужином, обсуждая издание моей книги о Кипре, которая выйдет в этом году.

После первых фраз речь зашла о детях и их образовании. У Костаса трое детей, старшие учатся в Англии, у младшей вокальный талант, в следующем году поедет в Вену учиться оперному искусству. Заговорили о стоимости обучения.

Скоро ему придется платить за образование и проживание за границей сразу за троих детей. У него налаженный издательский бизнес, приносящий стабильный доход, но все же.

И я с содроганием подумала о том, что через три года мне предстоит то же самое, если мои дочки-двойняшки решат учиться за границей…

- Да, содержу всех троих плюс бывшую жену… Мы уже семь лет, как в разводе. Она не работает и даже машины у нее нет. Я встаю в 6 утра и еду на другой конец города, в их район, чтобы отвезти дочку в школу, а в 3 часа дня бросаю все дела и еду ее забирать… Плюс еще репетиторы - английский, немецкий и музыка.

- Не знала, что вы в разводе

- Я узнал, что у нее появился любовник, и подал на развод

- Жесть

- Самая жесть, что он связан с криминальным миром, что-то там мутит с какими-то уродами, с наркотиками и еще бог знает чем… Когда мы развелись, младшей было 10 лет. Первым делом я потребовал от суда, чтобы выпустили ордер, запрещающий ему находиться в одном доме с моими детьми. Не знаешь, что можно ждать от такого человека

- Понимаю…

- И с этой дурой...

- С какой?

- Ну, с моей бывшей. Она совершенно никчемная. Я бы сказал, убогая

- Ммм… Вы были женаты столько лет. Родили троих детей. Ты раньше этого не замечал?

- Ну, знаешь, как это было раньше… Кипр 30 лет назад. Все еще очень закрытое патриархальное общество. Хочешь секса - женись. Познакомили нас родители, девочка из хорошей семьи. Милая, приветливая. Хозяйственная. Что еще надо? Поженились. Я построил большой дом - до сих пор кредит за него, я перестал платить, дом летом продадут с аукциона. Я же не идиот платить кредит за дом, в котором она живет с этим, когда дочка у меня... 

- Мда…

- Последние 10 лет она работала в компании у меня секретарем, отвечала на звонки и клеила марки на конверты. Когда мы развелись, я уволил ее по статье “сокращение” и она имела право на огромную сумму из госфонда, как предусмотрено законом в таких случаях. Срок подачи заявления - 3 месяца. Она очнулась через полгода. Конечно, ее заявление не приняли, деньги она потеряла… У нее есть квартира родителей, она сдает ее каким-то арабам, вот и весь ее доход

- Да уж

- Это еще не все! Она подала на раздел имущества. Дом я оставил им сам. Забрал только свои вещи, и ушел. Но она хотела и половину бизнеса. И здание, в котором находится мое издательство. Еле отбил с самым дорогим и зубастым адвокатом

Я рассмеялась:

- Ну вот, а ты говоришь, дура. А у нее бизнес-хватка

- Какой там черт, хватка у нее. Наверное, кто-то надоумил. У нее не хватит мозгов, чтобы оплатить счет. Я плачу до сих пор за все: вода, свет... Она элементарно не знает, как это делается. Да что там говорить! Я полностью оплачиваю учебу и жизнь в Англии двух старших. Всех репетиторов младшей, Стеллы. Алименты бывшей. И еще каждую пятницу после школы мы со Стеллой едем в супермаркет и я покупаю продуктов на 100-150 евро. Мясо, сыр, макароны, фрукты-овощи итп… Забиваю им холодильник. У нее же нет ни денег, ни машины

- А рента от сдачи квартиры? И мужчина с машиной

- Ну, на них надеяться… Я должен быть уверен, что у моего ребенка есть еда

- Понимаю…

- Она совершенно никчемная баба… Семь лет после развода - так и сидит, ни дня больше не работала, пьет кофе, курит и гадает

- Даже не представляю, как так можно жить… Я бы повесилась

- Вот я смотрю на тебя и поражаюсь в хорошем смысле, как ты все это тащишь на себе, несколько работ, двоих детей растишь, пишешь, занимаешься спортом, путешествуешь, и ты всегда веселая и с тобой есть о чем поговорить

- Ну, я не всегда веселая и энергичная, это ты меня по утрам не видел. Мы с тобой встречаемся по делу, я мобилизуюсь. А вообще мне иногда тоже хочется забить на все, сидеть и пить кофе, и будь что будет. Но не могу… Дети, счета, обязательства… Я будто бегу с горы, бегу по инерции. Если остановлюсь, то упаду и покачусь кубарем. Поэтому приходится бежать, чтобы остаться в устойчивом положении

- Лучше так, чем как моя бывшая

- Если выбирать из этих двух вариантов, то да, безусловно

Вчера я бегала в парке и думала об этих случаях. Почему так происходит, почему люди (как мужчины, так и женщины), находясь в дисфункциональных отношениях, заводят второго, а потом  и третьего ребенка?

Почему не думают, что с каждым следующим ребенком ситуация становится на порядок сложнее, и в эту маленькую семейную трагедию вовлекается все больше участников? И в итоге больше всех страдают дети.

Вспомнила еще одну историю знакомой пары, они поженились на пару лет раньше нас, дети у нас почти ровесники. Через несколько лет все стало совсем плохо, она увидела, что он сидит на сайте знакомств, начался скандал, он ее ударил… Расстались на пару месяцев. Потом помирились. Родили второго ребенка. И через год или два развелись уже окончательно.

Подруга мне тогда жаловалась: “Думали, второй ребенок укрепит брак, а получилось наоборот, стало еще тяжелее финансово и морально тоже”…

Хочется сказать вот что.

Люди. Пожалуйста. Не “укрепляйте” браки детьми. Разберитесь в себе сначала. Можно менять партнеров хоть раз в день или чаще, если здоровье позволяет, но не спешите заводить с ними детей...

 И, кстати, может у бывших жен моих знакомых таки правильная тактика? И мне надо устроить своему мужчине вот это все "я девочка, губки бантиком, я не хочу ничего не решать, я хочу платьице"... В этом сермяжная правда? И будут мне тогда лошади, Альпы, французские шторы и полный холодильник сыра ))

PS

Все имена изменены


Рецензии