C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Складень

     Рыжий художник, поэт, авантюрист и пьяница был моим другом много лет, пока судьба не забросила меня в даль-дальнюю и я много лет отсутствовал в России. Когда наши отношения близко и тесно присутствовали в нашей жизни, два пуда соли было съедено в экспедициях на Курильские острова, в Монголию и Камчатку. Судьба моего друга весьма драматична. Утратив в один год своих самых родных и близких: жену, тяжело болевшую и скончавшуюся от рака, собаку, прожившую с семьей почти 20 лет и говорящую майну Сему, мой друг запил. Запой уничтожил весь налаженный женой быт, затем растворил и конфисковал коллекцию икон, золотые украшения покойной жены и в конечном итоге единственную квартиру. Друг стал бомжом и сгинул, но об этом я узнал случайно от знакомых по возвращении из-за рубежа. В период нашей тесной дружбы православный и глубоко верующий мой друг подарил мне на память верный спутник пилигрима – СКЛАДЕНЬ.
     Складень, как пишет Владимир Даль в толковом словаре Великорусского языка, – это складная икона, состоящая из нескольких частей, которые аккуратно складываются в одно целое, писанная на досках, либо медная, серебряная или литая. На каждой части такой иконы или на одной ее части, расположенной в центре, изображаются лики святых или Святой образ.
     На Руси, с древних времен особенно, были распространены складни из трех частей. Центральную ее часть прикрывали две боковые створки. Сегодня очень популярны иконы из двух створок. На одной из них изображен святой, а на другой – ангел-хранитель. Своей популярности складни обязаны тем, что очень удобны для молитвы, особенно в походных условиях или в дороге, когда люди уходили надолго на промыслы или отправлялись по торговым делам в чужие земли. Русские воины в долгие военные походы брали с собой нагрудные складни, которыми пользовались при ежедневных молитвах. Благодаря двум или трем створкам икона-складень довольно устойчива. Главное, чтобы поверхность была ровной. Ее можно установить не только дома в иконостас, но и на столе в рабочем кабинете.
Подарок старинный, бронзовый, начала девятнадцатого века жена установила на самом видном месте – в застекленном шкафу. Лики святых на центральной его части стерлись от времени, но хорошо были видны их позы в молении и подвигах.
Неутомимое и беспощадное время течет, ни на минуту не замирая, и никакие события, какой бы важности она не были, не в силах остановить его бег.
Защита моей докторской диссертации пришлась на то советское время, когда скромная, экономичная жизнь не позволяла широко разгуляться и отметить важные события жизни человека. Удлинить стандартный стол для масштабного застолья в домашних условиях можно было только  кухонным столом, что мы и сделали. Жена металась между кухней и гостиной, стараясь всех обласкать и усадить поудобнее, чтобы это событие отметить как можно торжественнее, радостнее и вкуснее. Около тридцати приглашенных гостей, тесно прижавшись друг к другу, говорили сердечные тосты и здравицы. Мои коллеги, профессора, доктора наук, друзья, подруги жены, родственники, дети, все кто радовался моим успехам в работе, так сердечно и тепло поздравляли меня, так много хвалебных и юморных речей и тостов произнесли в мой адрес, что спина моя зачесалась: видимо, начинали расти крылья… Какие все-таки прекрасные люди окружали нас по жизни!!! Не всем так везет с друзьями и коллегами…
Когда гости разошлись, мы, безумно усталые и пьяненькие, стояли на балконе и махали им вслед нетвердыми руками, готовые лечь спать прямо на лоджии. На следующий день моя жена, расставляя посуду по сервантам, обнаружила отсутствие СКЛАДНЯ.
Размышляя на эту тему, мы не могли никого заподозрить. Нет! Нет! Нет! Никто не мог взять этот складень! Все ООООчень порядочные люди! Но икону кто-то все же взял. Открыл застекленную створку шкафа и положил бронзовые лики святых в свой глубокий карман. Бог ему судья!  Видимо, этот старинный предмет не был нами оценен по достоинству и сменил хозяина, которому это было нужнее, чем нам. А память о друге все равно будет жить во мне, пока я живу на белом свете.


Рецензии