Не стоит оживлять воспоминания...

Несколько подустав от обилия  речей, вина и снеди на природе, я незаметно удалилась от весёлой компании. Обнаружив почти рядом полянку, я легла на разогретую солнцем траву. Сверху, с голубого неба на меня смотрела смешная собачка с хвостиком, белая и пушистая. Её, из облаков, создало моё воображение.
Вокруг меня цвели ромашки.
Вокруг меня  все жило в гармонии.
 Даже шум, доносившийся до меня не нарушал покоя.
А вообще я люблю тишину. Может быть, именно поэтому и  профессия моя, и работа мне, по душе.
Я – библиотекарь.
Я заведую отделом научной литературы в публичной библиотеке.   Выносить книги и документы  из этого зала нельзя. Случайные люди туда не приходят. Там ищут материалы для научных работ, дипломов, кандидатских и докторских диссертаций. И для того чтобы сосредоточится всем нужна тишина.
Я стараюсь помогать  по возможности в подборке нужных материалов и поэтому вольно или невольно сама узнаю много нового и интересного. Люблю свою работу, люблю свой дом и дни, похожие один на другой.
Я прочно стою на земле и фантазирую только когда читаю книги. Представляю героев, представляю их мир и почти проживаю их жизнь.
Иногда фантазии касаются и людей, которые приходят ко мне в зал – читальню. Несколько дней назад, подыскивая материалы по биологии для одной молоденькой студентки для диплома, я разговорилась с ней и потом очень долго  никак  не могла избавиться от ощущения, что мы с ней знакомы. Мне был знаком даже жест,  которым  она  убирала чёлку с лица.
Определенно я её где-то видела. Но где? Фамилия её мне ничего не говорила. Вряд ли мы могли встречаться у друзей – слишком большая разница в возрасте. Она мне в дочки годится.
Стоп. В дочки, именно в дочки.
И тут меня осенило. Эта девочка как две капли воды похожа на мою одноклассницу, которую я не видела сто лет. Ну может не сто, а чуть меньше, но всё таки очень давно. Интересно, что с ней стало? Катя была личность – отличница, староста, комсорг…  Везде и всегда – первая. Фраза – Командовать парадом буду Я – была её кредо. И все вокруг принимали это как должное. После окончания школы, Катя сразу же поступила в престижный вуз, уже не помню на какую специальность. Что-то связанное с управлением. Первые годы  после окончания школы, она еще продолжала  организовывать встречи одноклассников. Потом часть ребят ушли в армию, часть разъехалась. А главное у всех появились свои, взрослые, компании. И встречи с детством сошли на нет.  А может быть все просто устали ходить строем под Катины марши. Да к тому же у каждого началась своя жизнь.
Я не видела ее лет тридцать. В моей памяти она осталась той девушкой,  для которой несколько дней назад я отбирала книги и статьи.
А  может, я ошибаюсь? Надо в следующий раз спросить у студентки как зовут ее маму.
 Моё отсутствие заметили,  и   пришлось мне возвращаться к нашей небольшой, но шумной компании, к заключительной части пикника- фруктовому раю и песням под гитару.
Как хорошо, что завтра воскресенье. Еще один выходной день. Мы с Ритой давно собирались сходить на выставку импрессионистов. Завтра был подходящий для нас обеих день и мы договорились встретиться у входа в музей в 8 часов утра, в надежде, что в это время очередь будет небольшой. Тем более, что в воскресенье -  выходной, и многим хочется отоспаться перед рабочей неделей.  Я же напротив, утром встаю легко. Просто типичный жаворонок – в девять вечера засыпаю на ходу . Поэтому все вечерние посиделки для меня сущее мученье. Зато утром я могу горы передвинуть.
Проснувшись с первым лучом солнца, тихо, чтобы не разбудить мужа, я поспешила на кухню. К 10-ти, когда муж и дочки соизволят вылезти из постелей, завтрак уже будет ждать их на столе.
Тесто  я приготовила вечером, и оставила его в холодильнике на ночь.
Плотно закрыв дверь кухни (чтобы соблазнительный запах не разносился по квартире), я нажарила целое блюдо  оладушек, которое поставила в центр стола.  Рядом с блюдом поставила мед и вишневое варенье,  тарелки и кофейные чашки.
На двери в кухню прикрепила записку  - Сметана в холодильнике. Приятного аппетита.
В 7 часов я вышла из дома, решив, что пройдусь до музея пешком. Дорога  занимала минут сорок. Я решила, что если  приду первая, то займу очередь. Оказалось, что Рита опередила меня. Через 10 минут после открытия выставки, мы зашли в зал, в котором царило волшебство импрессионизма. Казалось, что энергия красок подпитывала посетителей всей гаммой чувств. Выставка была небольшая, мы были совершенно свободны и отправились в небольшое кафе. Иногда, в вечной суете, забывается об удовольствии просто посидеть за чашкой чая и потрепаться ни о чём и обо всем. Не по телефону, а напротив друг друга. Поговорив о выставке и всяких личных мелочах, я рассказала Рите о студентке, так похожей на  Катю.
- Даже не пробуй узнавать. Если вдруг Катя действительно окажется  мамой этой милой девушки, то ты опять попадёшь в неволю её планов. И предупреждаю, что при всей моей любви к тебе, я вне игры. Больше не хочу быть кроликом, идущим в пасть удава. Так что очень подумай, прежде чем пытаться вернуться в светлое прошлое.
- А ведь в том прошлом было не так мало хорошего. - парировала я.- Просто никому из нас, кроме Кати, не хотелось заниматься организацией выездов на природу, вечеринок, походов в кино или в театр. Мы были юны и ленивы.
- Есть в этом что-то. Но я всё равно не люблю, когда мной командуют. В середине интересного романа, я должна была отложить книжку и мчаться на какой-нибудь  дурацкий пикник.
-Не скажи , что ты даже запомнила роман, который отложила?
- Конечно запомнила – засмеялась Рита - Это была «Сага о Форсайтах». Мне пришлось отложить книгу на самом интересном месте. Когда Ирен уехала в Лондон, и на встречу к ней поехал Джолион. А в это время сыщик, по заказу Сомса,  собирал для развода информацию о ней. Весь этот пикник я ждала возвращения домой, к продолжению романа.
Лицо Риты выражало обиду, которую не стёрли прошедшие года. Она была похожа на маленькую девочку, которой  когда-то не купили игрушку, и это стало поводом  для обиды на всю жизнь.
- Кстати, именно тогда, я задумалась, что «счастье по принуждению» не бывает. На том пикнике, в солнечный воскресный день, я чувствовала себя самым несчастным человеком на Земле.
- Ничего страшного не произошло. Просто ты узнала о произошедшем на несколько часов позже. Зато это время провела с нами, а не с книжкой. И любимый диван отдохнул от тебя.
- Неправда. Диван по мне скучал. «Сага о Форсайтах» один из моих любимых романов. Тогда, во время первого прочтения, я сопереживала Ирен и Джолиону и ненавидела Сомса. Когда спустя двадцать лет я перечитывала роман, то симпатию я испытывала только к Сомсу. Любвеобильный бездельник Джолион и  претендующая на гранд даму  кокетка Ирен просто раздражали меня. Я как будто читала роман в первый раз. Видимо с возрастом меняемся не только мы. Меняется наше отношение к жизни. Но – Рита сделала паузу в разговоре – в памяти от юношеских лет остаются только хорошие воспоминания. А всё плохое с годами забывается. И поэтому я не хочу пытаться вернуться в воспоминания.  Так что если ты хочешь встретиться с Катей, то без меня. Пусть в моей памяти она останется той энергичной барышней, которая могла свернуть горы.
-И тебе совсем не интересно какая она сейчас и как сложилась её жизнь?
- Не знаю. Я как-то об этом не задумывалась. Наши пути после школы разошлись. Видимо нас ничего не связывало. Мне хватает общения. Зато катастрофически не хватает времени. Мы с тобой живём рядом, но нам удаётся встречаться не чаще, чем раз в полтора – два месяца. Это у тебя ещё нет внуков.
- Ладно, бабушка в квадрате, не жалуйся на цейтнот.
По субботам Рита была занята внуками погодками, и ходит она не в музеи, а в зоопарк и на детские представления.
Я вышла замуж несколько позже Риты и поэтому ещё была относительно свободна. Мои две красавицы ещё грызли гранит науки.
А кроме того мне было действительно любопытно, что стало с Катей. Её юная копия пробудила во мне воспоминания ушедшей юности.
После нашего с Ритой похода в музей прошло около трёх недель, на протяжении которых я с нетерпением ждала появления студентки, которую звали Ниной.  И наконец она вновь появилась в библиотеке.  Выдавая ей заказанные книги, я поинтересовалась, как зовут её маму, сказав при этом, что сама Нина удивительно похожа на мою одноклассницу Катю.
-Скорее всего моя мама и есть ваша одноклассница. Мою маму зовут Екатерина Петровна.
-  Запиши мне пожалуйста её телефон.
- Это  наш домашний. Но на самом деле её трудно застать дома. Поэтому я запишу  номер её секретаря. Так вам будет легче связаться с мамой.
Я поняла, что Катя начальница. Впрочем, она была ею всегда.
Вечером я всё-таки сделала попытку позвонить по домашнему телефону. Но  мне ответила электронная секретарша, которая предложила оставить после гудка свой номер телефона. Я не стала ждать гудка, решив воспользоваться завтра днём вторым номером.
Говорить по телефону по личным вопросам из читального зала, было не принято. У нас строго  соблюдали тишину. Поэтому я дождалась перерыва, спустилась в кафе и позвонила по второму номеру. Мне почти сразу ответили – назвали учреждение и спросили, чем могут помочь. Я спросила, могу ли я переговорить с Екатериной Петровной и услышала в ответ:
- По какому вопросу вы звоните?
- По личному. Я её одноклассница.
- Оставьте ваш номер телефона.  С вами свяжутся.
- Желательно после восьми вечера.
После этой короткой беседы появилась уверенность, что Катя мне не позвонит. Но я ошиблась. Звонок раздался в тот же вечер. После радостных приветствий,  вопросов  и ответов, мы договорились встретиться на следующий вечер в ресторане, в котором я ранее не была. Но Катя объяснила, что там столы стоят так, что можно скрыться от любопытных глаз. Видимо для неё это было важно. Время встречи было несколько позднее для меня, но я всё-таки согласилась.
- Кстати,  можешь захватить и свою Риту.
- Если она будет свободна.
Мне не хотелось говорить, что Рита вряд ли захочет прийти, а притащить её на встречу  я смогу только на аркане.
Весь последующий день я не могла сосредоточиться думая о встречи и перебирая в памяти весь свой гардероб. В итоге, я решила одеть «маленькое чёрное платье», которое по совету Коко Шанель, было в наличии у каждой женщины.  Возникла дилемма, чем его оживить,  то ли жемчугом, то ли кораллами. В конце концов, решила посоветоваться с Ритой, а заодно ещё раз предложить ей присоединиться к нам.  Но подруга была непреклонна и сославшись на занятость, она отказалась идти в ресторан. А оживить платье она посоветовала серебряным ожерельем с хризопразом и обязательно одеть к ним серёжки.
-Зелёный камень не только оживит платье, но и подчеркнёт цвет глаз. Относительно встречи – для меня будет достаточно твоего рассказа. Кстати, тебе уже пора выходить, если ты конечно хочешь прийти вовремя.
Я посмотрела на часы.
До выхода у меня в запасе было еще целых 15 минут.
Муж и дочки с интересом наблюдали, как я готовлюсь к походу в ресторан, о котором ещё вчера я прожужжала им все уши. Заодно, рассказывая о предстоящей встрече, я подсчитала, что не видела Катю двадцать восемь лет.
- А  как вы друг друга узнаете? – спросила младшая, - вы ведь наверно очень изменились за этот период времени.
- Но не так чтобы не узнать друг друга. Все , сборы закончились. Я убегаю. Вернусь через два – три часа.
Ужин я вам оставила.
Дорога заняла около 25-ти минут, так что я пришла чуть раньше назначенного времени. Девушка, встречающая гостей, провела меня к забронированному  столику, чуть скрытому от людских глаз. Катя появилась минута в минуту. Вернее не Катя, а совсем чужая женщина. Я не узнала её, просто поняла, что это она. Уверенной походкой приближалась к столику, за которым я сидела в одиночестве, женщина, облик которой напоминал мне кого-то.  А Катей  для меня была та девчушка из  библиотеки.
Мы обнялись, сделали друг другу комплименты, посетовали, что столько времени не виделись.
Катя заказала салатики и рыбу, все лёгкое. Все-таки возраст берет своё и за фигурой приходится следить строже, чем в юные годы.
Первый час прошёл незаметно – кто, где, что делает. Когда все темы о прошлом были практически исчерпаны, Катя поинтересовалась, почему ни у меня, ни у Риты нет страниц в социальных сетях.
- Вас как будто и не существует, словно вы выпали из обоймы. Сегодня реальная жизнь словно требует страниц в соц. сетях.
-  Я  как то не задумывалась, что надо приспосабливаться к реальности. Да и Рита  видимо не задумывалась об этом. Каждый живёт так, как ему удобно. Ну зачем нам виртуальные друзья, когда хватает  реального общения? Честно говоря, я когда-то открыла себе страницу. На неё сразу стали заходить незнакомые люди, просматривать фотографии, предлагать дружбу. Мне было не интересно.  И в итоге через две недели я закрыло страницу. А Рита просто сразу сказала мне, что ей жаль тратить на это время.
- Вы, кажется, окончили один институт?
- Да. И даже одну специальность «Документоведение и архивоведение». А вот потом я устроилась работать в библиотеку, а Рита в архив.
К тому времени, когда мы закончили институт , Ритиной дочке было уже 3 года.
- С ума сойти. Когда же она вышла замуж?
- В начале первого курса нас послали на картошку. Там она познакомилась со своим будущим мужем. Он учился на последнем курсе. Ему оставался последний семестр и дипломная работа. Так вот, сразу после его защиты  дипломной работы, они и  поженились. В 19 Рита родила. Была юная мама.
Через полтора часа все темы -  кто , где и чем занимается,  были исчерпаны.
- Нам надо собраться всем классом.- произнесла на прощание Катя. -  надо поручить моему секретарю  заняться  этим вопросом. Но наверно это займёт время, может год –два.
Мы вышли из ресторана около десяти. Катю ждала служебная машина, на которой она меня подвезла до дома.
Трудно сказать, какое послевкусие оставила во мне  эта встреча.
Через несколько дней, когда у меня была вторая смена и работа начиналась в час дня, я поехала утром к Рите. Она уже несколько дней сидела дома с простуженным внуком.
- Пошли на кухню, я уже накрыла стол для завтрака.
Пока Мишка в телевизоре, успеем спокойно поговорить.
- А что он смотрит?
-Мультики. А вообще сегодняшние дети просто телебалбесы. Им бы книжку почитать. А они уткнутся в этот ящик и потеряны для мира. Так что мы можем спокойно выпить кофе и поговорить, как прошла встреча.
За чашкой утреннего кофе я рассказала обо всем, о чём говорилось на встрече. А заодно призналась Рите, что может,  она  была права, не желая оживлять прошлое.
- Сама не знаю, чего я ждала. Но когда увидела Катю с совсем другим лицом, не похожим на мои воспоминания, мне стало грустно. Она была какая-то совсем чужая и очень взрослая. Мы ведь с тобой почти не изменились за прошедшие года. А Катя изменилась.
- Весь секрет в том, что мы виделись с тобой постоянно, привыкали вместе к изменению размера, к морщинкам, к изменению стрижек и цвету волос.  А Катя для тебя осталась худенькой девочкой из воспоминаний.  Девочкой, которую не тронуло время. Вы сфотографировались вместе?
Я показала фотографии в телефоне – официант  сделал пару снимков.
Рита внимательно и долго их рассматривала.
- Она выглядит гораздо моложе нас. Такое чувство, что она подколота – никаких морщин, абсолютно гладкое лицо. Но инъекции чуть изменили форму глаз и губ. Поэтому лицо показалось тебе чужим.
А объективно – на снимке красивая женщина лет тридцати пяти – сорока. Не  старше.
Я подошла к зеркалу и пальцами чуть прижала кожу около глаз, которые мгновенно изменили форму.
- Может и мне сделать уколы и убрать морщинки?
- Зачем? Это твое лицо, родное , привычное. Оно изменится от этих процедур. Представь – утром ты подойдешь к зеркалу, улыбнешься самой себе и пожелаешь хорошего дня. А в ответ на тебя посмотрит чужое отражение. И наконец, вспомни…
Рита напела давно знакомую мелодию

У природы нет плохой погоды
Ход времен нельзя остановить
Осень жизни как и осень года
Надо не скорбя благословить
Надо не скорбя благословить.

Такие знакомые строчки из старого всеми любимого фильма.
- Как ты думаешь, она устроит встречу одноклассников?
Рита задумалась, а потом тихо произнесла – Думаю, что нет.
От этой короткой фразы я почувствовала облегчение. Мне захотелось, чтобы память сохранила нас молодыми. А юность не повторяется. Туда, к  сожалению, нельзя вернуться.
Я посмотрела на часы и поняла, что засиделась, и мне надо бежать на работу.

Мы с Ритой распрощались до следующей встречи.
На улице моросило. Это был не дождь, просто начало осени.


Рецензии
Иногда воспоминания лучше оставлять в памяти и не стоит их оживлять

Ирина Мильнер   15.03.2020 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.