Параллельно

(короткие записи в блокноте)

1.  Литературная критика – захватывающее чтение. Каждый настоящий литературный критик
     так же неповторим, как настоящий писатель. Человек, решивший показать себя как
     литературный критик, замахивается сразу на судьбу читателя и судьбу писателя. Оценивая
     произведение, критик выносит ему приговор и отваживается объяснять другим, как читать
     и понимать то или иное произведение. Литературный критик просто обязан быть блестящим
     собеседником, а не ''оценщиком''-пустословом.

2.  Поль Верлен время от времени анализировал всё им написанное. Начиная с восьмидесятых
     годов XIX века многие стихи им были написаны ''параллельно'': в одних стихах он –
     верующий католик, в других – поэт, воспевающий чувственную любовь. Поздняя лирика
     Верлена являет собой образец духовной и творческой ''двойственности''. Однако поэт
     откровенно  говорит в сонете  ''Счастье'': «Всё, что писал, назад я не беру, / Всё это думал я,
     и было правдой это…».

3.  Первые переводы Верлена сделали Брюсов и Сологуб. На заре русской верленианы
     Максимилиан Волошин писал о Поле Верлене: «Быть может, из всех поэтов всех времён
     стих его обладает голосом наиболее проникновенным. Мы любим его совсем не за то, 
     ч т о  говорит он, и не за то,  к а к  он говорит, а за тот неизъяснимой оттенок голоса, который
     заставляет трепетать наше сердце».

4.  Вспоминая дни своей светлой юности, когда я часто бывала влюблена, была любима
     и любила сама, слышу в сердце верленовские строчки: «Двум призракам напомнил
     старый сад / О том, что было много лет назад…». Это песня известного автора-исполнителя
     Александра Суханова, положившего на музыку изумительное лирическое стихотворение
     Поля Верлена. Когда я слушала названную  песню много лет назад, она мне представлялась
     излишне печальной. То было время моей взрывной радости и сногсшибательного счастья,
     которому, как мне верилось, не будет конца!..

5.  Потерять того, кого ты любишь больше жизни, - это непоправимый урон. С утратой любому
     трудно справиться. Один мудрый человек дал совет: «Надо заставить себя больше
     радоваться тому, что у тебя  б ы л  возлюбленный или друг, чем бесконечно горевать
     об утрате!». Я до сих пор помню всех, кого любила и люблю поныне. Благодарю Творца
     за то, что внушил мне благодатные чувства.

6.  Ищи, кого полюбить! Учись любить высоко и праведно. Жизнь не будет казаться столь
     пустой и плачевной.

7.  Часто мне на ум приходит восточная мудрость: «Пусть будет так, как должно быть,
      даже если будет по-другому».

8.  Когда хороший читатель берёт в руки книгу, которая достойна внимательного чтения,
     он эту книгу ''видит''. Мне вспоминается, как читала я: это было нечто вроде экранизации
     произведения. У меня было богатое воображение. Может быть, поэтому мне трудно
     смириться с кино- и теле-версиямии любимых мною книг. Наверняка у меня немало
     единомышленников в этом вопросе.

9.  Ценю потрясающие иллюстрации к литературным шедеврам!.. Мне близок и дорог
     Боттичелли, прочитавший «Божественную комедию» Данте, или Делакруа, прочитавший
     «Фауста» Гёте, или Фаворский, прочитавший «Слово о полку Игореве» , или Кузьмин,
      прочитавший «Гамлета» Шекспира… Читающий художник-график создаёт ''параллельный''
      мир линии и штриха.

10.  Около двух тысяч лет назад в Китае были сделаны первые гравюры на дереве специально
      для иллюстрирования литературного текста. В настоящее время книжная графика
      превратилась в самостоятельное сложное искусство.

11.  Время никому не принадлежит. Оно не наше – ни до нас, ни после нас. Тем не менее
     почти всем из смертных свойственно присваивать время.

12.  Плохое рано или поздно кончается. Это понимание пришло ко мне в раннем детстве.
     И я терпела изо всех сил: пока кончится страшная гроза.., пока не утихомирится суховей
     в пору пыльных бурь, бушевавших в наших краях, близких к целинным землям.., пока
     не закончит свою гневную тираду мама, муштрующая нас с сестрой за очередные наши
     шалости.

13.  Не может быть, чтобы душа была одного цвета, а ум – другого цвета. Если душа
     спокойна и светла, то ум ясен.

14.  Всё время начинать жизнь сначала – это глупость.

15.  Мне всегда нравилось выражение Nota bene. Не стоит, пожалуй, объяснять, что это
     означает в переводе с латыни. И всё же вот перевод: ''заметь - хорошо''. Пишут на полях
     книги, с которой работают, - чаще всего лишь две первые буквы NB (также это обозначение
     пишется слитным значком). Если книги любимы мною и я их часто перечитываю, я при этом
      не отмечаю понравившиеся в них места – просто надолго запоминаю.

16.  Как много в наше время людей, которые усиленно тренируют тело, а о тренировке
      души не думают.

17.  Ни добрые люди, ни злые не отказываются от наслаждений. Честные люди гордятся
     своими подвигами, находя наслаждение от сознания своего превосходства. Но гораздо
     большее наслаждение испытывают подлецы, получая неимоверное наслаждение от
     своих подлостей.

18.  Нам не принадлежит то, что даровано нам фортуной.

19.  Вы обращали внимание на то, что многие люди не знают, чего же они хотят больше
     всего на свете? Пока они на самом деле не захотят чего-то определённого, они в
     полной растерянности: чего же им надо?..

20.  Мы можем напрячься и вообразить людей с мускулистыми сердцами, которых принято
     считать  ''волевыми''. Тем не менее от дурного и запретного их удерживает вовсе не
     добрая воля, а только стыд.

21.  Глупо умирать от страха смерти.

22.  Никто не минует толпы, которая любого наделяет своими пороками. Каждый
      в отдельности впитывает в себя все пороки толпы.

23.  Я бы предпочла остаться без успеха, нежели без веры в Бога.

24.  Вера – взор сердца к Богу (у И. В. Киреевского).

25.  Играть всегда одну и ту же роль – великое дело. На это способен лишь незаурядный
      мудрец. Остальным людям играть одну роль в течение всей жизни – не под силу; они
     многолики.

26.  ''Мудрец   не станет стесняться своего маленького роста, но всё же и он предпочёл бы
      быть высоким и стройным''.

27.  Ларошфуко: «Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика,
     цель которой – завоевать любовь народа».

28.  Когда-то очень давно меня восхитила строка из стихотворения Велимира Хлебникова:
    «Русь, ты вся поцелуй на морозе!». Честно признаюсь, порой я забываю, что это
     Хлебников, думая, что автор данного гениального перла Пушкин. У нас всё так: ежели
     звучит гениально, - стало быть, Пушкин написал!  Но в России много гениев. Мы их всех
     не помним и не знаем.

29.  По поводу сказанного выше уместно процитировать Хименеса, придав его словам
      иносказательно-ироничный оттенок: «Как ясно, на ветру шумя в деревьях, / мне говорит
     душа, что я во всём»... Нечто похожее есть в античной философии: «Если хорошо сказано,
     то это моё!..».

30.  Ну, вот… Прорезался голосок кулуарного философствования… У меня есть любимая
      фразочка: «К философии могут прийти и не имея денег на дорогу».

31.   Я не отношу себя к доморощенным философам. Работая над разными литературными
      жанрами, я ''параллельно'' записываю в специальный блокнот пришедшие мне в голову
      мысли или делаю выписки из прочитанных мною книг. Только и всего.

32.  Не помню, чьё это изречение: «Часто мы обсуждаем насущные дела с теми, за кем
     заметили пристрастие к вышивке…».  Вы не находите, что это сказано почти о каждом
     из нас?..
    



 


Рецензии