Прощеное воскресенье

В этом году прощеное воскресенье совпадает с первым днем Весны и это очень символично, ведь Весна – это пора обновления и возрождения всего живого!

В Новом Завете прощение чаще всего выражается греческим словом afieymi. Его основное значение: «отпустить или перестать держаться за что-то». Для того, чтобы войти в новое – нам нужно перестать держаться за прошлое и отжившее. Больше же всего человека держат обиды.

Обида – это бунт внутри человека, его нежелание принять происходящее без соответствующей компенсации за причиненный ему ущерб, боль, страдания. Обида – это уверенность человека в том, что происшедшее с ним несправедливо. И это желание добиться справедливости своими силами, вместо того, чтобы отдать все в Божьи Руки.

Чаще всего встречается обида-ожидание. Человек как бы останавливается у точки, в которой родилась обида и ждет, когда ему компенсируют его ущерб. Он может не совершать активных действий, но демонстрирует обиду своим поведением – он ходит «надутый», говорит сквозь зубы, не смотрит в глаза, игнорирует, становится холоден в разговоре. Своим внешним видом и внутри себя он требует и настойчиво ждет момента, когда его внутренний диссонанс будет убран, а причинившие его будут наказаны или хотя бы признают свою вину. Чаще, к требованию компенсации за причиненные страдания человек ожидает еще и какой-то награды за то, что ему пришлось все это вытерпеть. Такое ожидание может продолжаться годы, разрушая душу изнутри, становясь узлом многих последующих ситуаций. Иногда обида такого рода умело прикрывается – человек, вроде бы, и продолжает также общаться с обидчиком, шутит, ведет какие-то разговоры, даже помогает, но внутри затаивает неприязнь, закрывает свое сердце и может дать что угодно, только не любовь.

Другой вид обиды – это обида-агрессия. Здесь человек старается всеми силами добиться справедливости, нападая на обидчика с обвинениями, и даже, угрожая. Если это не дает результатов – в ход идут все средства – человек об этом говорит при любом возможном случае, ища сторонников и настраивая других против обидчика. Нередко обида такого рода идет рука об руку с завистью. Когда человек не хочет мириться с тем, что кто-то имеет какие-то привилегии, внимание, блага, которых нет у него. Он и сам может не понимать причин того, почему тот человек вызывает у него раздражение и злость, особые претензии. Вообще – обида и претензии всегда идут рука об руку. В голосе обиды всегда звучит: «Вы мне должны были это сделать, но не сделали» или «Вы не должны были, но сделали». На обиде-зависти произошли многие войны и революции, в том числе и октябрьская, где одни, кто не хотел прилагать труда и развивать свое хозяйство не могли простить другим, которые это делали и жили в изобилии. А особо не могли простить тем, кто имел блага по своему рождению, был более образован, в то время, как их самих считали низшим классом. Такого рода зависть-обида по сей день гложет немалое количество людей, толкая даже на преступления. Нередко более образованный, талантливый человек вызывает море возмущений у тех, кто не захотел прилагать усилия и развиваться.

Следующий вариант обиды – обида-печаль. Человек загружает свой внутренний мир очередной ситуацией «несправедливости», делая вывод о своей несчастной судьбе. Каждая новая обида ложиться тяжелым грузом в душу, добавляя чувство неуверенности и жалости к себе. Ему нужно было бы проявить волю, но ему страшно, потому приходиться терпеть многое, а как компенсация этому – складируется обида.

Как известно, больше всего люди обижаются на тех, от кого ожидали получить что-то хорошее. Очень распространенной является обида-недолюбленность. Больше всего это бывает у детей, которым кажется, что родители их не любят, не уделяют им внимания, не понимают их. Детские обиды остаются глубоко и накладывают свой отпечаток на все, что происходит в жизни. Довольно у немалого количества взрослых людей выступают на глазах слезы, когда им говорят: «Кажется – родители не любили тебя!». «Мне не дали любви и тепла!» - говорят люди. На каком-то плане они остались теми же маленькими детьми, брошенными всеми, никому не нужными – эта обида, что сидит у них в душе не дает им поверить в себя, радоваться жизни, любить. Мы понимаем, что не просто мы родились у тех или иных родителей, не просто вошли в те или иные обстоятельства. Люди несовершенны и иногда причина их поведения находится глубоко в душе. Недостаток любви, который они проявляют и к детям, и к другим людям – нередко имеет своей причиной серьезные блокировки, также связанные с какими-то обидами. Одно искажение порождает другое и, в результате, в человеке может и вовсе оборваться нить Любви, становясь жертвой всепоглощающей обиды – обиды на всё! Продолжать этот порочный круг можно и дальше – но если мы действительно ищем любви, если мы хотим, чтобы Света на Земле стало больше, чтобы зло было побеждено – мы должны научиться прощать, отпускать без всяких условий абсолютно все непонятые нами ситуации, всю причиненную нам боль, мы должны побеждать это зло в самих себе. Именно этому учил нас Христос:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39).

Другой серьезной обидой, искажающей жизнь, являются обиды между мужчиной и женщиной. Всем известно, что сближение делает людей более уязвимыми, более открытыми. А т.к. люди несовершенны, то легко наносят раны друг другу. Предательства, измены, охлаждение чувств, пренебрежение – у многих эти события оставляют глубокий след в душе. Самое тяжелое, как говорят люди – простить нелюбовь. И, тем не менее, эти обиды перекрывают серьезные каналы в душе человека, перекрывают способность доверять, любить, созидать. Но Закон Вышней Гармонии гласит, что между двумя супругами всегда должен быть Господь, а если не так, то их отношения – это страсть. Максимально быть открытым нужно быть только Богу, всех же остальных принимать и любить – возможно только через Божью Любовь. Тогда всегда есть силы пройти любые пороги, любые тряски.

Еще один вид обид – это обида на жизнь, что, по сути, есть обида на Бога. Человек не может смириться с обстоятельствами своей жизни, что у него многое произошло не так, как он ожидал, что его не оценили по достоинству, что он не получил положенный ему по праву статус в обществе, материальное благополучие, что у него не сложилась как он ожидал, семья, что дети не стали теми, кем он хотел. Ему кажется, что жизнь обделила только его.

Когда у человека сильно раздуто эго, чувство значимости, то обида может стать хронической и быть реакцией практически на все. Не дослушали его фразу до конца – обиделся, спросили о чем-то не вовремя – обиделся, не почувствовали, что ему что-то нужно – повсюду обида. Распространена обида на то, что люди не подтверждают чувство значимости человека. Например, он что-то назидательно рассказывает – а к нему не прислушиваются, не советуются с ним, не считают его слово весомым.

Также ко многим обидам примешивается обида на самого себя – на то, что не смог проявить себя, что-то не успел, до чего-то не додумался. В таком случае человек долбит самого себя, а следом – и окружающих.

Обиды могут уходить на дно подсознания и оттуда отравлять человеку жизнь. Если ему скажут, что у него есть обида – он будет это отвергать, потому что не видит этого. Тем не менее, обида перекрывает сердечный центр – самый главный центр в человеческом существе. Она отбирает радость, охлаждает стремление к Богу, перекрывает каналы любви. Потому, первое движение человека, желающего освободиться от этого рабства – должно быть покаяние. Как говорит покаянный псалом:

«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал…» (Пс.50:6).

Любой наш грех – это грех перед Богом. Кроме того, нужно понять, что обида – это заведомо бессмысленный, не говоря уже о том, что опасный способ реагирования. Абсолютно бессмысленно сидеть и ждать, когда что-то измениться, кто-то образумится, или жизнь сама наладится. Нужно двигаться вперед, менять себя, менять свое восприятие. Если причиняющая боль ситуация непонятна – ее нужно просто стереть из памяти, не разбирая годами кто прав, кто виновен.

Нередко человек не хочет отпускать обиду, потому что она помогает ему оправдать свои поступки или укрепить свою уверенность в себе, свою значимость. «Тот человек так ужасно поступил, я по сравнению с ним просто ангел», «Я все равно прав – а те люди показали свою неправоту своим поведением», «Мне причинили боль, но я, несмотря на это, продолжаю к ним нормально относиться».

Как известно «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34).

«Неперевареная» ситуация часто не сходит у человека с языка. Кто-то постоянно рассказывает как ужасно с ним поступали родители, кто-то рассказывает о преступном поведении мужа, кто-то о начальнике или о детях, кто-то причитает о том, какие все воры вокруг, как они купаются в золоте, в то время как простые люди в поте трудятся, а кто-то ноет о том какая у него тяжелая жизнь. Человеку просто нужно послушать самого себя со стороны, и он поймет – какая обида его гложет, что именно он не может отпустить.

В любом случае, обиды говорят о том, что в человеке не хватает устойчивости, гармонии, что он продолжает опираться на мир, на людей, на свои силы, но не на Бога. Конечно, говоря об обидах, нужно признать, что есть обиды, основанные на поступках, действительно преступных по отношению к Божьему Закону, а есть обиды пустые, надуманные. Но даже если был действительно нанесен серьезный ущерб – человеку не должно ждать какой-то компенсации, затаивая в душе обиду на происходящее. Мы не знаем большую часть причин того, что происходит с нами, но должны знать, что все имеет свои причины, потому, задача человека – принимать все со смирением. Не в том плане смирением, чтобы мириться со злом, но понимать, что, прежде всего, как уже говорилось, мы должны убирать зло из своей души, мы должны делать на Земле все, что возможно нам по нашему потенциалу, прикладывая все усилия к созиданию в своей душе, а вместе с этим – и вовне. А все остальное – отдать в Руки Бога.

В день прощенного воскресенья все каналы настроены на желание освободиться от всего этого груза – от ошибок, что гложут душу, от страхов, а также – от обид. Освободить свое сердце для любви, для новой Весны, для нового, более глубинного виденья Жизни, нового действования, новой Любви. Следом за этим днем начинается Великий Пост, подготавливающий человека к празднику, который есть апогей всех христианских праздников – Воскресению Иисуса Христа. Мы не сможем войти в него, если наше сердце будет не свободно от обид.


Рецензии