Беспонятье

Это замечательное слово придумала не я. Заметив его однажды на цирковой афише, я подумала о том, что наконец-то нашлось ёмкое и остроумное название для преобладающего по сей день нигилистического отношения людей к родной планете.

Это отношение, одновременно включающее в себя и глубочайшее равнодушие, и инфантильную беззаботность, и невежество, и агрессивное нежелание осознавать, и непробиваемую стереотипность мышления, и самодовольную уверенность в справедливости такого подхода к миру, и множество других подобных граней безразличия.

Пребывающий в беспонятье как бы утверждает следующее: «с планетой ничего не происходит, потому что мне так хочется», «с планетой ничего не происходит, потому что так считает большинство», «с планетой ничего не происходит, потому что это удобно», «с планетой ничего не происходит, потому что она таким образом создана для человека, чтобы с ней ничего никогда не происходило» и так далее в том же духе. Какими бы ни были данные о состоянии Земли, о чём бы ни предупреждали учёные, что бы ни сообщали органы чувств и просто здравый смысл, экологический нигилист отгорожен от повсеместного исчезновения Природы непреодолимой стеной выбранных им по собственной воле невосприятия, неведения и бесчувственности. Мир может хоть завтра погибнуть, но сегодня он будет яростно отстаивать своё непрошибаемое беспонятье. 
 
Лавина пластиковых отходов, обезображивающих и сушу, и море просто потому, что одноразовые товары и упаковка удобны для человека цивилизации – он об этом не думает, он без понятия. Производство ядерного топлива притом, что после его использования оно остаётся радиоактивным – его это не касается, он без понятия. Охота в эпоху массового вымирания видов – он ничего о вымирании не слышал, он без понятия. Разрушение плодородного слоя почвы за годы при восстановлении его за века – к нему это не имеет никакого отношения, он без понятия. Сокращение биоразнообразия просто потому, что другим видам надо посторониться и уступить жизненное пространство «венцу творения» – его это не трогает, он без понятия. Резкое антропогенное изменение климата и уничтожение экосистем Земли ради экономического роста и бесконечного наращивания популяции человека – это всё выдумки радикалов, он без понятия. И так со всем, что связано с самым важным вопросом для всех землян – вопросом возможности продолжения жизни на планете. Если бы беспонятья не существовало, его надо было бы выдумать. Оно удобно, оно просто необходимо для сохранения главнейшего права цивилизованного человека – права на неосознанную жизнь. Права на жизнь на автопилоте.

Из чего складывается это убивающее планету явление человеческого сознания (точнее, человеческой бессознательности)? Беспонятье, как это подсказывает само слово, должно иметь отношение к уму – к отсутствию неких понятий и к непониманию чего-либо. И этот смысл, действительно, важен, но не только он. Когда кто-то отвечает на какой-нибудь вопрос: «без понятия», он указывает на то, что этот вопрос для него совершенно неактуален, находится в другой плоскости существования. И этот смысл очень важен. В том, что я называю «беспонятьем», присутствует особая разновидность незнания – незнание по собственному выбору, когда не знать – комфортно и удобно. Нужно просто автоматически не допускать в область актуального то, что неприятно обдумывать или осознавать, и чем выше уровень равнодушия, тем проще это удаётся. Это – пофигизм как стиль жизни, невключённость как способ существования.

Нежелание знать – важная часть любого безразличия, в том числе и безразличия к миру. Те, что без понятия, удобно не знают о роли Природы в поддержании жизни на планете и о том, что она исчезает с катастрофической скоростью во всех частях света. Они не знают и знать не хотят. Они не в курсе того, чем является природный мир, помимо фона для фотографий, пространства для освоения и источника ресурсов, либо смутно догадываются, но это неактуальные знания, далёкие и неинтересные. Но это невежество вовсе не ведёт к скромности и пониманию собственных ограничений при обсуждении экологических проблем. Как только приверженцы беспонятья сталкиваются с упоминанием этих проблем, они ведут себя так, словно знают всё не хуже специалистов, агрессивно отстаивая своё незнание в качестве общепринятого «знания» – так считает большинство, значит так и есть. А тот, кто не согласен – больной, либо экстремист, либо за ним кто-то стоит. Типичный пример этого наглого незнания – отрицание роли цивилизации в глобальном экологическом кризисе и катастрофичности нынешней ситуации.   

Но ум – это далеко не всё в обсуждаемом явлении, здесь не менее важна эмоциональная ограниченность. Можно иметь развитый интеллект и пребывать в полном беспонятье, а можно быть ребёнком с живыми эмоциями, пусть не имеющим обширных знаний или всех интеллектуальных возможностей взрослого человека, но уже чётко осознающим, что нужно радикально менять отношение к планете. Отсутствие у многих каких бы то ни было эмоций по поводу исчезновения Природы неудивительно – вся наша природоборческая культура развивалась в направлении презрения к чувствам, обесценивания их, недоверия к ним с возвеличиванием очищенного от эмоций инструментального разума. Для основных занятий цивилизации – войны, эксплуатации, порабощения, экспансии, увеличения богатства и власти, борьбы с Природой, производства искусственной среды – эмоции не только не нужны, они мешают. Отсюда возникла в этой культуре рационализация подавления эмоций – они якобы обманывают, с их помощью ничего нельзя доказать, обосновать. Прямо или опосредовано всем транслируется та идея, что чувства – это нечто иллюзорное, ненужное, низшее по отношению к интеллекту, атавизм, принижающий человека. Проявлять эмоции – это неприлично, это признак слабости, психической нестабильности, а то и болезни. Так что сегодня мы пожинаем токсичные плоды долгой борьбы с эмоциями в виде преобладания в популяции эмоциональной бедности. Между тем эмоциональная часть психики древнее интеллектуальной, и ей доступно непосредственное восприятие реальности и проникновение в суть происходящего, чувства роднят сознание с миром, стоят на защите жизни, поэтому даже без знаний, при нормальном эмоциональном развитии, беспонятье человеку не грозит.

Погибающему миру не хватает сегодня сочувствия, сострадания, раскаяния, тоски и горечи потери, страха за будущее, скорби, чувства родства со всем живым, чувства попранной справедливости, ностальгии по Природе, чувства нарушенной гармонии, гнева от уничтожения самого ценного, что у нас есть, и всего спектра доступных человеку чувств. И конечно, невидимость глобального экоцида говорит о дефиците самого важного чувства – любви. В нашем случае любви к Жизни, к живому миру Природы. Любовь связана со страхом потери того, что любишь, с желанием его оберегать, хранить, заботиться, быть на связи, воспринимать, думать о своих действиях, со стремлением защитить, не допустить вреда, тем более – исчезновения, гибели. Кто любит – тот видит. Отсутствие любви делает объект нелюбви невидимым, неценимым, тем, без чего можно обойтись, чем можно поступиться. Нелюбовь в сочетании с невежеством рождают безжалостность, что мы и наблюдаем повсюду. Не жалко ни последних представителей вида, ни реликтовый лес, ни непоправимо изувеченную планету в целом – ничего вообще, кроме человека. И поэтому беспонятье – это отказ миру в любви, повернутая к нему спина и безжалостное обращение с ним так, словно ничто в нём не ценно само по себе, и беречь нечего и незачем, разве что для дальнейшего использования. А без любви и почтения невозможно в свою очередь нравственное и ценностное сознание по отношению к Природе, без которых ничего не удастся изменить, не удастся создать другую культуру, видящую и почитающую мир.   

Не в последнюю очередь беспонятье связано и с отсутствием контакта современного человека с живой реальностью Природы, с физической и психической дистанцированностью от неё, с забвением важнейшей связи – связи души с миром. Природный мир – далеко, за границами повседневного опыта. Проще не знать про что-то находящееся вне опыта, проще не любить то, что не воспринимаешь органами чувств и не хранишь в сознании как актуальное. В параллельном мире, созданном цивилизацией, – всецело виртуально-человеческом – так просто погрузиться в солипсизм, не философский, а обыденный, повседневный, когда интересны и важны лишь порождения человеческого разума, а всего остального фактически не существует.

При таком изолированном, обособленном, отчуждённом существовании происходит полное исчезновение из сознания того, что всегда являлось и является для нас всем – Природы, и остаётся только бег на месте, в пустоте, в удушливом вакууме разобщённости. Вся жизнь проходит в отделённости от целого, от реальности, от подлинности, от истоков и источника, и потому сознание погружается в амнезию собственной связи с Природой. Так что беспонятье – это ещё и особая разновидность забвения.

И наконец, в самом неожиданном месте мы обнаруживаем наиболее ёмкий и лаконичный ответ на вопрос «А что плохого в беспонятье?». В уголовном жаргоне слово «беспонятие» является синонимом слова «беспредел». И это полное попадание в суть: беспредел и беспонятье связаны напрямую. Если нет понимания, нет чувств, нет знания, нет восприятия, нет вовлечённости, нет почтения, нет осознания, нет сомнений, но есть грубое неуважение к знанию, активное нежелание осознавать, самоуверенный конформизм, бездушная беззаботность, считающееся нормой безразличие, общепринятый цинизм – словом, одномерное, лишённое любви существование сугубо вокруг своего эго – тогда допустим любой беспредел по отношению к миру. Прямое участие в нём либо пассивное принятие его, молчаливое согласие на него. Поэтому, если надо было бы максимально кратко сформулировать, что станет в конечном счёте причиной экологического коллапса, то это звучало бы так: беспонятье большинства. 


Рецензии