Прощёное воскресенье. Горький и Крылатов

Прощёное Воскресенье. Максим Горький и Евгений Крылатов

• Максим Горький (1868-1936). Несвоевременные мысли (1918)

<< Сегодня "Прощёное Воскресенье". По стародавнему обычаю в этот день люди просили друг у друга прощения во взаимных грехах против чести и достоинства человека.

Это было тогда, когда на Руси существовала совесть; когда даже тёмный, уездный русский народ смутно чувствовал в душе своей тяготение к социальной справедливости, понимаемой, может быть, узко, но всё-таки — понимаемой. В наши кошмарные дни совесть издохла. <...>

Чувство справедливости направлено на дело распределения материальных благ... Где слишком много политики, там нет места культуре, а если политика насквозь пропитана страхом перед массой и лестью ей... тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести, справедливости, об уважении к человеку и обо всём другом, что политический цинизм именует "сентиментальностью", но без чего — нельзя жить. >>

————

• Евгений Крылатов (1934-2019). Из интервью "Российской газете" (27.02.2014).

— Евгений Павлович, Россия начинает вспоминать имя человека, записавшего музыку её души. Откуда истоки вашего таланта? Откуда родниковость и хрустальность ваших мелодий?

— Евгений Крылатов: Птица не знает, почему она поёт именно так. И я не знаю, откуда. Хотя, конечно, всё идёт из детства — от маминых глаз, улыбки, от её чистого голоса.

— Она любила петь?

— Евгений Крылатов: Очень. Она была из простой крестьянской семьи и знала огромное количество пословиц, поговорок, прибауток, пела удивительные, редкие крестьянские песни. Но и мой отец очень любил музыку. Я родился в небольшом городке Лысьва на пермской земле. Отец именно там рано пошёл работать и на первую зарплату купил себе… скрипку. Позже, уже в Перми, у нас в доме по-прежнему не было мебели, но было много только появившихся тогда пластинок с классической музыкой.

В 1953 году Московская консерватория устроила отборочный смотр сочиняющих студентов из провинциальных музучилищ. Отправили нас с Александром Немтиным. А через какое-то время в Пермь пришло письмо, подписанное знаменитым композитором профессором Юрием Шапориным, тогда деканом отделения классической музыки, с рекомендацией для поступления в Московскую консерваторию.

Я учился на двух факультетах — по классу фортепиано у известного профессора Владимира Натансона и по классу сочинения у профессора Михаила Чулаки. Со мной учились Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев. В это же время студентами консерватории были Щедрин, Пахмутова, Саульский, Рыбников, Денисов, Губайдуллина, Эшпай.

— Блестящие имена! Кстати, музыку каких композиторов — отечественных и зарубежных — вы особенно цените?

— Евгений Крылатов: Очень многих. Из русских — на первом месте Чайковский, Рахманинов, ранний Скрябин. Из современных — Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Геннадий Гладков, Рыбников, грандиозный композитор Караманов…

Из западных трудно перечислить — Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен. На самом деле я больше всех других занятий люблю музыку! И, прежде всего, романтическую.

— Мультики, чудесный "Умка"!

— Евгений Крылатов: По сути, с музыки к этому мультфильму и начались известные теперь многим мелодии к мульт- и кинофильмам. Моя музыка звучит в 43 мультфильмах. Правда, помню я только "Умку", "Дед Мороз и лето", "Простоквашино".

— Самые "народные", конечно, — "Крылатые качели" ("Приключения Электроника", 1979) и "Прекрасное далёко" ("Гостья из будущего", 1984)?

— Евгений Крылатов: "Прекрасное далёко" проникло во все социальные группы. По свидетельству YouTube, песню поют маленькие дети и дородные матроны, молодёжь в ночных дискотеках и компании в подъездах, поп-рок-группы а-ля рюс и прихожане католической церкви…

А "Крылатые качели" — моя визитная карточка. Когда мы записали песню, режиссёр картины "Приключения Электроника" Константин Бромберг, очень музыкальный человек, ожидая чего-то другого, расстроился: "Да, песня не получилась…" Я говорю: "Может, в детских хорах её будут петь". Он в сердцах говорит: "Надо, чтобы в ресторанах пели". Прошло тридцать лет. Песню поют в ресторанах, на фестивалях, поют китайцы в Китае на почти чистом русском языке…

Конечно, в том, что многие из написанных мною песен "пошли" в народ, огромная заслуга и поэтов, подаривших им стихи. Я очень ценю доверие ко мне Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной, Игоря Шаферана, Леонида Дербенева. И, конечно, моего самого верного соавтора, поэта Юрия Энтина. Этот человек создал свой мир, открытый детям.

— А вы, Евгений Павлович, — маэстро от Бога (цитирую вашу "Гостевую"). Но что случилось в России с нашей любимой детской песней? Куда она исчезла и как её вернуть?

— Евгений Крылатов: Высокий уровень детской песни задали композиторы Гладков, Шаинский, Рыбников, Минков, и мне удалось немножко на этой ниве поработать. Эта песня почти неразрывно была связана с детскими мультфильмами и кино. Отсутствие государственного интереса и денег погубило фильмы, а с ними исчезла и хорошая песня.

Сегодня в России огромное количество детских хоров, ансамблей, солистов. Проводятся фестивали. При этом тексты песен, как правило, пишут руководители этих коллективов. Но вы же согласитесь, что с Евтушенко и Энтиным они конкурировать не в состоянии? Да и целью текстов и исполнителей, к сожалению, часто становится подражание взрослым.

Детской аудитории, конечно, не хватает песен, созвучных детской душе. Думаю, дети и сейчас остаются такими же, какими были раньше. Романтичными, жаждущими хорошей мелодии и сильных образов, а не перепевания взрослых шлягеров. Детские песни должны создаваться, пока существуют дети и детство! Создаваться профессионалами, прежде всего. <...>

Жизнь всё-таки прекрасна. Молодой человек из провинции (в те годы и в такой профессиональной области это было особенно трудно) получил замечательное образование… Всю жизнь я трудился, памятуя о словах Чайковского: "Вдохновение не посещает ленивых". Но время от времени чувствовал, что ещё и Кто-то незримый заботится обо мне. Судя по записям в моей "Гостевой книге", смею надеяться, моя творческая судьба сложилась, а музыка, написанная мною, не канула в Лету.

Несмотря на все свои ошибки, жизнь старался прожить честно. Не святой я человек, но сознательно ни у кого ничего не взял; ничего, что взял, не вернул бы. У меня верная жена, имя которой означает "любимая", и замечательные дети Павел и Мария — необычные, но тоже нашедшие себя.

Я люблю свою Родину и, если удастся ещё послужить ей, буду рад этой милости ко мне...

————

Первый авторский вариант песни "Спаси и сохрани" Евгений Крылатова прозвучал в исполнении Валентины Толкуновой в 2004 г. Замечательная, глубокая и проникновенная песня.

Мы же вместе с аранжировщиком Олегом Князевым постарались создать несколько иную интерпретацию. Добавить молитвенности. Убрать излишнюю эстрадность и превратить песню в русский романс-молитву.

Замедлили темп. Я внёс правки в текст, изменив смысловой акцент романса. Записал его в 2017 г. Осенью того же года впервые исполнил его с ансамблем "Благозвучие" (BELSONECO) на Большом концерте русского романса в С.-Петербурге. Несколько месяцев спустя, в 2018 г. создал и этот фильм-романс.

/ муз. Евгений Крылатов, сл. Анастасия Суханова (авт. ред. Руслан Богатырев)
/ аранж. Олег Князев / исп. Руслан Богатырев

Видео (Vimeo): https://vimeo.com/394766209

————
СПАСИ И СОХРАНИ

Прости, Господь, уходит миг оборванной струной...
Прости за страх, за скорби лик: беда тому виной.
Прости за пагубность надежд, прости меня, прошу!
Я детства след, всего лишь след, в душе своей ношу.

Прости за то, что я не звал в отчаянье своём,
Прости, что муку я принял один, а не вдвоём.
Прости за грубость невзначай, прости меня, прошу.
Я образ твой, как светлый май, в душе своей ношу.

Спаси меня и сохрани, верни надежды свет,
За гордость сердца не вини — назад дороги нет.
Спаси меня и сохрани, любовь мою прими!
Спаси меня, спаси меня, спаси и сохрани.

Прости, Господь, уходит миг оборванной струной...
Прости за страх, за скорби лик: я сам тому виной.
Спаси меня и сохрани, придут другие дни.
Спаси меня, спаси меня, спаси и сохрани.

Спаси меня и сохрани, любовь мою прими!
Спаси меня, спаси меня, спаси и сохрани...


Рецензии