Гегель здесь говорит о том, что при пристальном взгляде на предмет («предметом» является процесс, явление) предмет пропадает. Как, например, если смотреть на «улицу», то ни один элемент, попадающий в поле зрения, «улицей» не является. Не знаю, каков там точный смысл немецкой речи (любой перевод передаёт лишь приблизительный смысл, особенно в сложных вопросах, особенно у Гегеля), но предположим, что он говорит о «сути дела». И возникает вопрос, как нам передать «суть дела» (процесса, явления)? Рассказать о целях? Нет. О результатах? Нет. О трудностях? Тем более, нет. О том, как оно идёт, движется? Тоже нет. И это, действительно, так. При пристальном взгляде на предмет, он исчезает. Поэтому модель - результат видения - должна быть в должной мере огрубленной. ; Приблизительной. Потому что лишний сдвиг к точности равен сдвигу к «бесконечности». А с бесконечностями человеческое сознание работать не умеет, конструктивно не приспособлено. Диалектическая логика, мышление на основе диалектической логики есть «эмуляция» работы с бесконечностями, дающая довольно верные результаты. Итак, «физический смысл» исчезновения предмета рассуждений при пристальном взгляде на него - увеличение элементов модели до бесконечности. Что сопровождается возникновением противоречий («так оно остаётся тем же самым или становится другим при добавлении очередного элемента?»). «Физический смысл» эмуляции - возможность работать с бесконечностями и противоречиями в условиях конечности и непротиворечивости. Что достигается путём отсечения лишних частей («площадей») модели - проведением «границ рассмотрения процессов, явлений».
Александр Клейн
1 марта 2020
...
"Ибо суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию. – Точно так же различие есть скорее граница существа дела; оно налицо там, где суть дела перестает быть, или оно есть то, что не есть суть дела". (с) Феноменология духа. Гегель.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.