Для будущих поколений?

Часто говорят о том, что нужно сохранить Природу для будущих поколений. Это давно уже стало общим местом. Между тем такое обоснование необходимости спасать планету не выходит за рамки эконигилистической культуры, уже ставшей причиной глобального экоцида. В нём просматривается всё тот же природоборческий миф цивилизации. Находясь внутри его логики, невозможно спасти Природу, потому что он предназначен не для ее спасения, а для ее переработки и построения вместо неё рукотворного мира.

Что же это за миф? Это миф собственного превосходства, в данном случае видового (человек – венец творения, хозяин и повелитель мира, высшее создание, всё остальное – низшее и поэтому является материалом для построения его нового мира; под человеком подразумевается, разумеется, только человек цивилизации). Он похож по смыслу и разрушительному потенциалу на миф о расовом или национальном превосходстве. При технических возможностях воплощения в жизнь миф расового или национального превосходства ведет к захвату территории и ресурсов других народов и, в конечном счёте, к геноциду, миф видового превосходства – к захвату планеты, мест обитания других видов и, как итог, к геоциду, глобальному разрушению естественного порядка Земли. По своей сущности, это мифы власти и войны, экспансии и обогащения, достигаемых за счет истребления или порабощения «низших» других.

Миф человеческого превосходства выстроен вокруг убеждения, что человек – существо принципиально иной природы, чем все остальные создания (эквивалент бога по отношению к миру), он бесконечно выше всего природного в силу обладания разумом, языком, бессмертной душой, связью с богом, способностью изменять окружающую среду и т.д. Это придает ему особый статус – статус хозяина, повелителя, владельца мира. Земля по праву принадлежит ему вся, и он волен делать всё что угодно со всем, что на ней существует. И это непреложный закон мироздания, а не его произвольное желание. А мир в свою очередь – место, исходно не соответствующее этому земному богу и потому подлежащее радикальной переделке, это низшая реальность, глупая, слепая, некомфортная, бессмысленная, хаотичная, опасная, враждебная, неправильно организованная и т.п. И тут идеологи, философы и богословы этой культуры веками трудились не покладая рук на ниве обесценивания и дискредитации земного мира, и невероятно в этом преуспели, чему существующие религии, идеологии и учения –  лучшее доказательство. Зримый мир – это всего лишь грубая материя, противоположность духа, это иллюзия, царство князя мира сего, обитель грехов, зла и смерти, неистинный мир, задерживающий человеческую душу на пути к истинному, нечто временное и радикально несовершенное, темница для духа и так далее в том же направлении. Тем не менее найти применение такому несовершенному миру можно, ведь человек подобен богу, а бог – это тот, кто творит свой мир сам, творит из ничего. Это и есть главный проект цивилизации – уподобляться богу, создавая свой рукотворный мир (якобы) из ничего, в роли же «ничего», материала для строительства, выступает первоначальный, природный мир (который, на самом деле, по ту сторону этого психотического мифа для человека является всем). Но мир не просто должен быть в корне переделан: пока не настало светлое будущее, он должен работать на цивилизацию, приносить материальную выгоду каждым своим квадратным метром. Его собственная жизнь не является ценностью.

Итак, вера в собственную исключительность, особый статус хозяина и повелителя мира с правом обладать всей Землёй, высшее предназначение в виде преобразующей (природное в искусственное) деятельности, замены старого негодного мира на новый, более подходящий, с восприятием всего, кроме себя, в качестве низшего, в качестве ресурса – вот важные слагаемые этого токсичного мифа, приведшего Землю к экологическому апокалипсису. Кроме того, это миф утопический, видящий смысл истории в движении к некоему «идеальному» мироустройству, где всё под контролем человека, где тысячелетний проект борьбы с природной реальностью наконец приносит плоды и начинается долгожданное светлое будущее, а с этим тесно связана вера в прогресс. Вера в прогресс подразумевает приоритет будущего перед настоящим, так как настоящее – это только точка на пути к действительно ценному времени – будущему. Ради него можно и нужно приносить любые жертвы, весь труд и вся жизнь имеет смысл только как подготовка к нему. Тем более не ценно прошлое, это архаика, тянущая социум в хаос древности, во времена, когда не было ещё цивилизации и царила тьма и бессмысленность. Это архаика, место которой либо в музее, либо – как в случае с Природой – в заказнике или вообще нигде. Чем меньше от прошлого останется, тем ближе утопический мир будущего. Так что его надлежит упразднять, и отсюда – безжалостное обращение со всем, что воспринимается как связанное с неконтролируемым миром прошлого. Культ будущего также во многом проистекает из культа власти (рост, количество, богатство, экспансия, контроль – это всё проявления власти), ведь чем дальше во времени, тем больше переделан мир, тем больше из него извлечено богатства и прибыли, тем больше из него сделано вещей и удобств, тем больше накоплено информации, знаний, тем больше развиты наука и техника, позволяющие мифу цивилизации воплощаться и работать. Иными словами, с течением времени растет и расширяется то, что является богом цивилизации – власть. Ожидаемый мир будущего – это тот, где установлена максимальная власть надо всем, что существует. Обесценивание прошлого и настоящего действует на уровне культурной аксиомы, поэтому необходимо осознавать этот токсичный для планеты элемент природоборческой картины мира, понимать его истоки.

Как же связана идея сохранения Природы для будущих поколений с рассмотренным выше мифом? Если развернуть её, то её смысл таков: Земля – это планета человека, и это истина, не требующая доказательств. Так для кого же её спасать, как не для людей? И не для каких-то людей, а для людей будущего. Но как-то уж очень быстро иссякает жизнь, давайте как-нибудь постараемся замедлить этот процесс, чтобы хватило еще и для наших потомков, чтобы и они жили, как мы сегодня – без соотнесения себя с биосферой, без понимания пределов и границ воздействия, без коренного переосмысления своего отношения к Природе, без перехода к радикально иной – природосоразмерной культуре. Хочется, чтобы пока ещё комфортный для нас экологический беспредел продолжался и дальше, чтобы его плодов хватило и нашим потомкам. Для этого вовсе не требуется ограничивать рост своей популяции и экспансию по планете, достаточно просто подкорректировать промышленность, внедрить альтернативные источники энергии и сделать немного экологичнее образ жизни. Параллельно для этого вежливого экоцида можно придумать благовидные названия вроде «устойчивого развития» или «осознанного образа жизни». Здесь чётко просматривается взгляд на мир сквозь призму природоборческого мифа: важны только люди, будущее важнее настоящего, Природа – это ресурсы, любые жертвы оправданы во имя прогресса.

Но если отбросить ослепляющие линзы этого мифа и посмотреть на нынешний экоцид с точки зрения ценности Жизни, а не одного только «царя природы», то непонятно, почему нужно спасать планету для его потомков, а не для будущих поколений всех землян, миллионов видов, имеющих не меньшее право на Землю и вымирающих сейчас из-за человека, для всех природных экосистем, что, может быть, чудом уцелеют – для морей, лесов, рек, болот, коралловых рифов, гор – словом, всего, что создала Природа за миллиарды лет. И почему вообще для будущих поколений, а не для живущих сегодня всех обитателей Земли? Тот, кого ещё нет, не страдает, но страдают и умирают мучительной смертью прямо сейчас бесчисленные виды живого. Они лишаются среды обитания, лишаются генетического разнообразия, минимально годных для выживания условий, лишаются безопасности, в какой бы точке планеты ни находились, они не имеют самого базового права – права на жизнь. И этот процесс расчистки планеты от всего живого, кроме людей цивилизации, ускоряется день ото дня. Все другие виды сейчас живут в роли изгнанников, тех, на кого объявлена облава, живут на своей родной планете на птичьих правах, в природных гетто, окружённые враждебной техногенной средой, и то лишь до поры до времени, пока там не обнаружили то, что можно продать или браконьерам и лесорубам не понадобилось «кормить семью». Зачем в таких условиях рассуждать о будущих поколениях лишь своего вида, когда всем остальным видам прямо сейчас не позволено просто элементарно существовать, и у них нет никакого права на свою среду обитания? Разве это не является жестокостью и абсурдом? И неужели потомки людей, безразличных к уничтожению Природы, могут и должны унаследовать хоть что-то, кроме непригодной для жизни технопустыни? А если даже представить, что взломав все ограничения, намертво вцепившись в убитую и изувеченную Землю, они смогли бы продолжать своё равнодушное к миру существование, то возникает вопрос: зачем? Зачем тем, кто не от этой планеты, кто глубоко чужд ей, продолжать свое затянувшееся агрессивное небытие? Какой в этом смысл?

Тогда ради чего нужно спасать Природу? Ради неё самой, потому что Природа – это благо само по себе, не требующее обоснования кем-то. Это наивысшая, безусловная ценность, независимая от человека. Таковой она и останется, даже если оценивать будет некому (это трудно представить и ощутить, находясь внутри мифа человеческого превосходства, но можно поставить на место Природы, например, самого любимого человека, погибающего сейчас, и посмотреть, как будет восприниматься идея спасти его ради использования его ресурсов кем-то в будущем). Жизнь не является некоей абстракцией, она существует в материальной форме – в виде живых организмов и их среды обитания. С каждым уничтоженным видом, с каждым погубленным участком Земли пространство жизни сжимается, ускользает живая реальность, формировавшаяся миллиарды лет. Это единственное настоящее богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги, нельзя вернуть из небытия никакими усилиями. И что бы ни говорили технофанатики, человек невозможен без Природы (ни телом, ни душой, ни, тем более, духом), там, где она заканчивается, заканчивается и человек. В постприродном мире возможен только нищий жизнью постчеловек. Поэтому намного более удачным я считаю призыв «Спасите планету – и вы спасёте самих себя». 


Рецензии