Встреча с Николаем Гнатюком

22 мая День Святого Николая Чудотворца. Всех с праздником!

На фото: икона Святителя Николая Угодника
Написана моей невесткой Снежаной Капитанской               
               
                ПРОИСШЕСТВИЕ В ПУТИ

Эта история произошла в октябре 1996 года, когда я ехала в поезде Киев-Трускавец. Ночью, где-то на полпути к Трускавцу, в коридоре вагона произошел скандал между проводником поезда, женщиной грозного вида с кочережкой в руке, и мужчиной средних лет. На шум выбежали из купе пассажиры, но, увидев, что подоспел наряд милиции, возвратились на свои места. Я тоже хотела уйти, но неожиданно обратила внимание на пассажира, точнее на его безуспешные попытки объяснить полусонным, не вникающим в суть конфликта, стражам порядка причину скандала и восстановить справедливость.
В полутемном коридоре вагона было трудно рассмотреть его лицо, но по «музыке речи» обоих участников скандала, по жестам я поняла, что жертвой в данной ситуации была далеко не грозная проводник (провокатор еще тот!). И прониклась сочувствием к случайному попутчику, который, не находя нужных слов, прижимал инстинктивно одну руку к груди, а другую протягивал к людям в надежде на понимание. Захотелось ему помочь.
Поезд уже подходил к станции, где должны были высадить расстроенного пассажира. Не теряя времени, я вмешалась. Одним словом, мне удалось разрешить ситуацию мирным путем.
Утром, когда подъезжали к Трускавцу, я вышла в коридор. Из соседнего купе появился виновник ночного приключения. Он очень скромно, почти застенчиво поблагодарил меня за спасение и пригласил на свой концерт. Я с недоверием посмотрела на пассажира, мол, какой такой «свой» концерт?! 
– Вы, наверное, меня не узнали, – несколько смущенно сказал пассажир, – я болен, у меня температура. – Вот ночью разбудил, на свою голову, проводничку, просил горячего чая.
При этом он кашлял и кутался в шарф.

                УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Скажу правду, я не сразу признала в небритом, с измученным видом, человеке, Николая Гнатюка. И не только потому, что видеть на экране и в жизни – далеко не одно и то же, тем более, при таких обстоятельствах. Передо мной стоял скорее странник, чем известный артист – лучезарный «барабанщик».
Разговор возник между нами легко и сразу. Мы начали говорить с Николаем,  можно сказать, как родственные души – доверительно и открыто. Николай поведал, что он недавно вернулся из Германии, где жил несколько лет. Тяжело переживает развод с женой и глубоко страдает от разлуки с сыном. Чувствовалось, что он был надломлен. Говорили о детях. Я тоже рассказала ему о своем сыне, что недавно переехала по месту его учебы в Киев. Николай одобрительно кивнул головой.
– Вы правильно сделали.
Как-то само собой перешли на духовную тему. Николай оказался глубоко верующим человеком. Не знаю почему, мне впервые захотелось рассказать ему об одном удивительном случае, который произошел в моей жизни и оставил неизгладимый след в памяти. Однажды ранним утром я увидела в окне спальни мерцающий столп света, который приблизился ко мне. При этом я была скованна. На своей правой руке я увидела, словно выдавленный на коже, крестик. Свет мгновенно удалился. Многое в моей жизни с того времени изменилось.
– Где это было? – спросил Николай.
– В городе N, где я раньше жила.
Я назвала адрес. 
– Запомните, все это не случайно, и место непростое… – как-то очень серьезно сказал Николай.
Спустя много лет мне пришлось побывать в родном городе, захотелось зайти на прежнюю квартиру. Переступив порог, я от неожиданности ахнула... Стены квартиры были увешаны иконами, по углам стояли хоругви с изображениями Иисуса Христа и Богородицы.  Посередине большой комнаты стоял длинный стол, за которым сидело около десятка людей, некоторые из них были одеты в казачью одежду. Оказалось, это был штаб Центра "Спасение Украины". Среди разных добрых дел значилось и то, что ни один памятник в городе и его округе не был снесен...

                НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КОНЦЕРТ

На концерт Николая Гнатюка я пришла до его начала. Нет, не с букетом цветов, с пакетом горячей еды, бережно завернутой в полотенце. Николай, обрадовавшись, подкрепил свои силы. 
– Сразу здоровья прибавилось, – улыбнулся он.
И показал мне моё место в зале.
Концерт был незабываемым! Своего рода моноспектакль, концерт-исповедь, и вел его настоящий Мастер. Казалось, что в его песнях сошлись душа Украины и его собственная. И радость, и печаль.

Червоне – то любов,
а чорне – то журба…

Запомнилось, как он подошёл к самому краю сцены и сказал тихим голосом, без микрофона:
– Сейчас спою песню, которую я посвятил своему сыну, с которым мы в разлуке...
Чувствовалось, что ему было трудно сдерживать волнение. Он повернулся к залу спиной и пошел вглубь сцены... В бездыханном зале отчетливо слышалось каждое его слово, хотя он пел, точнее, говорил почти шепотом. Боль, чувство утраты, тоска по сыну… 
Мимо воли я почувствовала, что мои глаза наполнились слезами. Повернула голову и поняла: зал плакал. Простота и естественность, с которыми Николай держался на сцене, были просто потрясающими. И ещё доброта. Наверное, этому нельзя научиться. Это – талант. Зал был «ручной». Восприятие слушателями было таким, что как только звучали первые слова песни – зал взрывался аплодисментами. 

Малиновый звон на заре,
скажи моей милой земле,
что я в неё с детства влюблен,
как в этот малиновый звон

Вот к чему должен стремиться любой артист, да и просто человек – быть собой. В одном месте Николай вдруг пожаловался на то, что у него болит спина и добавил:
– Проводничка попалась недружелюбная, кочерёжкой огрела. Но… я простил её.

Наверное, народ воспринял это как юмор, заставку к следующей песне.
Николая Гнатюка долго не отпускали со сцены. Просили исполнить то одну, то другую песню. Когда внезапно установилась тишина, я, забыв название песни, которую однажды слышала в его исполнении по телевизору, выкрикнула одну строчку: «Душа моя – келия».
Николай посмотрел в мою сторону.
– Это трудная для исполнения песня, у меня сейчас больное горло. Но попробую…
Больше никогда я не слышала эту песню, которую Николай Гнатюк исполнил по моей просьбе.

                КОЛЫБА

Как велико было мое удивление, когда на второй день в дверь моего номера постучали. И на пороге стоял, улыбаясь, Николай Гнатюк. Увидев мое недоумение, пояснил:
– Я запомнил, в каком Вы санатории. А я здесь отдыхал раньше, меня тут знают. Оказали милость. Вот… пришел Вас поблагодарить. И пригласить поужинать в «колыбе».
Колыба – это местный трускавецкий ресторан под открытым небом. 
Посреди «колыбы» на огне жарятся аппетитные куски мяса, играет музыка. Мы выбираем столик в углу зала, желая пообщаться. Официант берет заказ.
В это время к нам подходят несколько молодых людей, по акценту речи, местных. Трое из них бесцеремонно садятся за наш столик, другие стоят и не собираются уходить. Николай держится спокойно и доброжелательно, спрашивает:
– Что вам надо? – жестом показывая в мою сторону. – Видите, мы отдыхаем.
– А надо нам знаты, чому ты, заслуженный артыст Украины, спиваешь писень на москальський мови?
Николай помолчал, потом сказал:
– Это моё право, мой выбор, какие песни петь. Я пою и на украинском, и на русском – это славянские языки, они близкие и родственные, как и наши народы.
– Та нэ будэ по-твоему! – крикнул один из молодчиков и стукнул по столу кулаком. – То мы не дозволымо. Геть до москалив, а у нас тоби робыты ничого!!!
Я увидела, что молодые люди настроены агрессивно, и что лучше нам уйти. Тихо сказала об этом Николаю, и не успели те опомниться, как мы встали из-за стола и быстро пошли к выходу. Не оглядываясь, услышали несколько нелицеприятных слов в адрес неугодного артиста и звон разбитого стакана, брошенного нам вслед.

                СЛАВА - ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ

Когда мы пришли на безопасную территорию санатория, Николай с досадой сказал:
– Я не мог найти себя в Германии. Там хорошо, но всё не моё, всё чужое. Непонимание.  Жениться надо на своих, жить надо на родине. Хотя и здесь много тяжелого. Но на Украине мы ближе к Богу, особенно в Киево-Печерской лавре.

Помолчали. Передо мной стоял человек, которому только вчера рукоплескал зал, успеху которому позавидовал бы любой артист. И я сказала об этом. Он грустно улыбнулся.
– Слава – это не главное, это земное. Больше скажу, театр – это лицедейство, не ходите в театр, – сказал Николай и, глядя куда-то в пространство, продолжал. – Я хотел уйти в монастырь, но время еще не пришло, видно. Тянусь к Богу, но душа плачет за сыном.

Неожиданно Николай перешел на крик, его слова были для меня не совсем понятными.
– Берегите сына! Берегите сына!!!
Он повторял это как мантру, с надрывом, словно в забытьи.
Мне не хотелось привлекать внимание посторонних, и я сказала:
– Мне пора.
Николай как-то обмяк, стушевался, видно, ему было неловко за минутную слабость.
Я не нашла нужных слов. Было только молчаливое понимание состояния души близкого по духу и судьбе человека.

Эту встречу с Николаем Гнатюком, как и немало другого в моей жизни, я считаю не случайной, знаковой. В том же санатории в тот же год я встретила свою судьбу – моего будущего мужа. А уехав к нему в Москву на постоянное жительство, рассталась с сыном. Он остался жить в Киеве. Несмотря на то, что все сложилось в нашей жизни счастливо, моя душа тоскует по сыну. Однажды он попал в аварию, но Бог его спас.
Иногда мне кажется, что это Николай Угодник* встретился однажды на моем жизненном пути. И я, не ведая, принесла ему немного горячей еды.

______________________

*  -  Николай Чудотворец на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался[12]. (ИЗ ВИКИПЕДИИ)               


Рецензии
Спасибо Лидия ! На одном дыхании я прочитала этот рассказ . Такие до боли знакомые мне все моменты _этим поездом я часто добиралась домой, Дедушка Гнатюка недалеко жил возле нас . в моих краях всегда жила и грела сердца песня Николая Гнатюка , Так искренне с такой душевной теплотой ВЫ познакомили читателя не только как с исполнителем песен,а как необыкновенной простоты и доброты человеком и прониклись к ниму с переживанием за его судьбу , Так интересно написано,увлекательно,человечно!Всех ВАм благ !

Анна Джерелюк   02.11.2023 10:28     Заявить о нарушении
Анна, Вы не перестаете меня удивлять и радовать. Пути Господни неисповедимы, а мир тесен. Я вновь ощутила присутствие неслучайного, таиственного Знака судьбы.
Может, это к добрым переменам в Украине?.. Дай Бог!!!

С признательностью и самыми добрыми пожеланиями, благодарная Ли

Лидия Мнацаканова   02.11.2023 22:16   Заявить о нарушении
Хорошо, когда понимаешь сразу - что есть тот, кто тебя ведет возможно плавно по жизни. А когда в твоей жизни всего десять секунд, принять единственно правильное решение - для того, чтобы остаться на этой стороне жизни. И начинаешь понимать, это только спустя годы жизни, что на твоей стороне всегда был - твой Ангел хранитель. Со мной Ангел-Хранитель с детских лет, но только в семьдесят лет я это осознал и вспомнил. Раздел на Прозе Ангел - Хранитель. А ваш рассказ- жизненный, впечатляет! Всего вам доброго удачи!

Анатолий Бызовской   08.12.2023 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 83 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.