Экскурсия- гора Качканар

Гора Качканар - одна из
вершин на границе Среднего
и  Северного Урала. Высота-
878 м над уровнем моря.
Гора Качканар
(02.02.2020 года)
                Вступление
С 1961 года живу в Качканаре, но не судьба была раньше побывать на её вершине. Дети были малые, потом подросли и мы семьями собирались на гору. Даже палатку брали на прокат, чтобы с ребятами там переночевать. Приезжал брат из Екатеринбурга, но не судьба. Ночью или утром начинались дожди. И так было несколько раз. Брат смеялся, что гора не желает его принимать. Весь Урал прошёл, Конжаковский камень, Чусовую проплыл, а тут, видимо, колдун на горе. Потом начались проблемы со здоровьем… так, и смотрела с завистью на тех, кому это было доступно. Не надеялась, уже и мечту оставила об этом. Но вот фото клуб меня воодушевил и пожалуйста, я на горе. И не просто на горе, а в гостях у буддистов. А кто они такие и откуда появились, спросим моего «всезнайку». Да и о самой горе надо тоже узнать хоть что-то.
Жемчужина Среднего Урала - гора Качканар

     Не смотря на всеобщую известность, гора Качканар таит в себе огромное количество загадок и окружена множеством слухов. Взять хотя бы происхождение. По одной версии ее когда-то притащил сюда ледник, по другой это часть кратера воронки упавшего метеорита. Так или иначе, но скальные породы отличаются от окружающих в этой местности, а ванадиевые месторождения довольно редкое явление на Земле. Камни, на поверхности, имеют следы оплавленности, а сама гора стоит на отшибе от Уральского хребта
 
В 1995 году на горе Качканар началось строительство первого на Урале Буддийского монастыря  ШАД ЧУП ЛИНГ (в переводе «Место практики и реализации»). Сейчас построен главный монастырский корпус  в два этажа и три яруса. В нем разместились алтарная комната, столовая и чайная, библиотека, детская, а также гараж и кладовые. Летом 2016 года были закончены работы по возведению статуи Будды.  Статуя пятиметрового Будды сделана из пенопласта, который покрыт для прочности стеклотканью и эпоксидной смолой.

   С каждым годом число посетителей единственного на Урале буддийского монастыря растет. Туристов обязательно напоят чаем, проведут экскурсию, при необходимости накормят и уложат спать. В монастыре есть постоянный «дежурный по гостям», количество которых в выходные дни измеряется десятками.
 
     Вот, друзья, это моя экскурсия в историю горы и о буддистах.
А теперь я сама иду к ним в гости.
Мечта сбылась. Покоряю я гору.
Ах, если бы не фото клуб, смотрела бы я на нашу гору до конца дней своих издали. Раньше ходили на гору прямо из города через Западный карьер. Теперь же в связи с тем, что «Евраз» начинает разработку с северного отрога, туристы могут пойти только через посёлок Косья. Выехали в восемь утра, в девять уже были на Косье. Ещё было сумрачно, но день быстро засветился. Интересно то, что у буддистов основные хозяйственные постройки на краю посёлка, у самого леса, откуда начиналась тропа на гору. Здесь животные, собаки  и юрта для приёма гостей. Юрта была занесена почти до самого верха снегом.
      
        Неудивительно, снегу нынче много. На крыше посредине выходила труба, и из неё струился дымок. Я, разумеется, удовлетворила своё любопытство: заглянула в юрту.  На средине топилась печь. По периметру вокруг сидения. Свету не было,  это я успела рассмотреть при открытых дверях. Людей, которые что-либо могли сказать, не оказалось рядом. Чувствуется, что здесь живут люди на доверии. Не запирают дверей.  А дальше всё для приёма гостей: крытый навес, стол, туалет. Под навесом устроилась компания туристов из Серова. Позавтракали и дружно двинулись в горку. Смотрим, а там поднимается к нашему «шалашу» трое с собачками. Собачки одеты в тёплые костюмы. Мы попросили хозяев, чтобы нам они попозировали. Дальше я их встретила уже при спуске с горы. Я спускалась - они поднимались.   Мы своей группой сфотографировались перед  восхождением.  Наиболее резвые и молодые сразу же ушли, а мы шесть человек не рискнули идти и заказали транспорт – вездеход «Буран».

         Дорога на гору.
Первая группа три человека уехала. Остались Володя, Света и я. Сани вернулись через полчаса. Володя сел с водителем, а мы со Светланой в сани. Я не успела застегнуть капюшон. Сани мчались быстро. Ветерок встречный даже глаза резал. Мешал сзади мой рюкзак. Приходилось придерживать одной рукой капюшон, а в другой держать палки. Транспорт наш то подпрыгивал на кочках, то его заваливало на бок. Я изо всех сил старалась удержаться, чтобы не вывалиться из саней. Коленки замерзали на ветру. Было очень неудобно. Ноги просто стали деревянными. Когда остановились на полянке, я самостоятельно не смогла выбраться. Меня просто вытянули. Да, расстояние приличное. Такой путь я уже не смогла бы пройти. Выложили по пятьсот рубликов. И я сразу же сказала, что хоть сейчас отдам тысячу, только чтобы за мной приехали. Времени было одиннадцать часов и я подумала, что два часа мне хватит. Уговорились к тринадцати часам. 
    
      Хоть и потряхивало и заваливало, но на природу-то успевали глядеть во все глаза. В начале от посёлка лес был мелковат и редок, а вот выше стояли корабельные сосны. Стройные, высоченные, слегка припорошены снежком. Выше, уже ближе к горе, сосны стали не такие прямые. Ветки больше заломлены, как будто их выкручивали, как у человека руки. Понятно, что это работа ветров. Чем выше мы поднимались, тем шире раскрывались глаза, не могли сдержать и возгласов, ибо начиналось Берендеево царство. Всё сливалось в сплошной белизне. Все деревья, прутики окутаны так плотно изморозью, снегом, что ни одно дерево не может веткой шелохнуть. Такая тишина и красота! Ах, как жаль, что не выглянул хотя бы на минутку солнца лучик. Смотрим через объектив, но там сплошная белизна. Даже Владимир расстроился. Они со Светой рассказали, куда мне идти, а сами помчались снимать эту красотищу.
Подъём к буддистам.

     -Иди вот по этой проторённой дороге, куда уехал вездеход. Придёшь прямо к храму, - такой наказ они мне дали.
Легко сказать «иди прямо». А где это «прямо»?  Сразу же начинается крутой подъём. Стою и раздумываю: «Ох и зря же ты,  бабушка,  сюда рвалась. Как бы не пришлось тебе ретироваться». Стою одна среди этого белоснежного царства. Упаду, поднять некому. Но не привыкла же я отступать перед трудностями. Решаю, сколько смогу одолеть, а дальше видно будет. Опираясь на палки, боком и всячески изворачиваясь, только бы не упасть. Кубарем ведь скачусь в сугроб, а оттуда без помощи мне не выбраться. Хорошо, что тропа всё же твёрдая, наезжена и утоптана. Наконец, я у ворот, у входа к хозяевам горы - буддистам. Встречает большая чёрная собака. Она на длинной цепи. В начале пролаяла, но как-то даже по-доброму. Подхожу и разговариваю с ней. Ласкается: «Много вас тут таких бродит, всех встречаю. Идите, я не злая».
    
     Тут уж и Володя со Светой появились. Они тоже обласкали собаку. Та и рада встречать очередных гостей. Подхожу к информационному стенду. Он весь в куржаке.  Расчистила оба щита. Владимир сфотографировал меня. «Ура! Ребята, я добралась». А ноги дрожали. Огляделась вокруг: столько тут построек! Но всё бело, как в молоке. Во дворе молодые люди заняты какими-то работами. Готовят для чего-то большой короб.  Молодой человек вызвался меня проводить в гостиную. Длинный извилистый коридор. Ступени – каменные и деревянные перемеживаются. Что же, строились на горе, врубались в скалы. Всё выглядит добротно и прочно. Потом я сфотографировала коридор. Одна стена с окнами, а другая – скалы. Опора всех балок потолочных на скалах. Это же какой труд вложен! О каком переезде и изгнании их можно говорить? Это не возможно просто так разобрать и перевезти в другое место.

        Гостеприимные хозяева. Чаепитие.
Молодой человек подвёл меня к дверям и сказал, чтобы я при входе поклонилась хозяевам. Вошла, поклонилась. «Здравствуйте! Ребята, ноги не держат, куда бы упасть»? Светлана Ивановна советовала взять медицинские бахилы. Да, какие тут бахилы! Я с удовольствием сняла сапоги. Ноги меня просто не держали. В комнате было девушка и два молодых человека. Парни, видимо, пришли покушать. Устроились в конце стола.
- Пожалуйста, проходите к столу. Садитесь, отдыхайте.  Стол низенький. Вокруг стола небольшие подушечки.
- Ребята, да я же не встану потом, да и сесть мне на них трудно. Тут же появился маленький стульчик. И как только я уселась, передо мной уже стоял металлический стакан травяного чая, ваза с печеньем и яблоки. Я достала конфету и с удовольствием наслаждалась этим ароматным чаем. Времени было половина двенадцатого. Обедать я ещё не хотела.

       Длинная комната разделена прилавком, который отгораживает кухню от зала. На кухне заняты приготовлением пищи молодой парень и девушка. Мы познакомились.  Девушку звали Ольга. Парни не сказали своего имени. С Олей у нас завязалась беседа. Она меня спрашивала, откуда и была ли я раньше здесь.
- Нет, Оля, я живу в Качканаре с 1961 года и на горе не пришлось ни разу побывать. Так что я шестьдесят лет мечтала подняться сюда и всегда завидовала тем, кому это доступно.
Она удивилась: «Как это мечтали шестьдесят лет? А сколько же вам сейчас»?
Я не стала скрывать свой возраст. Тут уж и парни присоединились:
-Нет, вам столько лет не дашь. Может шестьдесят пять.
-Вот потому и не старею, что с молодыми горы покоряю.

     Рассказала, как на горнолыжке работала. Освоила горные лыжи в шестьдесят четыре года. Прочитала стихотворение, что тогда написала. В общем, такая бурная у нас беседа завязалась. Парень предложил мне ознакомиться с их базой. Провёл в комнату, где они молятся. Сфотографировал несколько раз. Комната маленькая и не отапливаемая. На полу деревянный щит. Это для зарядки.

     К этому времени стали подходить мои подруги. Все были уставшие, вспотевшие. С удовольствием падали к столу и устраивали обед. Хозяева всем наливали чай. Места уже не было за столом. Я хорошо отдохнула. Попрощалась с хозяевами и пошла, осматривать дальше усадьбу, постройки и что вокруг.  Сколько здесь настроено! Всякие хозяйственные помещения вдоль коридора и на улице. Встретила там девочек и мы  попросили парня нас сфотографировать на  фоне какой –то постройки. Только видимости никакой и угадать, что за постройка невозможно через снежную пелену.  Везде трудятся молодые люди. Расчищают дорожки и ведут ещё какие-то работы. Но с удовольствием отвечают на наши  вопросы. Туалеты тоже в порядке. Я полезла по лестнице на смотровую площадку. Перила были в куржаке. Лесенка крутая, но перила надёжные. Только что толку, что я вскарабкалась? Видимости никакой, а вверху ещё и снег кружит и ветерок приличный. Руки сразу же замёрзли. Спустилась, походила с фотоаппаратом, пощёлкала, да времени было уже тринадцать часов. А парни мне сказали, что вездеход подойдёт сюда, я и не спешила. Но меня сомнение взяло через десять минут. Нет, надо спуститься на полянку.
  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ   
          http://www.proza.ru/2020/03/01/1854
 


Рецензии
Здравствуйте, Тамарочка!!

С удовольствием прочитала Ваши рассказы!
Радует не только оптимизм, но и замечательные лит. нотки!

Спасибо Вам! С теплом.
М.К.

Маргарита Курникова   26.04.2020 13:45     Заявить о нарушении
МАРГАРИТА, ТОЛЬКО РАДА ТАКОМУ ОТЗЫВУ.ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.

Тамара Белова   28.04.2020 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.