Жизнь в деревне
-Куда пойдём,- спросила Валя подруг,- может в "кафешке" посидим, отметим конец своих мучений, "обмоем" мороженым и соком свои дипломы.
-Можно и в кафе, как говорится, "обмыть" свои корочки,- поддержала Лена,- жаль, что не красненькие, не дотянули немножко, не хватило силёнок.
-Но всё равно у нас неплохо вышло, у всех только "хор" и "отлично", ни одного "уда" нет,- сказала Люда. Но Галя возразила:
-Нет, ты, видимо, не понимаешь, с красным мы могли бы остаться здесь и получить работу в любой школе, как Алексей Иванов, круглый отличник, его не пошлют в деревню, а нам предстоит где-то грязь месить.
-А нам не страшен серый волк,- весело пропела Лена, я решила вернуться в свой совхоз, ещё перед экзаменами написала заявление с просьбой направить меня на работу именно туда, в родные пенаты.
-Конечно, тебе будет там хорошо,ты вернёшься домой, к родителям, к братьям и сёстре, а нам что светит? И квартиру надо снимать, и хозяйственные проблемы решать,- продолжала Галя описывать будущую жизнь молодой учительницы в сельской местности. - А где и как повышать свой культурный уровень? А вдруг там клуба нет, библиотеки.
-Клубы и библиотеки сейчас есть в любой деревне,- вступила Люда в полемику.
-А тебя не пугает жизнь в деревне?- спросила Галя. - Ты ведь городская, здесь живёшь, к сельской жизни не приучена и к труду. Мы хоть все приехали из деревни, кое-что знаем, умеем.
-Значит, вам легче будет жить и работать, а я постараюсь привыкнуть, научусь чему-нибудь.
-Ой, Людмила, трудно тебе будет,- внесла Валя своё мнение в этот спор.- Кто тебе помогать будет, на одну зарплату нашу не проживёшь, а у твоей мамы забот хватает с младшими, брат и сестра ещё школьники. Ты бы сходила к ректору и завучу, попросила оставить тебя здесь.
-А я уже была у них.
-И что сказали?
-Ничего хорошего, остаться можно, только надо самой позаботиться о трудоустройстве в городе, сразу предупредили: мест в школах не будет, у нас пятеро окончили техникум с отличием и желают остаться в городе.
-Да, сложная ситуация,- посочувствовала Лена подруге.
-Ничего, справимся,- заявила Люда с оптимизмом. -А у тебя, Валя, какие планы, ты не боишься ехать в село, или тоже дома будешь работать, мама твоя учительница, поможет, где надо.
Валя покраснела и смущённо глянула на подруг.
- А я замуж выхожу за парня, он военное училище окончил в этом году, уже лейтенант, отличник учёбы.
-Ой, Валька, какая ты счастливая, и молчит, никому ни слова, тихушница наша, а ещё подруга,- возмутилась Галина.
-Да я сама ещё сомневалась, он недавно сделал мне предложение.
-И кольцо обручальное подарил?
-Нет, откуда у него деньги, пока ещё сам еле концы с концами...
-На свадьбу позовёшь?
-Мы решили скромно отметить регистрацию, скоро будет распределение, и мы сразу уедем с ним туда, куда направит Армия.
-И пока не знаете куда?- спросила Людмила. А Лена пропела:
-Дан приказ ему на запад.
- А ты угадала, возможно, в Германию.
-Ого!- воскликнули девушки хором.
Вскоре выпускники педагогического училища получили направление на работу: Лена, как и рассчитывала, в свой совхоз "Октябрьский", Галина в село Вишнёвка, Людмила в совхоз "Путь Ильича". Валентина от направления отказалась, предъявив Свидетельство о браке, а осенью уехала с мужем за границу. Это было в конце 60-х годов ХХ века.
Зря девушки боялись жизни в деревне, и в селе можно было жить и работать. Никто не растерялся, не спасовал перед трудностями. Галя и Люда весной вышли замуж, нашли своё счастье. Гале помогали родители, жившие тогда недалеко, на разъезде, отец у неё железнодорожник. У родителей было крепкое подсобное хозяйство, и папа с мамой часто привозили дочери гостинцы: мясо, молоко, яйца, поэтому Галина с мужем скотину не держали, и всё своё время отдавали работе и культурному отдыху.
А вот Людмиле и правда пришлось туго. Замуж она вышла по большой взаимной любви за красивого честного парня, который являлся комсоргом в совхозе. Домашними делами он не занимался, не было времени, руководящая работа требовала большой отдачи. На свадьбе молодым подарили корову, а молодая хозяйка доить её не умела, даже не знала, с какой стороны к ней подходить. Пришлось учиться и как то справляться, а то здесь засмеют. Поначалу доила свою бурёнку стоя, боялась сесть на стульчик, чтобы в случае чего вовремя отскочить и убежать. А скотина будто понимала, что рядом с ней доярка никакая, и, казалось, подсмеивалась над молодой хозяйкой. То хвостом её шлёпнет по плечам, по рукам и даже по лицу, то переступает своими конечностями с одного места на другое, мешая девушке сосредоточиться на дойке.
-Ну что ты танцуешь,- говорила Людмила, чуть не плача, вытирая рукавом халата пот и грязь с лица. -Ты же должна понимать, что мне надо получить от тебя молоко, сварить кашу. Ну, стой смирно, пожалуйста. Я ничего плохого тебе не делаю, будь умницей.
А в хату возвращалась грязная, уставшая, расстроенная. Свекровь глянет в подойник, покачает головой и каждый раз скажет:
- Не выдоила ты до конца коровушку, что-то совсем мало молока.
-Не даёт она больше,- жаловалась сноха.
-И не даст, к ней надо по-другому подходить, с лаской, не кричать и дать ломтик хлеба с солью.
- Почему с солью, может лучше с сахаром, вкуснее,- спрашивала молодая хозяйка.
-Нет, ты ей лучше шоколадку поднеси,- подсказала однажды золовка,- она любит и сразу всё молоко тебе отдаст.
На следующий день Людмила, возвращаясь из школы домой, зашла по пути в магазин и вместе с другими продуктами купила несколько плиток шоколада "Алёнка". Вечером, зайдя с подойником в сарай, она улыбалась, напевая весёлую песенку:
-А нам всё равно!
Потом развернула шоколад, бросила обёртки в канаву, поставила ведро под самое вымя коровы и дала своей Зорьке шоколадку. Та взяла конфетку, а Люда смело села на скамеечку и приступила к дойке, нажимая и вытягивая молоко из сосков. В посудину побежали тонкие белые тёплые струйки, со звоном ударяясь о стенки ведра. Хозяйка успокоилась и облегчённо вздохнула, подумав про себя: "Значит, она правда любит сладкое." Было уже почти полведра свежей пахучей благодатной жидкости, как вдруг Зорька подняла хвост, расставила ноги пошире, и другая горячая вонючая жидкость полилась из неё. Люда едва успела подвинуть подойник, но на доярку полетели брызги этой не вовремя взявшейся жидкости.
-Ну что это такое?- воскликнула девушка с досадой,- не могла подождать или раньше это сделать. Давай продолжим работу и будем жить мирно и дружно.
Но, к сожалению, мирно не получилось. Сначала корова махнула своим мокрым хвостом, ударив незадачливую доярку по спине, по рукам, Люда успела прикрыть лицо. Потом вдруг подняла правую заднюю ногу и ударила ею по ведру, оно опрокинулось, молоко вылилось и потекло по грязному сараю, сбегая в канаву с навозом.
-Ой. ну что же ты наделала, столько добра пропало! Что я теперь скажу матери, бабушке, с чем вернусь в дом?
Людмила попыталась продолжить доение, плача и приговаривая:
-Как так можно, и не стыдно тебе, а вот мне стыдно.
Бурёнка повернула свою голову к хозяйке и, казалось, слушала причитания, но отдавать молоко наотрез отказалась. Животное переступало с одного места на другое, будто танцуя, и не очень дружелюбно поглядывало на хозяйку. Потом вообще подогнула ноги и улеглась на сухую подстилку из соломы. На уговоры и требования подняться не обращала внимания. Пришлось "доярке" уйти без молока. Подняв с пола пустое грязное ведро, Люда посмотрела в ясли, где лежало свежее сено, а с ним мокрая шоколадка. Со слезами молодая сноха вернулась в дом с пустым подойником.
Кто-то подумает, что девушка больше никогда не войдёт в сарай и не сядет возле коровы. Ошибаетесь. Трудности позади, всему научилась, с коровой подружилась, хотя эксперимент с шоколадом не удался.
Свидетельство о публикации №220030100497