69. Поспеши меня спасти

При пропускании через себя псалмов становится ясным многое. Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает.

"Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне."

«Боже, спаси меня» – взывает Давид, судя по прямому переводу еврейского текста. Избавление от телесных мук может дать и смерть. Спасение, когда речь идёт о душе – это больше, чем избавление от страданий.

Спасение рассматривается как избавление, когда говорится об избавлении от греха, от смерти и об обретении спасённым Царствия Небесного. Это цель духовных усилий человека и высший дар Бога по Его благодати. Спасение невозможно без проявления веры и без обращения к Богу «за помощью», потому как человек не может совершить никакого духовного действия, пока полностью не отчается в своих возможностях и не придёт к Господу. Только тогда он готов к спасению и тогда оно приходит.

Чтобы человек это понял, Творец направляет и разум, и чувства. А не понимаем, как часто бывает, – «бьёт», каждый раз бросая во всё более и более худшие состояния.
Это путь страданий. Пока мы не достигли осознания конечности, смерти такого пути, мы не сможем с него свернуть.

Давид выражает состояние безысходности, из которого исходит крик к Всевышнему, и именно поэтому этот стих производит впечатление нетерпеливой и тревожной молитвы.
Однако его стихи – «Это тоже Слово Божие, но услышанное человеком, принятое им в сердце, усвоенное и запечатлевшееся на его «плотяных скрижалях», чтобы только затем зазвучать из глубин этого сердца как молитва, обращённая к Богу...», – как сказал о них отец Георгий Чистяков.

"Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!»"

«Пусть возвратятся со стыдом говорящие: "Ага! Ага!"» – читаем в переводе Теилим.

Давид не просит гибели своих многочисленных врагов. Он просит сделать так, чтобы они постыдились, были обращены назад и преданы посмеянию.
Он понимает, что действия врагов направлены не только на захват земель или богатств, а более этого они имеют целью противодействовать духовным свойствам «Израиль», разбить идею о богоизбранности его народа и особой силе Живого Бога.
Ещё более скрытая и даже не всеми осознаваемая вражеская сила, действующая не извне, а изнутри, стремится погубить душу, расстроить разум, увести от Бога к греху или отчаянию.

Внешние и внутренние враги каким-то образом связаны, и это не банальная причинно-следственная связь. Это ощущается как противодействие на пути к Богу и противоборство с Самим Богом.
Творящий и взыскивающий, любящий и судящий не может не вмешаться, и Давид целиком уверен, что Он обратит замыслы нечистых и неправедных вспять – на них самих, и – на всех уровнях.

"Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Бог!»"

Он молится, чтобы Бог наполнил сердца верующих радостью, и чтобы сердца их стали расположены для служения. И он не сомневается, что они разделят с ним благословения, о которых он молится, ибо будут соответствовать этому характеру – не получения и озлобления, а любви и отдачи.

Благоволение Бога – великое наслаждение и блаженство, и пусть стремление ощущать Творца, быть счастливым в Нём будет самым сильным.

"Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли."

И вновь – «…поспеши ко мне! …не замедли». Почему, зачем?!
Здесь пора вспомнить, что это послание всем идущим к Богу отмечено самим Давидом как напоминание.
Он почти слово в слово повторяет Псалом 39, и напоминает не о том, что полезно молиться Богу, чтобы не добавились новые страдания. Даже есть ощущение, что псалмопевец «прибедняется», ибо как же может быть беден и нищ правитель Израиля?

Сказано: «Бойтесь бедных, ибо оттуда придёт спасение». О чём это?
В срезе духовности бедностью называется ощущение человеком своей ничтожности, пустоты; нищетой – сильные стремления к познанию, к высшему миру.
Именно это состояние толкает его к тому, чтобы обрести духовное наполнение – ощутить себя богатым. «Господь из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего». Они – «опасные конкуренты» тех, кто тормозит, зависает в хорошем мнении о себе.

Давид не только царь, он – «духовный лидер». Он молится, чтобы Бог помог, пока народ не ослабел и не погиб. Он поднимает морально-психологическое состояние людей и главное – их тягу к единению.

А народу всё кажется, что Бог, если и помогает, то с опозданием. Писание говорит: «Верующий в Него не торопится». Но народ как совокупность эгоистических желаний (на духовном плане) – не может стать верующим. Его можно только направлять к Богу, вдохновлять. Как только пропадает соответствующая напряжённость духовного поля – народ отпадает от Бога и возвращается к идолам самости и тупого самодовольства.
А среди «служителей Господа» появляются идеи ускорения или опережения божественных воздействий с применением неправедных методов, чтобы «получить заслуги» и присвоить себе результаты от усилий, страданий и жертв народных масс. 

Как учит Давид, мы можем «поторопить» Бога, придя к Нему с молитвой и просьбой, просьбой не о получении, а об исправлении в соответствии с Его великим замыслом.
Это как раз и будут те, которые любят спасение Господа. Лишь они останутся пред Ним и произнесут: «Велик Бог!», так как Он – и причина, и условие спасения, и Само Спасение!


Рецензии
Благодарю Вас, уважаемый Вячеслав, что своим вдохновенным трудом возбуждаете интерес и внимание к священным текстам Псалмов Давидовых! Не хватает времени читать Псалтирь.
Я выделил места, особенно для меня интересные.

"...Спасение рассматривается как избавление, когда говорится об избавлении от греха, от смерти и об обретении спасённым Царствия Небесного.

... человек не может совершить никакого духовного действия, пока полностью не отчается в своих возможностях и не придёт к Господу. Только тогда он готов к спасению и тогда оно приходит.

...Чтобы человек это понял, Творец направляет и разум, и чувства.

...Пока мы не достигли осознания конечности, смерти такого [греховного] пути, мы не сможем с него свернуть.

... скрытая и даже не всеми осознаваемая вражеская сила, действующая не извне, а изнутри, стремится погубить душу, расстроить разум, увести от Бога к греху или отчаянию.

...Творящий и взыскивающий, любящий и судящий не может не вмешаться...

... Давид целиком уверен, что Он обратит замыслы нечистых и неправедных вспять – на них самих, и – на всех уровнях.

Он молится, чтобы Бог наполнил сердца верующих радостью, и чтобы сердца их стали расположены для служения.

Благоволение Бога – великое наслаждение и блаженство, и пусть стремление ощущать Творца, быть счастливым в Нём будет самым сильным.

...Давид не только царь, он – «духовный лидер». Он молится, чтобы Бог помог, пока народ не ослабел и не погиб. Он поднимает морально-психологическое состояние людей и главное – их тягу к единению.

...Как учит Давид, мы можем «поторопить» Бога, придя к Нему с молитвой и просьбой, просьбой не о получении, а об исправлении в соответствии с Его великим замыслом.

О бедных тоже было интересно прочитать:

Сказано: «Бойтесь бедных, ибо оттуда придёт спасение». - ... «Господь из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего». Они – «опасные конкуренты» тех, кто тормозит, зависает в хорошем мнении о себе.

Борис Силуанов   01.03.2020 13:02     Заявить о нарушении
Борис, спасибо за поддержку и похвалу. С Господом будем!

Вячеслав Абрамов   01.03.2020 22:38   Заявить о нарушении